Вопрос подготовки экипажей, и командиров в особенности, — один из главных в вопросах безаварийности и безопасности мореплавания, Начальную подготовку матрос проходит в учебном отряде — в "учебке". Очень часто новобранца там учат офицеры, не нашедшие себя на подводной лодке, профессионально непригодные, выпивохи, списанные с подплава по состоянию здоровья, находящиеся не в ладу с дисциплиной и моральными нормами. После "учебки" салаги, придя на подводную лодку, охватываются Курсом подготовки подводных лодок. Непосредственное участие в их подготовке и, особенно, в воспитании в прочном корпусе принимают и старослужащие - "деды", по-флотски — "годки". Так вот, на подготовку экипажей часто не доставалось и половины предусмотренного Курсом боевой подготовки срока. Кроме того, из-за некомплекта личного состава подводников собирали в одну лодку со всего соединения. И знания и практические навыки добывались уже в море. Мой комбриг капитан 1 ранга М. Поведенок так и говорил: "Захотят жить – научатся". Позже, для реализации своего "метода" подготовки подводников он получил большие возможности: стал адмиралом и получил назначение в штаб Северного флота.
Не знаю, что говорил начальник штаба 2-й флотилии ТОФ контр-адмирал О. Ерофеев, отправляя неисправную лодку на учение, но учеба в море обошлась в 16 могил.
А кто мог стать командиром подводной лодки? Офицеры допускались на командирский мостик, в первую очередь, по признаку партийной принадлежности и политической зрелости. Потом – по признаку родственных связей, личной преданности начальнику. Профессионализм не был решающим фактором при рассмотрении кандидата на командирский мостик. А уж его человеческие качества – доброта, чуткость были просто обузой. Такого командира всерьез никто не воспринимал. Другое дело – жесткая требовательность, граничащая с жестокостью, а то и с самодурством. Такого боялись подчиненные и уважали начальники. Такой офицер считался перспективным. Правда, потребность в командирских кадрах в силу огромного боевого состава флота была высокой, и командиром, в принципе, мог стать любой (кроме, конечно, беспартийных).
Вот так и получилось, что командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич вместо практической торпеды при прострелке торпедных аппаратов пальнул боевой, надолго парализовав движение в Екатерининской гавани г. Полярного, где базировалась четвертая эскадра подводных лодок Северного флота.
Неловко было слушать комментарии некоторых командиров и флотоводцев относительно причин катастрофы с "Курском". Уже упоминавшийся А. Гусев утверждал, что виною гибели лодки был водород или взрыв аккумуляторов. Ни водород или "взрыв" аккумуляторов лодку до гибели не доведут. Просто, по незнанию, командиры водорода очень боятся и оним мерещится, даже в отставке.
Ну а как к подводникам относится государство, флотоводцы, отцы-командиры? Какова их ответственность за жизнь подводника? Выше упоминались спасательные средства. К ним относятся, кроме бачков аварийной пищи, аварийного инструмента, аварийных фонариков, которые всегда или отсутствуют или неисправны, еще и аварийные буи, и всплывающие камеры. Так вот, по сложившейся традиции, чтобыих в шторм не потерять (дефицит), эти устройства перед выходом в море намертво приваривались к корпусу. То есть, ПЛ К-429 в этом плане не была исключением. Об этом знали все — и командиры, и проверяющие готовность к выходу офицеры штаба флота. Знал об этом и Главком, так как и его путь в высокий кабинет лежал через командирский мостик. Кстати, это положение притупляло желание подводника изучать средства спасения. Не случайно "комсомольцы" во время аварии не могли толком воспользоваться спасательными плотиками. В свое время у нас были построены две лодки-спасатели. Одна из них спасала экипаж затонувшей в 1981 году на ТОФ ПЛ С-178. Не прижились и они на флоте: из-за отсутствия средств и из-за ущербной системы ценностей, сложившейся у правительственных и военных чинов, эти лодки, под условным названием "Ленок", умерли естественной смертью. Одна из них и сама претерпела аварийное происшествие, связанное с отравлением экипажа выхлопными газами.
В 1980 году к борту плавбазы "Иван Колышкин", которая обеспечивала функционирование 51-й оперативной бригады подводных лодок в Средиземном море, в котором я провел полжизни, подошла атомная подводная лодка 670 проекта с двухметровой поперечной трещиной прочного корпуса в районе выдвижных устройств. Во избежание заливания отсека забортной водой трещина была заклеена эпоксидной смолой. С ограничением глубины погружения до 70 метров лодка была отправлена в базу, о чем было доложено в ГШ ВМФ. Позже от командира БЧ-5 В. Кривотулова я узнал, что по распоряжению того же ГШ ВМФ лодке по дороге домой пришлось еще нести службу в Северной Атлантике. Такая вот забота о подводниках, такая вот, боевая готовность.
В 1962 году в период Карибского кризиса четыре дизельные лодки 641 проекта были отправлены на устрашение Америки. Подводники хорошо знают, что представляет собой Северная Атлантика в осенне-зимний период. Знали об этом и в Главном штабе ВМФ. Знали в Главном штабе и систему противолодочной обороны США и с какими силами придется столкнуться нашим "дизелям". Как известно, дизельной подводной лодке периодически приходится всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторной батареи, пополнения запаса воздуха высокого давления, вентилирования отсеков, удаления бытовых отходов и отработавших пластин регенерации воздуха. Все это при современной противолодочной обороне (ПЛО) делает ее весьма уязвимой, вероятность скрытного ухода лодки после применения оружия практически равна нулю. Емкость батареи обеспечивает продолжительность пребывания под водой при самом экономичном режиме не более трех суток. Потом, независимо от обстановки наверху, нужно всплывать. Но это, так сказать, военно-техническая сторона дела. Есть и другая – бытовая. На 85 человек экипажа подводной лодки 641 проекта – 30 коек. Так что подводник для отдыха устраивается на запасных торпедах, на дизелях, в аккумуляторных ямах, а то и просто на палубе. Но это не главное. Особенностью, существенной и понятной для подводника, является ограниченный запас пресной воды: четыре литра на человека в сутки. Мытье, чистка зубов только водой из океана. Проблема с водой усугублялась еще и тем, что основной запас пресной воды находился в забортной цистерне и она, эта вода, часто засаливалась из-за нарушения герметичности цистерны. Через внутреннюю цистерну третьего отсека проходили топливные трубопроводы, и вода в ней часто оказывалась с примесью соляра. Не удивительно, что подводник суп из забортной воды запивал компотом наполовину с соляром. Правда, подводным лодкам часто срок боевой службы Главным штабом продлевался, и тогда и суп из забортной воды казался вполне съедобным. Для примера скажу, что на ПЛ Б-36, принимавшей участие в разрешении Карибского кризиса, суточная норма воды составляла 250 (двести пятьдесят) граммов. Но и это для подводника мелочь. Даже 2% -ное содержание углекислого газа в атмосфере отсека он переносил со свойственным ему энтузиазмом и терпением. Ну, это небольшое отступление. Маленькая деталь.
Претерпев изнурительный переход через Северную Атлантику, наши "дизеля" всплыли в окружении кораблей ВМС США. Длительное преследование и неисправности материальной части истощили запас плотности батареи и воздуха высокого давления. Командир ПЛ Б-130 капитан 2 ранга Н.А. Шумков, оказавшись без хода из-за неисправности дизелей, находясь в плотном кольце кораблей НАТО, решил, было, пальнуть всем имевшимся в его распоряжении арсеналом обычных и ядерных торпед по ближайшему авианосцу. Тем более что получил неопределенную инструкцию: действовать по обстановке. Возможно, отмена в последний момент торпедной атаки и удержала мир от гибели. Но для командира Шумкова, как он считает сам, дело не в этом. Главный штаб ответственности за применение оружия на себя не взял, возложил ее на командиров. Кроме того, высокие чиновники из Главного штаба, в том числе и Главком адмирал С.Г. Горшков, не сомневались, что лодки будут обнаружены и, в случае развития конфликта, уничтожены, так как оказались в ситуации неадекватного военного и технического превосходства сил НАТО. После "разбора полетов" в Министерстве обороны многие командиры жалели, что всплыли. Кто чего еще недопонимал, то на встрече с офицерами после возвращения из похода начальник Политуправления Северного флота адмирал Ф.Я. Сизов внес ясность: "А мы вас живыми и не ждали".
Подводники быстро забывают и про компот с соляром, и про водород, 60-ти градусную жару в отсеках, про воздух пополам с углекислым газом и топливными парами. Но мысль о том, что они оказались заложниками политических амбиций, не даетим покоя до сих пор. Правда, не все на эту "мелочь" и обратили внимание.
Цель, даже самая авантюрная и сомнительная – любой ценой. Эта цена – человеческая жизнь. Операция по защите далекой Кубы под кодовым названием "Анадырь" обошлась нам в 57 могил. Останки погибших покоятся на Кубе. На их возвращение на родные погосты у Родины, которой служили ее защитники, не хватило средств."Партия и правительство", даже путем предательства своих защитников и народа, навязывали миру социализм.
А как хоронили? - Украдкой, в чужих гарнизонах, ночью, чтобы не будоражить общественное мнение. 2 марта 1972 года жители Полярного на взгорье в Кислой губе к своему удивлению обнаружили свежее массовое захоронение. Это братская могила подводников ПЛ К-19 из состава 1-й флотилии АЛЛ. Как всегда, флот принял все меры, чтобы это тяжелое происшествие скрыть. Даже тела погибших 28 подводников доставили из Западной Лиды в Полярный для погребения.
Во время аварии 4 июня 1961 года на этой же подводной лодке восемь человек получили запредельную дозу облучения. По мере угасания в Московской клинической больнице их хоронили на Кузьминском кладбище. Памятник - маленькая пирамидка со звездой наверху. Лишь спустя 37 лет, когда их могилы уже совсем не проглядывались среди чертополоха и бурьяна, силами общественности и руководства "Мосэнерго" им был установлен "человеческий" памятник.
Довести подводника до гибели и сдать на руки родителей и общественности — вот кредо адмиралов, на деле бывших не флотоводцами, а перестраховщиками и чинодралами.
Почти четыре года бились осиротевшие семьи "комсомольцев»-севастопольцев об увековечивании памяти погибших. Я обратился к командованию Черноморского флота. Вскоре получил ответ: на памятники на флоте средств нет, не положено. Правда, начальник финансового управления полковник Н.П. Макаров в строжайшем секрете оплатил часть счетов "Морского собрания". Памятник трем севастопольцам, погибшим на "Комсомольце" был установлен. Спустя десять лет я хочу, не таясь, выразить признательность и уважение полковнику Н.П. Макарову за человечность и понимание ситуации. Только жаль: нет уже его в живых...
Ну, а как реагируют отцы-командиры на гибель своих людей и кораблей своего соединения? Может, подают рапорт об увольнении? Нет. Проявляют командирскую твердость и не сдаются. Известный нам контр-адмирал О. Ерофеев, вскоре после катастрофы с К-429 стал командующим 1-й флотилией атомных подводных лодок Северного флота. Под его "командованием" утонул "Комсомолец", ушедший на боевую службу со сборным экипажем, неисправной материальной частью и исчерпанным ресурсом систем и механизмов. Вскоре после этой трагедии он стал командующим Северным флотом. Упоминавшийся выше командир ПЛ Б-169 капитан 3 ранга Е. Бородич, когда в его экипаже застрелился матрос, растерянно воскликнул: "Ну все, теперь снимут!" Не сняли. Позже он даже стал командиром дивизии подводных лодок. В период его командования при погрузке боезапаса на АЛЛ оборвалась и упала ракета. Погибло семь человек. Тоже не сняли. Вице-адмирал В. Зайцев, начальник Главного Технического управления, отвечающий за техническую исправность, нормы эксплуатации кораблей и их ремонт, после гибели "Комсомольца" стал полным адмиралом. А попытавшийся разобраться в причинах гибели "Комсомольца" Герой Советского Союза вице-адмирал Е. Чернов был тут же уволен в запас, хотя Главком В.Н. Чернавин незадолго до этого отзывался о нем, как об одном из лучших специалистов флота.
Подробно состояние дел в "прочном корпусе" в 1990 году было доложено ГК ВМФ Адмиралу Флота Советского Союза В.Н. Чернавину. Реакция Главкома была однозначной: "Негативщина!" А автор исследования из флотского перспективного офицера превратился в сторожа садоводческого кооператива. - Система вольностей не прощала, флот же, как и армия, стояли на страже системы.
Прочный корпус должен быть герметичен! Сор из отсеков не выносить! Спустя десять лет я эту ориентацию Главкома вспомнил. "Курск" для этого является серьезным основанием.
Как мы уже знаем, непременным условием для занятия офицером командирского мостика является его политическая зрелость. Что это такое? Не знаю. Но, по возвращении из автономного похода ПЛ К-318 из состава 9 эскадры ПЛ ПЛ, имевшей два аварийных происшествия, тяжкие увечья подводников, состояние материальной части, едва позволившее ошвартоваться к родному причалу в п. Видяево, командир лодки капитан 1 ранга Д. Смирнов доложил командиру эскадры: "Матчасть в строю, личный состав здоров. Готов выполнить любое задание партии и правительства". В служебной характеристике Д. Смирнова было записано: политически зрелый.
Покончивший с собой матрос из экипажа ПЛ Б-169 жаловался заместителю командира бригады подводных лодок по политчасти капитану 2 ранга Н. Захаренко, что его избивают "годки". Замполит посоветовал ему потерпеть - "деды" скоро демобилизуются, а соцсоревнование оглаской можно завалить. Матрос, как мы помним, уроков воспитания не вынес. В представлении очень "застенчивого" Н. Захаренко, о чем знало все соединение, к очередному воинскому званию "капитан 1 ранга" была отмечена его моральная устойчивость и политическая зрелость. В служебной характеристике вице-адмирала О. Ерофеева на должность командующего Северным флотом, кроме моральной устойчивости и политической зрелости, был отмечен еще и высокий профессионализм.
Кстати, как формировался корпус замполитов? По прибытию на корабль не все молодые офицеры могли в установленный срок сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению своим подразделением и часто именно они составляли резерв будущих политработников.
Но многим механический, минерский, штурманский хлеб просто казался слишком черным. Вот и стал неудавшийся механик Н. Захаренко инженером человеческих душ и победителем соцсоревнования. Звание "капитан 1 ранга" получил вовремя.
Сейчас это уже не "замполиты", а "заместители командиров по воспитательной работе". Но сути это не меняет.
Начальник политотдела 4-й эскадры подводных лодок Северного флота контр-адмирал В.Е. Сергодеев, человек высоких партийных принципов и политической зрелости, в своей "работе с личным составом" призывал офицеров опираться на комсомол. Не бояться трудностей. Проявлять больше воли и настойчивости. А в свободное от "работы с личным составом" время, а то и по совместительству, демонстрировал свою большую волю и настойчивость в вымогательстве. За мзду можно было получить повышение, отправку на учебу, загранкомандировку, откупиться от малых и больших служебных и бытовых оплошностей. Обобрав эскадру, "минер-замполит" Сергодеев стал уже Членом Военного Совета флотилии в той самой Западной Лице. Там "личного состава" и возможностей оказалось еще больше. Все знали, что мина, заложенная в сознание "личного состава" воспитателем Сергодеевым, сработает в следующем поколении, но были рады, что его убрали, хоть и с повышением.
... Серия аварий и катастроф, т.е. мирные потери, не подтолкнули отцов флота к совершенствованию системы спасения. Наоборот. Отведенные флоту средства вкладывались в строительство новых кораблей в ущерб безопасности моряка. Боевой состав флота, при этом, создавался опережающими темпами, напролом. А подводник до сих пор, в случае нештатной ситуации в прочном корпусе, включается в индивидуальный спасательный аппарат ИДА-59, принятый на вооружение в 1959 году. А когда ситуация выходит за пределы прочного корпуса, то, как в случае с "Курском", на помощь приглашаются страны НАТО - те, против которых мы и строили прочный корпус, в ущерб своему подводнику.
Чем отличается подводник 70-80-х годов от современного? Отличие есть, и существенное. Если раньше подводник мог взять с подводной лодки домой, в гараж гаечные ключи, лампочки, ветошь, даже спирт, то сейчас ему приходится ключи, лампочки, ветошь, другие расходные материалы приобретать в магазине или уносить из дому. Иначе в море не выйти.
Подводник, кому суп из забортной воды и компот наполовину с соляром не кажется несъедобным, к тому же еще вчера не получал и зарплату. "Нет средств". Их фактически нет: исчерпаны. Из-за гибели кораблей, навигационных происшествий, аварий и пожаров, непрофессионального обращения с техникой по причине низкой общей, морской и подводной культуры и неуважения к подводнику, в равной мере, как и к защитнику Родины вообще, флот из белопарадного мундира государства превратился в петлю на его шее.
(окончание следует..)
Немає коментарів:
Дописати коментар