пʼятниця, січня 08, 2010

ПРОЧНЫЙ КОРПУС


Статья капитана 2- го ранга В.Стефановского несмотря нато,что была опубликована несколько лет тому,думаю не потеряла своей актуальности и сегодня.


Вопрос подготовки экипажей, и коман­диров в особенности, — один из главных в вопросах безава­рийности и безопас­ности мореплавания, Начальную подго­товку матрос прохо­дит в учебном отря­де — в "учебке". Очень часто ново­бранца там учат офицеры, не нашед­шие себя на подвод­ной лодке, професси­онально непригод­ные, выпивохи, спи­санные с подплава по состоянию здоровья, нахо­дящиеся не в ладу с дисциплиной и моральными нормами. После "учебки" салаги, придя на под­водную лодку, охватываются Курсом подготовки подводных лодок. Непосредственное участие в их подготовке и, особенно, в воспитании в прочном корпусе принимают и старослужащие - "деды", по-флотски — "годки". Так вот, на подготовку экипажей часто не доставалось и половины предусмотренного Курсом боевой подготовки срока. Кроме того, из-за некомплекта личного состава подводников собирали в одну лодку со всего со­единения. И знания и практические навыки до­бывались уже в море. Мой комбриг капитан 1 ран­га М. Поведенок так и говорил: "Захотят жить – научатся". Позже, для реализации своего "мето­да" подготовки подводников он получил большие возможности: стал адмиралом и получил назна­чение в штаб Северного флота.
Не знаю, что говорил начальник штаба 2-й фло­тилии ТОФ контр-адмирал О. Ерофеев, отправ­ляя неисправную лодку на учение, но учеба в море обошлась в 16 могил.
А кто мог стать командиром подводной лодки? Офицеры допускались на командирский мостик, в первую очередь, по признаку партийной при­надлежности и политической зрелости. Потом – по признаку родственных связей, личной предан­ности начальнику. Профессионализм не был ре­шающим фактором при рассмотрении кандида­та на командирский мостик. А уж его человечес­кие качества – доброта, чуткость были просто обу­зой. Такого командира всерьез никто не воспри­нимал. Другое дело – жесткая требовательность, граничащая с жестокостью, а то и с самодурством. Такого боялись подчиненные и уважали началь­ники. Такой офицер считался перспективным. Правда, потребность в командирских кадрах в силу огромного боевого состава флота была высокой, и командиром, в принципе, мог стать любой (кроме, конечно, беспартийных).
Вот так и получилось, что командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич вместо практичес­кой торпеды при прострелке торпедных аппара­тов пальнул боевой, надолго парализовав движе­ние в Екатерининской гавани г. Полярного, где базировалась четвертая эскадра подводных лодок Северного флота.
Неловко было слушать комментарии некото­рых командиров и флотоводцев относительно причин катастрофы с "Курском". Уже упоминав­шийся А. Гусев утверждал, что виною гибели лод­ки был водород или взрыв аккумуляторов. Ни водород или "взрыв" аккумуляторов лодку до гибели не доведут. Просто, по незнанию, коман­диры водорода очень боятся и оним мерещится, даже в отставке.
Ну а как к подводникам относится государ­ство, флотоводцы, отцы-командиры? Какова их ответственность за жизнь подводника? Выше упо­минались спасательные средства. К ним относят­ся, кроме бачков аварийной пищи, аварийного ин­струмента, аварийных фонариков, которые всегда или отсутствуют или неисправны, еще и аварий­ные буи, и всплывающие камеры. Так вот, по сло­жившейся традиции, чтобыих в шторм не поте­рять (дефицит), эти устройства перед выходом в море намертво приваривались к корпусу. То есть, ПЛ К-429 в этом плане не была исключением. Об этом знали все — и командиры, и проверяю­щие готовность к выходу офицеры штаба флота. Знал об этом и Главком, так как и его путь в высокий кабинет лежал через командирский мо­стик. Кстати, это положение притупляло жела­ние подводника изучать средства спасения. Не случайно "комсомольцы" во время аварии не мог­ли толком воспользоваться спасательными пло­тиками. В свое время у нас были построены две лодки-спасатели. Одна из них спасала экипаж за­тонувшей в 1981 году на ТОФ ПЛ С-178. Не прижились и они на флоте: из-за отсутствия средств и из-за ущербной системы ценностей, сло­жившейся у правительственных и военных чи­нов, эти лодки, под условным названием "Ленок", умерли естественной смертью. Одна из них и сама претерпела аварийное происшествие, связанное с отравлением экипажа выхлопными газами.
В 1980 году к борту плавбазы "Иван Колышкин", которая обеспечивала функционирование 51-й оперативной бригады подводных лодок в Сре­диземном море, в котором я провел полжизни, подошла атомная подводная лодка 670 проекта с двухметровой поперечной трещиной прочного корпуса в районе выдвижных устройств. Во из­бежание заливания отсека забортной водой тре­щина была заклеена эпоксидной смолой. С огра­ничением глубины погружения до 70 метров лод­ка была отправлена в базу, о чем было доложено в ГШ ВМФ. Позже от командира БЧ-5  В. Кривотулова я узнал, что по распоряжению того же ГШ ВМФ лодке по дороге домой пришлось еще нести службу в Северной Атлантике. Такая вот забота о подводниках, такая вот, боевая готовность.
В 1962 году в период Карибского кризиса че­тыре дизельные лодки 641 проекта были отправ­лены на устрашение Америки. Подводники хо­рошо знают, что представляет собой Северная Атлантика в осенне-зимний период. Знали об этом и в Главном штабе ВМФ. Знали в Главном шта­бе и систему противолодочной обороны США и с какими силами придется столкнуться нашим "дизелям". Как известно, дизельной подводной лодке периодически приходится всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторной бата­реи, пополнения запаса воздуха высокого давле­ния, вентилирования отсеков, удаления бытовых отходов и отработавших пластин регенерации воздуха. Все это при современной противолодоч­ной обороне (ПЛО) делает ее весьма уязвимой, вероятность скрытного ухода лодки после при­менения оружия практически равна нулю. Ем­кость батареи обеспечивает продолжительность пребывания под водой при самом экономичном режиме не более трех суток. Потом, независимо от обстановки наверху, нужно всплывать. Но это, так сказать, военно-техническая сторона дела. Есть и другая – бытовая. На 85 человек экипажа под­водной лодки 641 проекта – 30 коек. Так что подводник для отдыха устраивается на запасных торпедах, на дизелях, в аккумуляторных ямах, а то и просто на палубе. Но это не главное. Особен­ностью, существенной и понятной для подводни­ка, является ограниченный запас пресной воды: четыре литра на человека в сутки. Мытье, чист­ка зубов только водой из океана. Проблема с во­дой усугублялась еще и тем, что основной запас пресной воды находился в забортной цистерне и она, эта вода, часто засаливалась из-за нарушения герметичности цистерны. Через внутреннюю ци­стерну третьего отсека проходили топливные тру­бопроводы, и вода в ней часто оказывалась с при­месью соляра. Не удивительно, что подводник суп из забортной воды запивал компотом наполови­ну с соляром. Правда, подводным лодкам часто срок боевой службы Главным штабом продле­вался, и тогда и суп из забортной воды казался вполне съедобным. Для примера скажу, что на ПЛ Б-36, принимавшей участие в разрешении Ка­рибского кризиса, суточная норма воды составля­ла 250 (двести пятьдесят) граммов. Но и это для подводника мелочь. Даже 2% -ное содержание уг­лекислого газа в атмосфере отсека он переносил со свойственным ему энтузиазмом и терпением. Ну, это небольшое отступление. Маленькая деталь.
Претерпев изнурительный переход через Север­ную Атлантику, наши "дизеля" всплыли в окру­жении кораблей ВМС США. Длительное пресле­дование и неисправности материальной части ис­тощили запас плотности батареи и воздуха высо­кого давления. Командир ПЛ Б-130 капитан 2 ранга Н.А. Шумков, оказавшись без хода из-за неисправности дизелей, находясь в плотном коль­це кораблей НАТО, решил, было, пальнуть всем имевшимся в его распоряжении арсеналом обыч­ных и ядерных торпед по ближайшему авианос­цу. Тем более что получил неопределенную ин­струкцию: действовать по обстановке. Возможно, отмена в последний момент торпедной атаки и удержала мир от гибели. Но для командира Шумкова, как он считает сам, дело не в этом. Главный штаб ответственности за применение оружия на себя не взял, возложил ее на командиров. Кроме того, высокие чиновники из Главного штаба, в том числе и Главком адмирал С.Г. Горшков, не со­мневались, что лодки будут обнаружены и, в слу­чае развития конфликта, уничтожены, так как ока­зались в ситуации неадекватного военного и тех­нического превосходства сил НАТО. После "раз­бора полетов" в Министерстве обороны многие ко­мандиры жалели, что всплыли. Кто чего еще не­допонимал, то на встрече с офицерами после воз­вращения из похода начальник Политуправления Северного флота адмирал Ф.Я. Сизов внес ясность: "А мы вас живыми и не ждали".
Подводники быстро забывают и про компот с соляром, и про водород, 60-ти градусную жару в отсеках, про воздух пополам с углекислым га­зом и топливными парами. Но мысль о том, что они оказались заложниками политических амби­ций, не даетим покоя до сих пор. Правда, не все на эту "мелочь" и обратили внимание.
Цель, даже самая авантюрная и сомнительная – любой ценой. Эта цена – человеческая жизнь. Операция по защите далекой Кубы под кодовым названием "Анадырь" обошлась нам в 57 могил. Останки погибших покоятся на Кубе. На их воз­вращение на родные погосты у Родины, которой служили ее защитники, не хватило средств.
"Партия и правительство", даже путем преда­тельства своих защитников и народа, навязывали миру социализм.
А как хоронили? - Украдкой, в чужих гарнизо­нах, ночью, чтобы не будоражить общественное мнение. 2 марта 1972 года жители Полярного на взгорье в Кислой губе к своему удивлению обна­ружили свежее массовое захоронение. Это братс­кая могила подводников ПЛ К-19 из состава 1-й флотилии АЛЛ. Как всегда, флот принял все меры, чтобы это тяжелое происшествие скрыть. Даже тела погибших 28 подводников доставили из За­падной Лиды в Полярный для погребения.
Во время аварии 4 июня 1961 года на этой же подводной лодке восемь человек получили зап­редельную дозу облучения. По мере угасания в Московской клинической больнице их хоронили на Кузьминском кладбище. Памятник - малень­кая пирамидка со звездой наверху. Лишь спустя 37 лет, когда их могилы уже совсем не прогля­дывались среди чертополоха и бурьяна, силами общественности и руководства "Мосэнерго" им был установлен "человеческий" памятник.
Довести подводника до гибели и сдать на руки родителей и общественности — вот кредо адми­ралов, на деле бывших не флотоводцами, а пере­страховщиками и чинодралами.
Почти четыре года бились осиротевшие семьи "комсомольцев»-севастопольцев об увековечива­нии памяти погибших. Я обратился к командо­ванию Черноморского флота. Вскоре получил ответ: на памятники на флоте средств нет, не по­ложено. Правда, начальник финансового управ­ления полковник Н.П. Макаров в строжайшем секрете оплатил часть счетов "Морского собра­ния". Памятник трем севастопольцам, погибшим на "Комсомольце" был установлен. Спустя де­сять лет я хочу, не таясь, выразить признатель­ность и уважение полковнику Н.П. Макарову за человечность и понимание ситуации. Только жаль: нет уже его в живых...
Ну, а как реагируют отцы-командиры на ги­бель своих людей и кораблей своего соединения? Может, подают рапорт об увольнении? Нет. Про­являют командирскую твердость и не сдаются. Известный нам контр-адмирал О. Ерофеев, вско­ре после катастрофы с К-429 стал командующим 1-й флотилией атомных подводных лодок Север­ного флота. Под его "командованием" утонул "Комсомолец", ушедший на боевую службу со сбор­ным экипажем, неисправной материальной час­тью и исчерпанным ресурсом систем и механиз­мов. Вскоре после этой трагедии он стал коман­дующим Северным флотом. Упоминавшийся выше командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич, когда в его экипаже застрелился матрос, растерянно воскликнул: "Ну  все, теперь снимут!" Не сняли. Позже он даже стал командиром ди­визии подводных лодок. В период его командо­вания при погрузке боезапаса на АЛЛ оборва­лась и упала ракета. Погибло семь человек. Тоже не сняли. Вице-адмирал В. Зайцев, начальник Главного Технического управления, отвечающий за техническую исправность, нормы эксплуатации кораблей и их ремонт, после гибели "Комсомоль­ца" стал полным адмиралом. А попытавшийся разобраться в причинах гибели "Комсомольца" Герой Советского Союза вице-адмирал Е. Чернов был тут же уволен в запас, хотя Главком В.Н. Чернавин незадолго до этого отзывался о нем, как об одном из лучших специалистов флота.
Подробно состояние дел в "прочном корпусе" в 1990 году было доложено ГК ВМФ Адмиралу Флота Советского Союза В.Н. Чернавину. Реак­ция Главкома была однозначной: "Негативщина!" А автор исследования из флотского перспектив­ного офицера превратился в сторожа садоводчес­кого кооператива. - Система вольностей не про­щала, флот же, как и армия, стояли на страже си­стемы.
Прочный корпус должен быть герметичен! Сор из отсеков не выносить! Спустя десять лет я эту ориентацию Главкома вспомнил. "Курск" для это­го является серьезным основанием.
Как мы уже знаем, непременным условием для занятия офицером командирского мостика яв­ляется его политическая зрелость. Что это такое? Не знаю. Но, по возвращении из автономного по­хода ПЛ К-318 из состава 9 эскадры ПЛ ПЛ, имевшей два аварийных происшествия, тяжкие увечья подводников, состояние материальной ча­сти, едва позволившее ошвартоваться к родному причалу в п. Видяево, командир лодки капитан 1 ранга Д. Смирнов доложил командиру эскад­ры: "Матчасть в строю, личный состав здоров. Готов выполнить любое задание партии и прави­тельства". В служебной характеристике Д. Смир­нова было записано: политически зрелый.
Покончивший с собой матрос из экипажа ПЛ Б-169 жаловался заместителю командира брига­ды подводных лодок по политчасти капитану 2 ранга Н. Захаренко, что его избивают "годки". Замполит посоветовал ему потерпеть - "деды" скоро демобилизуются, а соцсоревнование оглас­кой можно завалить. Матрос, как мы помним, уро­ков воспитания не вынес. В представлении очень "застенчивого" Н. Захаренко, о чем знало все со­единение, к очередному воинскому званию "ка­питан 1 ранга" была отмечена его моральная ус­тойчивость и политическая зрелость. В служеб­ной характеристике вице-адмирала О. Ерофеева на должность командующего Северным флотом, кроме моральной устойчивости и политической зрелости, был отмечен еще и высокий профессио­нализм.
Кстати, как формировался корпус замполитов? По прибытию на корабль не все молодые офице­ры могли в установленный срок сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению своим подразделением и часто именно они составляли резерв будущих политработников.
Но многим механический, минерский, штурман­ский хлеб просто казался слишком черным. Вот и стал неудавшийся механик Н. Захаренко ин­женером человеческих душ и победителем соц­соревнования. Звание "капитан 1 ранга" получил вовремя.
Сейчас это уже не "замполиты", а "заместители командиров по воспитательной работе". Но сути это не меняет.
Начальник политотдела 4-й эскадры подводных лодок Северного флота контр-адмирал В.Е. Сергодеев, человек высоких партийных принципов и политической зрелости, в своей "работе с личным составом" призывал офицеров опираться на ком­сомол. Не бояться трудностей. Проявлять боль­ше воли и настойчивости. А в свободное от "ра­боты с личным составом" время, а то и по совме­стительству, демонстрировал свою большую волю и настойчивость в вымогательстве. За мзду мож­но было получить повышение, отправку на учебу, загранкомандировку, откупиться от малых и больших служебных и бытовых оплошностей. Обо­брав эскадру, "минер-замполит" Сергодеев стал уже Членом Военного Совета флотилии в той самой Западной Лице. Там "личного состава" и возможностей оказалось еще больше. Все знали, что мина, заложенная в сознание "личного соста­ва" воспитателем Сергодеевым, сработает в сле­дующем поколении, но были рады, что его убра­ли, хоть и с повышением.
... Серия аварий и катастроф, т.е. мирные поте­ри, не подтолкнули отцов флота к совершенство­ванию системы спасения. Наоборот. Отведенные флоту средства вкладывались в строительство новых кораблей в ущерб безопасности моряка. Боевой состав флота, при этом, создавался опере­жающими темпами, напролом. А подводник до сих пор, в случае нештатной ситуации в прочном корпусе, включается в индивидуальный спасатель­ный аппарат ИДА-59, принятый на вооружение в 1959 году. А когда ситуация выходит за преде­лы прочного корпуса, то, как в случае с "Курс­ком", на помощь приглашаются страны НАТО - те, против которых мы и строили прочный кор­пус, в ущерб своему подводнику.
Чем отличается подводник 70-80-х годов от со­временного? Отличие есть, и существенное. Если раньше подводник мог взять с подводной лодки домой, в гараж гаечные ключи, лампочки, ветошь, даже спирт, то сейчас ему приходится ключи, лам­почки, ветошь, другие расходные материалы при­обретать в магазине или уносить из дому. Иначе в море не выйти.
Подводник, кому суп из забортной воды и ком­пот наполовину с соляром не кажется несъедоб­ным, к тому же еще вчера не получал и зарплату. "Нет средств". Их фактически нет: исчерпаны. Из-за гибели кораблей, навигационных происше­ствий, аварий и пожаров, непрофессионального об­ращения с техникой по причине низкой общей, морской и подводной культуры и неуважения к подводнику, в равной мере, как и к защитнику Родины вообще, флот из белопарадного мундира государства превратился в петлю на его шее.
(окончание следует..)





Немає коментарів: