Хочу от себя и от моих сослуживцев,проживающих на Украине,да и от тех кто живет в России и других странах, выразить глубокую
благодарность писателю,офицеру-подводнику капитану 1- го ранга ШИЛИНУ ВЛАДИМИРУ
ВИЛЕНОВИЧУ за его рассказ о трагической судье атомной подводной лодки первого поколения ,ее экипаже К-8 в
Бискайском заливе в апреле 1970 года.
В этом году исполняется 40 лет со дня той страшной трагедии.Конечно не все смог в своей
повести рассказать автор, есть неточности, есть и много вопросов,но он сделал
главное-довел до читателя -
стойкость,мужество и героизм экипажа АПЛ К-8 и ее командира Всеволода Бессонова, проявленный во время пожара и спасения своих товарищей.В
великому сожалению за эти годы ничего не
изменилось в действиях властьдержащих. Как всегда задача чиновников состоит в том ,чтобы прикрыть свои задницы и теплые местечка в этом
случаи.
Все аварии скрывались под грифом «Совершенно Секретно».Этим
самым скрывалась некомпетентность,тупость,разгильдяйство тех,кто строил первые
атомоходы,кто насильно посылал их в море неукомплектованными и технически
неготовыми выполнять боевую задачу. .Брали
от моряков-подводников расписки на 25-30 лет,тем самым просто закрывали им
рот.Адмиралам и другой рати чиновников
мне кажется было выгодно, чтобы моряки-подводники в случаи тяжелых аварий в море погибали,чем
выживали.Ведь тогда все концы в воду и никто ничего не сможет доказать,назвать
виновных. С мертвыми проще-наградили, и
забыли.Вспомним первый советский
ракетоносец К-19 и то,что потом на нем
произошло в походе. Экипаж практически спас мир от страшных последствий ядерного противостояния.И что? По приходу в
базу командира корабля затаскали по комиссиям, на него пытались завести уголовное дело.А что же те кто
конструировал этот корабль,кто посылал его в море? Они остались как всегда «неприкасаемые»
..Вот что пишет в своем дневнике капитан 1- го ранга командир К-19 ,ныне
покойный Николай Затеев будучи на одном из совещании, на котором шла
речь о ядерной аварии на К-19.
«Ничего не сказал - промолчал - сидевший в конференц-зале главный конструктор нашего реактора академик Николай Антонович Доллежаль. Свое мнение он высказал позже - в книге "Атомная энергия":
"Следует отметить, что эксплуатацию реакторов первого поколения, особенно в первые годы, осуществлял личный состав, который отличался своей самоотверженностью и однако при этом не обладал (возможно, не по своей вине) тем, что в современных документах называется "культурой эксплуатации". Не трудно продолжить мысль академика: "Именно поэтому произошли разрыв импульсной трубки первого контура и все печальные последствия аварии".
Слово "культура" означает "возделывание". Но ведь именно мы, подводники-атомщики первого поколения, помогали вам, Николай Антонович, возделывать никем еще не паханное поле - корабельную атомную энергетику. Причем знали мы ее не хуже ваших инженеров, так как принимали участие в монтаже и испытаниях. У нас хватило "эксплуатационной культуры" даже на то, чтобы в нечеловеческих условиях найти способ создать ту самую систему аварийного охлаждения активной зоны, которую генеральный конструктор Доллежаль забыл предусмотреть и которую после нашего печального опыта стали ставить на всех последующих реакторах. И за эту вашу недоработку восемь человек из "бескультурного" в эксплуатационном плане экипажа заплатили своими жизнями.
Вы недоумеваете, говоря о чернобыльской катастрофе: "Зачем понадобилось отключать аварийное охлаждение реактора, что категорически запрещено правилами эксплуатации?!" Но вы не хотите вспоминать, что у нас на К-19 вообще не было системы аварийного охлаждения, которая была создана и смонтирована аварийной партией лейтенанта Корчилова.
Ничего не сказал - промолчал - сидевший в конференц-зале главный конструктор нашего реактора академик Николай Антонович Доллежаль. Свое мнение он высказал позже - в книге "Атомная энергия":
"Следует отметить, что эксплуатацию реакторов первого поколения, особенно в первые годы, осуществлял личный состав, который отличался своей самоотверженностью и однако при этом не обладал (возможно, не по своей вине) тем, что в современных документах называется "культурой эксплуатации". Не трудно продолжить мысль академика: "Именно поэтому произошли разрыв импульсной трубки первого контура и все печальные последствия аварии".
Слово "культура" означает "возделывание". Но ведь именно мы, подводники-атомщики первого поколения, помогали вам, Николай Антонович, возделывать никем еще не паханное поле - корабельную атомную энергетику. Причем знали мы ее не хуже ваших инженеров, так как принимали участие в монтаже и испытаниях. У нас хватило "эксплуатационной культуры" даже на то, чтобы в нечеловеческих условиях найти способ создать ту самую систему аварийного охлаждения активной зоны, которую генеральный конструктор Доллежаль забыл предусмотреть и которую после нашего печального опыта стали ставить на всех последующих реакторах. И за эту вашу недоработку восемь человек из "бескультурного" в эксплуатационном плане экипажа заплатили своими жизнями.
Вы недоумеваете, говоря о чернобыльской катастрофе: "Зачем понадобилось отключать аварийное охлаждение реактора, что категорически запрещено правилами эксплуатации?!" Но вы не хотите вспоминать, что у нас на К-19 вообще не было системы аварийного охлаждения, которая была создана и смонтирована аварийной партией лейтенанта Корчилова. «
Восемь подводников отдали свою жизнь,чтобы исправить ошибку тех,кто конструктировал лодку и впоследствии вешал на свою грудь очередные награды и звезды на погоны. Когда героически погибших подводников,хотели представить к Золотой Медали Героя .один из высших руководителей Флота сказал,что « у нас за аварии не награждают» Разве это не проявление высшего цинизма со стороны тех,кто обязан в первую очередь думать о безопасности моряков-подводников.
Да разве только так отнеслись в командиру и экипажу АПЛ К-19? Давайте вспомним атомную подводную лодку К-27,на которой произошла ядерная авария 24 мая 1968 года?
Те,кто послал насильно корабль неготовый для этого в море, снова остались «неприкасаемые», а виновный оказался командир и экипаж.За гибель Пяти подводников и облучении 144 человек никто не понес серйозного наказания.Но за то звания и награды сыпались ученным,военным еще когда апл только совершала свой первый испытательный поход в Атлантику.. и морякам –подводникам еще не раз придется на себе.на своем здоровье испытать все «прелести» недоработок и ошибок тех,кто конструировал сам корабль и его ядерные реакторы.Но кого интересовала жизнь и здоровье экипажа? Для Системы они были просто « винтиками», и как сказал бывший командующий Северным флотом после очередной гибели атомохода,обращаясь к матерям» Вы рожайте сыновей ,а применение мы им найдем…»
(продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар