Позже, по прибытию в Союз, в родной Поляр¬ный, мне за мою близорукость, за отсутствие по¬литической зрелости пришлось претерпеть мощ¬ный пресс со стороны особого отдела и политорганов. А в период чистки партийных рядов меня чистил сам, уже известный нам, начальник поли¬тотдела эскадры В.Е. Сергодеев. Потому новый партбилет получил лишь с третьего захода. Но печать политической незрелости на мне так и осталась. До сих пор. Но дело не в этом. Конвей¬ер по уничтожению народных средств работал ис¬правно.
А семьям погибших 32 подводников в 1981 году на ПЛ С-178 Военно-Морской Флот выделил по 300 рублей. На траурном митинге в Североморске 15 апреля 1989 года в связи с гибелью "Комсо¬мольца" матери погибшего лейтенанта А. Шостака от высокого генерала из Министерства оборо¬ны досталось 250 рублей. Генерал при этом от¬влек Лидию Григорьевну в сторону и заставил расписаться за "полученную сумму". Социализм – это учет!
Все вопросы, связанные с погребением погиб¬ших, обустройством быта осиротевших семей ре¬шались флотской общественностью с помощью пущенной по кругу флотской шапки. На соци¬альную защиту подводникаи его семьи средств не предусматривалось.
А в это же время, например, на Черноморском флоте в Севастополе строились очередные памят¬ники социализму. Один из них – в Алсу. Это гор¬ное предместье Севастополя. Когда все уже, в об¬щем, вылезают на свет божий из нор, мы эту са¬мую нору начали рыть в горном массиве, чтобы гарантированно уберечь там своих адмиралов. Когда возникает вопрос социальной и техничес¬кой защиты подводника после очередного про¬исшествия, то он со смертной тоской в глазах смот¬рит на это многомиллионное мрачное подземе¬лье, где зарыты его социальные гарантии. В 1960 году похожий объект, напоминающий черную дыру, был сооружен в Балаклаве, – для укрытия боевого состава 155-й бригады подводных лодок. Одна лишь проходка – сквозной тоннель - дыра в горном массиве обошлась в 69 миллионов руб¬лей. В эту дыру ушли пенсии не одного поколе¬ния ветеранов. Самый свежий памятник флотс¬кому руководству в Севастополе – это незавер¬шенка флотского завода ЖБИ, остовы которого, совместно с оборудованием и подведенным к нему и уже заросшим бурьяном железнодорож-ным полотном, наводят на мысль о бренности всего сущего. Сейчас обширные территории и по-мещения несостоявшегося завода обживает мел¬кий домашний скот и севастопольские бомжи.
Легкую усмешку и недоумение вызывает в этой ситуации интервью известного нам О. Ерофеева, уже к тому времени ставшего командующим Се¬верным флотом и полным адмиралом, в кото¬ром он жалуется на государство, мол, из-за недо¬статка финансирования корабли длительное вре¬мя находятся без ремонта. Шоры чиновничьей безответственности не позволили адмиралу заме¬тить черную дыру, куда с его собственной помо¬щью уходили народные деньги.
Можно, как ни-то, понять, что государство в лице "партии и правительства" не жалело средств на свою опору — армию. Но почему эти средства так бездумно расходовались, попросту уничтожались, пониманию не поддается. Хорошо, если при ре¬формировании армия и флот на эту черную дыру не наступили бы в очередной раз.
... Как могла оказаться на дне подводная лодка "Курск", унеся с собой жизни 118 подводников? Она утонула по тем же причинам, что потонули и до нее. Потому что плавала в море полной безот¬ветственности, непрофессионализма, техническо¬го и морского бескультурья и неуважения к про¬стому труженику моря – подводнику со стороны высоких адмиралов. Впрочем, и не только со сто¬роны их, флотских.
Выше уже говорилось, что приходится претер¬певать подводнику, оказавшемуся в прочном кор¬пусе. Вот это его терпение и неприхотливость и эксплуатировали флотоводцы нещадным обра¬зом. Это подтвердил и сам высокий адмирал из Главного штаба ВМФ А. Побожий, пытаясь при¬тушить общественный накал, вызванный гибелью "Курска": "Не нужно волноваться, наши подвод¬ники привычные, потерпят". Другие "прошлые" адмиралы вторили своему современному колле¬ге: производится плановая работа, чего там не¬рвничать! Этим сказано все.
Непосредственной причиной гибели "Курска" могло быть и простое столкновение. Дело в том, что в учениях всегда "принимают участие" и не¬прошеные гости из НАТО. Маневрирование "Кур¬ска" без учета этого обстоятельства вкупе с недо¬статочным наблюдением за подводной обстанов¬кой могло привести к тяжелому навигационному происшествию. В подобной ситуации оказалась уже упоминавшаяся АПЛ К-19, когда 15 ноября 1969 года в полигоне боевой подготовки столкнулась с американской АПЛ "Гетоу". Но К-19 по¬везло больше. Уместно отметить, что командир "Гетоу" после столкновения занял исходную по¬зицию для торпедного залпа по К-19. Ну, как иН.А. Шумков в Саргассовом море. Кто знает, мо¬жет на этот раз подводная дуэль и состоялась
Не исключена возможность и взрыва внутри лодки. ПЛ Б-37 в 1962 году по этой причине погибла прямо у причала. Внутренний взрыв, кро¬ме того, мог быть следствием столкновения.
Подводные столкновения – это особая статья. В истории нашего флота их было достаточно. Наши – с нашими, наши – с американцами, наши - с островом, с грунтом, как Б-6, и т.д. В 1981 году на учениях НАТО в Средиземном море нашу атом¬ную подводную лодку переехал американский эсминец "Koninchem". С обломками его винтов, впившихся в ограждение боевой рубки, лодка пришла в Западную Лицу. В 1979 году ПЛ Б-6 по невнимательности командира капитана 3 ран¬га А.П. Бекетова столкнулась с ГКС на мерной миле в Рижском заливе. Позже, в 1982 году, в полигоне боевой подготовки ей не хватило глу¬бины и она с ходу ударилась о грунт. На борту лодки находился начальник штаба 96-й бригады подводных лодок капитан 1 ранга А.В. Пакканен. Уместно отметить, что практически все ава¬рийные происшествия, катастрофы и другие боль¬шие и мелкие неприятности случались и проис¬ходили именно тогда, когда на борту находился старший - "дядька". Уже известная нам подвод¬ная лодка Б-94 из состава 42-й бригады ПЛ Се¬верного флота в простых условиях при выполне¬нии торпедных стрельб столкнулась в Кольском заливе с торпедоловом. Опрокинутый кверху ки¬лем торпедолов унес с собой семь человек.
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар