Присутствие старшего на борту корабля с не¬подготовленным экипажем и командиром нис¬колько не решало проблемы безопасности и беза¬варийности плавания. И старший на борту вмес¬те с экипажем становились заложниками соб¬ственного непрофессионализма и низкой морской культуры. Уже упоминавшаяся ПЛ Б-6 с началь¬ником штаба на борту из-за неточности в расче¬те дифферентовки не могла погрузиться. Сообща решили загнать подводную лодку ходом на глу¬бину. Хотя и с трудом, но это удалось. На глубине 50 метров раздался взрыв в районе 5 отсека и лодка камнем пошла вниз. С помощью всего за¬паса воздуха высокого давления, максимального хода лодка с большим трудом "из глубины при¬шла домой". Что же произошло? Носовая выго¬родка топливной цистерны № 6 оказалась неза¬мещенной. А это – 9 тонн веса. После разрыва цистерны на глубине при большой инерции лод¬ка утяжелилась на эти 9 тонн, усугубив ситуа¬цию. При одинаково безответственной, как и в случае с К-429, подготовке лодки к выходу в море Б-6 повезло больше. В такой же ситуации уже упоминавшаяся К-429 оказалась на дне.
А что же касается столкновений, то объектом подводного тарана для Б-59 из состава 4-й эскад¬ры подводных лодок Северного флота стало побе¬режье Фарерских островов.
Плавание под водой – это не только ответствен¬ность, но и очень важный элемент не просто мор¬ской, а подводной культуры. И командир тут — голова. Все на нем. По одной из похожих на прав¬ду версий ПЛ К-129 в 1968 году и затонула в результате столкновения с американской лодкой "Суордфиш".
Дело в том, что при подводном столкновении среди участников инцидента правых нет, есть толь¬ко жертвы. Это главная особенность подводного плавания. Под воду требования МППСС не рас¬пространяются. Сейчас многие видят причину ка¬тастрофы в столкновении с иностранной ПЛ. Может быть и так. Я думаю, что это именно так. Но руководитель учения обязан был по много¬летнему опыту знать, что всегда в районе учений присутствует чужая лодка, в равной мере, как и наша на "их" учениях. Обязан был лично обра¬тить внимание командира на это обстоятельство. При непрерывном и внимательном наблюдении за подводной обстановкой и грамотном маневри¬ровании участники учений и "гости" обычно "рас¬ходятся по-хорошему".
Государственная комиссия в причинах катаст¬рофы с "Курском" разберется, если захочет. Правда, уже, еще до разбирательства и установления при¬чин катастрофы, как это было и в случае с "Ком¬сомольцем", правительство за свои упущения и невнимание по отношению к подводникам реши¬ло откупиться государственными наградами. И впервые — материальной помощью.
Причина взрыва в первом отсеке ПЛ Б-37, при¬ведшая к катастрофе, установлена не была. Уси¬лия флота были направлены на сокрытие от об¬щественности самого факта взрыва. Взрыв в 1962 году у четвертого причала Екатерининской гава¬ни г. Полярного не пополнил положительный багаж знаний подводников.
Возможно, только этоймалости и не хватило "Курску"...
Передавая флотский штурвал очередному Глав¬кому, адмирал В.Н. Чернавин передал и флотс¬кие традиции, ну, вроде, как политическое заве¬щание: прочный корпус должен быть герметич¬ным — если невозможно скрыть, то, хотя бы, "отмазаться"! Народ должен гордиться своей Арми¬ей и Флотом и их высокой боевой готовностью. И быть в ней уверен.
А что значит "отмазаться"? Это пустить пыль в глаза общественности и тем временем, пока вы будете барахтаться в этой неразберихе, уйти в сторону от конкретного вопроса, задать встречный,' перескочить на другой вопрос или тему. Ну, как известный "Черный квадрат" К. Малевича: за¬кинуть дурилку и за ней спрятаться.
Вот как отмазывается "специалист"высокогоранга в бытность начальником Главного штаба ВМФ адмирал флота К. Макаров:
"... Четвертая ПЛА затонула в 1983 году (К-429, упоминавшаяся выше — B.C.) на мелководье в районе дифферентовки у Камчатки. (Для того и производится дифферентовка, чтобы ПЛ не за-тонула на больших глубинах при первом же по¬гружении). Экипаж лодки был спасен, сама она поднята, восстановлена и сейчас находится на плаву - используется как тренажер для подго-товки экипажей ПЛА. Аналогичный пример есть и на флоте США". ("Красная Звезда, 2 февраля 1991 г.) Все же легче! Непосредственно от специ¬алиста высокого ранга общественность, наконец, узнала, что дифферентовка с утоплением подвод¬ной лодки на мелководье допустима, а вот на боль¬ших глубинах нежелательна. Хотя любой подвод¬ник знает, что корректировка плавучести подвод¬ной лодки (дифферентовка) производится в гава¬ни на спокойной воде с целью окончательной про¬верки системы погружения и всплытия перед выходом в море и подготовки ПЛ к немедлен¬ному погружению в случае необходимости за пре¬делами гавани, ну и чтобы не занимать попусту полигонное время, учитывая, в том числе, как правило, очень неблизкое расположение полиго¬нов. Эти соображения относительно цели диффе¬рентовки в гавани закреплены и организацион¬но-руководящими документами ГШ ВМФ, в соот¬ветствии с требованиями которых выход в море неудифферентованной ПЛ просто запрещен. Но широкая общественность Корабельный Устав и РБЖ не читает и ей можно, по мнению высокого адмирала, втирать очки и пудрить мозги. Но это — не главное и может быть воспринято, как не-достаточно продуманный ответ начальника Глав¬ного штаба корреспонденту. Однако сообщение о том, что экипаж был спасен, кроме того, что не соответствует действительности, еще и безнрав¬ственно. В первые минуты аварии погибло 14 человек — весь личный состав четвертого отсека. Или это по мнению начальника Главного штаба не члены экипажа?! (Это к вопросу о ценности жизни подводника).
Нет худа без добра. Не будь утоплена лодка, не было бы сейчас и тренажера для подготовки эки¬пажей ПЛА. Но начальник ГШ ВМФ очень уж сократил путь ПЛ К-429 от утопления до пре¬вращения в тренажер. После подъема и восста¬новительного ремонта, за который налогоплатель¬щик заплатил без малого 300 000 000 (триста миллионов) рублей, она снова была утоплена, уже, правда, не в море, а у заводского причала. Уже после этого, второго утопления, была снова вос¬становлена и используется как тренажер.
Профессия моряка связана с риском. Это — бесспорно. Профессия подводника — тем более. Море полно неожиданностей. Все ли мы сделали, чтобы от этих неожиданностей застраховать под¬водника? Все ли мы сделали для того, чтобы в слу¬чае его гибели воздать ему должное: память, со¬циальную защиту семье? Нет! Мы этот вопрос об¬ходили стороной. Отмазывались. Даже критика недостатков была умеренной. Вот "успехи" - это подлежало безудержному восхвалению. В ущерб боеготовности и защите моряка. Можно ли в этой ситуации говорить о боевой готовности, в кото¬рую мы, впрочем, верили. Давайте посмотрим.
Начнем с дежурных подводных лодок. Дежур¬ная подводная лодка обычно находилась у при¬чала или в точке якорной стоянки с ядерным бо¬езапасом на борту и укомплектованным личным составом, "готовая выполнить любое задание партии и правительства". О дежурной подводной лодке К-429 мы уже знаем. Дизельная подводная лодка Б-2, находясь в боевом дежурстве, в 1976 году в экстренной ситуации от причала из-за не¬исправности энергоустановки отойти не смогла. Может эти примеры случайны? Нет. В боевом дежурстве, в основном, оказывались корабли с ис¬черпанным моторесурсом и истекшим межре¬монтным сроком.
На подводных лодках постоянной готовности, которые находились в море, как ПЛ Б-34, Б-326, К-318,.сигнал аварийной тревоги практически не умолкал до возвращения в базу. Их боевое де¬журство в Средиземном море заключалось в ре¬монте материальной части у борта плавбазы или плавмастерской. На АПЛ К-19 сигнал тревоги не умолкал даже в базе. На АПЛ К-27 этот сиг¬нал смолк только после утопления лодки у Но¬вой Земли.
Составляющей частью боевого состава ВМФ яв¬ляются корабли консервации, так сказать, холод¬ного резерва. Есть и нормы относительно их ре¬сурса. "По секрету" скажу: по ресурсу - 2/3 от полного, материальная часть – полностью исправ¬на. Так вот. В 1986 году 25-й бригаде подводных лодок при комплексной проверке штабом ЛенВМБ была поставлена задача: находящуюся в консервации подводную лодку проекта 613 ввести в состав сил постоянной боевой готовнос¬ти. Состояние материальной части лодки оказа¬лось таково, что ни усилий адмирала И.Х. Галустова из штаба ЛенВМБ, ни всей мощи КМОЛЗ на ввод в строй лодки не хватило. Кста¬ти, на страже боевой готовности 25-й бригады подводных лодок стоял известный нам замполит капитан 1 ранга Н.В. Захаренко.
В 1989 году в состав Каспийской флотилии с целью повышения ее боевой готовности и мощи Се¬верный флот передал эсминец под названием "Гриф". До того этот "Гриф" составлял "холодный резерв" Северного флота. По прибытию в Баку он буксирами был ошвартован к стенке 23-го военно¬го завода: редкие механизмы могли работать без вмешательства заводских специалистов.
А что же касается столкновений, то объектом подводного тарана для Б-59 из состава 4-й эскад¬ры подводных лодок Северного флота стало побе¬режье Фарерских островов.
Плавание под водой – это не только ответствен¬ность, но и очень важный элемент не просто мор¬ской, а подводной культуры. И командир тут — голова. Все на нем. По одной из похожих на прав¬ду версий ПЛ К-129 в 1968 году и затонула в результате столкновения с американской лодкой "Суордфиш".
Дело в том, что при подводном столкновении среди участников инцидента правых нет, есть толь¬ко жертвы. Это главная особенность подводного плавания. Под воду требования МППСС не рас¬пространяются. Сейчас многие видят причину ка¬тастрофы в столкновении с иностранной ПЛ. Может быть и так. Я думаю, что это именно так. Но руководитель учения обязан был по много¬летнему опыту знать, что всегда в районе учений присутствует чужая лодка, в равной мере, как и наша на "их" учениях. Обязан был лично обра¬тить внимание командира на это обстоятельство. При непрерывном и внимательном наблюдении за подводной обстановкой и грамотном маневри¬ровании участники учений и "гости" обычно "рас¬ходятся по-хорошему".
Государственная комиссия в причинах катаст¬рофы с "Курском" разберется, если захочет. Правда, уже, еще до разбирательства и установления при¬чин катастрофы, как это было и в случае с "Ком¬сомольцем", правительство за свои упущения и невнимание по отношению к подводникам реши¬ло откупиться государственными наградами. И впервые — материальной помощью.
Причина взрыва в первом отсеке ПЛ Б-37, при¬ведшая к катастрофе, установлена не была. Уси¬лия флота были направлены на сокрытие от об¬щественности самого факта взрыва. Взрыв в 1962 году у четвертого причала Екатерининской гава¬ни г. Полярного не пополнил положительный багаж знаний подводников.
Возможно, только этоймалости и не хватило "Курску"...
Передавая флотский штурвал очередному Глав¬кому, адмирал В.Н. Чернавин передал и флотс¬кие традиции, ну, вроде, как политическое заве¬щание: прочный корпус должен быть герметич¬ным — если невозможно скрыть, то, хотя бы, "отмазаться"! Народ должен гордиться своей Арми¬ей и Флотом и их высокой боевой готовностью. И быть в ней уверен.
А что значит "отмазаться"? Это пустить пыль в глаза общественности и тем временем, пока вы будете барахтаться в этой неразберихе, уйти в сторону от конкретного вопроса, задать встречный,' перескочить на другой вопрос или тему. Ну, как известный "Черный квадрат" К. Малевича: за¬кинуть дурилку и за ней спрятаться.
Вот как отмазывается "специалист"высокогоранга в бытность начальником Главного штаба ВМФ адмирал флота К. Макаров:
"... Четвертая ПЛА затонула в 1983 году (К-429, упоминавшаяся выше — B.C.) на мелководье в районе дифферентовки у Камчатки. (Для того и производится дифферентовка, чтобы ПЛ не за-тонула на больших глубинах при первом же по¬гружении). Экипаж лодки был спасен, сама она поднята, восстановлена и сейчас находится на плаву - используется как тренажер для подго-товки экипажей ПЛА. Аналогичный пример есть и на флоте США". ("Красная Звезда, 2 февраля 1991 г.) Все же легче! Непосредственно от специ¬алиста высокого ранга общественность, наконец, узнала, что дифферентовка с утоплением подвод¬ной лодки на мелководье допустима, а вот на боль¬ших глубинах нежелательна. Хотя любой подвод¬ник знает, что корректировка плавучести подвод¬ной лодки (дифферентовка) производится в гава¬ни на спокойной воде с целью окончательной про¬верки системы погружения и всплытия перед выходом в море и подготовки ПЛ к немедлен¬ному погружению в случае необходимости за пре¬делами гавани, ну и чтобы не занимать попусту полигонное время, учитывая, в том числе, как правило, очень неблизкое расположение полиго¬нов. Эти соображения относительно цели диффе¬рентовки в гавани закреплены и организацион¬но-руководящими документами ГШ ВМФ, в соот¬ветствии с требованиями которых выход в море неудифферентованной ПЛ просто запрещен. Но широкая общественность Корабельный Устав и РБЖ не читает и ей можно, по мнению высокого адмирала, втирать очки и пудрить мозги. Но это — не главное и может быть воспринято, как не-достаточно продуманный ответ начальника Глав¬ного штаба корреспонденту. Однако сообщение о том, что экипаж был спасен, кроме того, что не соответствует действительности, еще и безнрав¬ственно. В первые минуты аварии погибло 14 человек — весь личный состав четвертого отсека. Или это по мнению начальника Главного штаба не члены экипажа?! (Это к вопросу о ценности жизни подводника).
Нет худа без добра. Не будь утоплена лодка, не было бы сейчас и тренажера для подготовки эки¬пажей ПЛА. Но начальник ГШ ВМФ очень уж сократил путь ПЛ К-429 от утопления до пре¬вращения в тренажер. После подъема и восста¬новительного ремонта, за который налогоплатель¬щик заплатил без малого 300 000 000 (триста миллионов) рублей, она снова была утоплена, уже, правда, не в море, а у заводского причала. Уже после этого, второго утопления, была снова вос¬становлена и используется как тренажер.
Профессия моряка связана с риском. Это — бесспорно. Профессия подводника — тем более. Море полно неожиданностей. Все ли мы сделали, чтобы от этих неожиданностей застраховать под¬водника? Все ли мы сделали для того, чтобы в слу¬чае его гибели воздать ему должное: память, со¬циальную защиту семье? Нет! Мы этот вопрос об¬ходили стороной. Отмазывались. Даже критика недостатков была умеренной. Вот "успехи" - это подлежало безудержному восхвалению. В ущерб боеготовности и защите моряка. Можно ли в этой ситуации говорить о боевой готовности, в кото¬рую мы, впрочем, верили. Давайте посмотрим.
Начнем с дежурных подводных лодок. Дежур¬ная подводная лодка обычно находилась у при¬чала или в точке якорной стоянки с ядерным бо¬езапасом на борту и укомплектованным личным составом, "готовая выполнить любое задание партии и правительства". О дежурной подводной лодке К-429 мы уже знаем. Дизельная подводная лодка Б-2, находясь в боевом дежурстве, в 1976 году в экстренной ситуации от причала из-за не¬исправности энергоустановки отойти не смогла. Может эти примеры случайны? Нет. В боевом дежурстве, в основном, оказывались корабли с ис¬черпанным моторесурсом и истекшим межре¬монтным сроком.
На подводных лодках постоянной готовности, которые находились в море, как ПЛ Б-34, Б-326, К-318,.сигнал аварийной тревоги практически не умолкал до возвращения в базу. Их боевое де¬журство в Средиземном море заключалось в ре¬монте материальной части у борта плавбазы или плавмастерской. На АПЛ К-19 сигнал тревоги не умолкал даже в базе. На АПЛ К-27 этот сиг¬нал смолк только после утопления лодки у Но¬вой Земли.
Составляющей частью боевого состава ВМФ яв¬ляются корабли консервации, так сказать, холод¬ного резерва. Есть и нормы относительно их ре¬сурса. "По секрету" скажу: по ресурсу - 2/3 от полного, материальная часть – полностью исправ¬на. Так вот. В 1986 году 25-й бригаде подводных лодок при комплексной проверке штабом ЛенВМБ была поставлена задача: находящуюся в консервации подводную лодку проекта 613 ввести в состав сил постоянной боевой готовнос¬ти. Состояние материальной части лодки оказа¬лось таково, что ни усилий адмирала И.Х. Галустова из штаба ЛенВМБ, ни всей мощи КМОЛЗ на ввод в строй лодки не хватило. Кста¬ти, на страже боевой готовности 25-й бригады подводных лодок стоял известный нам замполит капитан 1 ранга Н.В. Захаренко.
В 1989 году в состав Каспийской флотилии с целью повышения ее боевой готовности и мощи Се¬верный флот передал эсминец под названием "Гриф". До того этот "Гриф" составлял "холодный резерв" Северного флота. По прибытию в Баку он буксирами был ошвартован к стенке 23-го военно¬го завода: редкие механизмы могли работать без вмешательства заводских специалистов.
Немає коментарів:
Дописати коментар