На сколько можно было бы поднять уровень профессиональной подготовки подводника, его подводной культуры, сохрани мы те средства, которые оказались истраченными на строительство утопленных кораблей и подводных лодок! Но этим не исчерпывается поток выбрасываемых средств.
Помню в 1983 году Кронштадтский морской завод (КМОЛЗ) принял в ремонт артиллерийский крейсер 68 А проекта под названием "Октябрьская революция". Дорого обошлась эта "революция" народу! После четырехлетней стоянки в ремонте и 5-ти миллионных затрат корабль был списан за неремонтопригодностью. Кто ответил за выброшенные деньги? Никто. На том же КМОЛЗе проходил ремонт и переоборудование под ракетно-техническую базу один из приобретенных у Морского флота сухогрузов 567 проекта под названием "Равенство". Когда затраты на ремонт подобрались к трем миллионам он тоже был списан по той же причине. Эсминец "Благородный" проекта 61 МП сразу после ремонта пошел на разделочную базу. Стоимость его ремонта составила 5 миллионов рублей. Стоимость ремонта уже известной нам К-429 составила около 350 миллионов рублей. В конце ремонта она затонула прямо у стенки 49-го судоремонтного завода в Петропавловске-Камчатском. После подъема все началось сначала. ПЛ С-97 Черноморского флота, едва закончив ремонт в 1981 году на СРЗ 13, в 1982 году уже была списана в утиль. А вот просто анекдот. ПЛБ-59 Северного флота после ремонта на КМОЛЗе в 1984 году была определена в консервацию. Стоимость ремонта составила 1,81 миллиона рублей. В 1989 году — расконсервирована. Ей был произведен доковый ремонт. Заменен легкий корпус, освидетельствована система ВВД. Стоимость работ составила 380 тысяч рублей. Техническое управление выделило ей и новую аккумуляторную батарею. После ее установки подводная лодка внутренним путем в транспортном доке была переведена на Черноморский флот, что обошлось флоту в 260 тысяч рублей. Не успела она прибыть на ЧФ, а в штабе флота уже лежала директива ДФ-013 от 31.01.1990 г. о списании лодки в металлолом. А в это же время по причине нехватки ремонтных мощностей и средств подводные лодки (!) ремонтировались силами личного состава. В свое время после такого ремонта ПЛ Б-57 пришла в Средиземное море для несения боевой службы практически раздетой: без легкого корпуса, без топлива, с неисправной системой воздуха низкого давления, пять баллонов ВВД оказались на дне Средиземного моря. О состоянии подводной лодки знали и комбриг капитан 1 ранга В.А. Горохов, и командир 4-й эскадры контр-адмирал О.П. Шадрич. Провожал подводную лодку на годичную боевую службу первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Н.И. Ховрин: "Ни хрена! Справятся!" — Лично отдал при этом швартовый конец.
Справлялись, как мы уже знаем, не все.
В это же время, по той же причине нехватки своих ремонтных мощностей корабли и подводные лодки Северного флота отправлялись на ремонт в Югославию, на завод "Савва Ковачевич".
Ремонт кораблей ВМФ в Югославии - особая тема. Скажу лишь, что ремонт подводной лодки 641 проекта на КМОЛЗ обходился в 1,81 миллиона рублей. На "Савве Ковачевиче" - 5 миллионов долларов. А ремонту подвергалась лишь механическая часть. ПЛ Б-94 в 1978 году, выйдя из такого ремонта, боевую службу нести не смогла из-за неисправности главного гребного двигателя. ПЛ Б-854, выйдя из ремонта, была списана из-за коррозии шпангоутов прочного корпуса. Плавбаза Северного флота, выйдя из ремонта, из-за неисправности материальной части, в т.ч. главного генератора кормовой машины, была отправлена в ремонт уже в Союз. Потом, уже после ремонта, была тоже списана.
Я, как флагманский механик бригады, отвечал и болел за материальную часть, ее исправность и боеготовность. Как гражданин Советского Союза я еще болел и за этот Союз. Сказал представителю технического управления ВМФ по ремонтным делам в Тивате на заводе "Савва Ковачевич" капитану 1 ранга В.И. Паршину, что, мол, ремонт тут малоэффективен, даже опасен, т.к. корабль выходил из ремонта, и очень часто, неисправным. Даже неспециалисту видно, что, если друзья-югославы отремонтировали только энергоустановку, корабельные системы, корпус, т.е. БЧ-5, хотя и не всегда удачно, то материальная часть всех остальных служб к концу ремонта приходила в такое состояние, что о безопасности плавания говорить не приходилось. Не буду утомлять читателя примерами. Приструнил меня и пристыдил представитель ВМФ: большое дело, мол, делаем, поддерживаем социалистический лагерь, а есть вот такие недоумки, которые задают дурацкие вопросы. Поймите же: это, образно говоря, политический ремонт. Все остальное – мелочи. Будьте выше, смотрите дальше!
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар