понеділок, лютого 15, 2010




Хочу от себя и от моих сослуживцев,проживающих  на Украине,да и от тех кто живет в России и  других странах, выразить глубокую благодарность писателю,офицеру-подводнику капитану 1- го ранга ШИЛИНУ ВЛАДИМИРУ ВИЛЕНОВИЧУ за его рассказ о трагической судье атомной подводной лодки  первого поколения ,ее экипаже К-8 в Бискайском заливе в апреле 1970 года.
В этом году исполняется 40 лет со дня той  страшной трагедии.Конечно не все смог в своей повести рассказать автор, есть неточности, есть и много вопросов,но он  сделал  главное-довел до читателя  - стойкость,мужество и героизм  экипажа  АПЛ К-8 и ее командира  Всеволода Бессонова, проявленный  во время пожара и спасения своих товарищей.В великому сожалению за  эти годы ничего не изменилось в действиях властьдержащих. Как всегда задача   чиновников  состоит в том ,чтобы  прикрыть свои задницы и теплые местечка в этом случаи.
Все аварии скрывались под грифом «Совершенно Секретно».Этим самым скрывалась некомпетентность,тупость,разгильдяйство тех,кто строил первые атомоходы,кто насильно посылал их в море неукомплектованными и технически неготовыми  выполнять боевую задачу.   .Брали от моряков-подводников расписки на 25-30 лет,тем самым просто закрывали им рот.Адмиралам и другой  рати чиновников мне кажется было выгодно, чтобы    моряки-подводники  в случаи тяжелых аварий в море погибали,чем выживали.Ведь тогда все концы в воду и никто ничего не сможет доказать,назвать виновных.   С мертвыми проще-наградили, и забыли.Вспомним  первый советский ракетоносец К-19 и то,что потом  на нем произошло в походе. Экипаж практически спас мир от страшных последствий  ядерного противостояния.И что? По приходу в базу командира корабля затаскали по комиссиям, на него  пытались завести уголовное дело.А что же те кто конструировал этот корабль,кто посылал его в море? Они остались как всегда «неприкасаемые» ..Вот что пишет в своем дневнике капитан 1- го ранга командир К-19 ,ныне покойный  Николай Затеев  будучи на одном из совещании, на котором шла речь о ядерной аварии на К-19.



 «Ничего не сказал - промолчал - сидевший в конференц-зале главный конструктор нашего реактора академик Николай Антонович Доллежаль. Свое мнение он высказал позже - в книге "Атомная энергия":
"Следует отметить, что эксплуатацию реакторов первого поколения, особенно в первые годы, осуществлял личный состав, который отличался своей самоотверженностью и однако при этом не обладал
(возможно, не по своей вине) тем, что в современных документах называется "культурой эксплуатации". Не трудно продолжить мысль академика: "Именно поэтому произошли разрыв импульсной трубки первого контура и все печальные последствия аварии".
Слово "культура" означает "возделывание". Но ведь именно мы, подводники-атомщики первого поколения, помогали вам, Николай Антонович, возделывать никем еще не паханное поле - корабельную атомную энергетику. Причем знали мы ее не хуже ваших инженеров, так как принимали участие в монтаже и испытаниях. У нас хватило "эксплуатационной культуры" даже на то, чтобы в нечеловеческих условиях найти способ создать ту самую систему аварийного охлаждения активной зоны, которую генеральный конструктор Доллежаль забыл предусмотреть и которую после нашего печального опыта стали ставить на всех последующих реакторах. И за эту вашу недоработку восемь человек из "бескультурного" в эксплуатационном плане экипажа заплатили своими жизнями.
Вы недоумеваете, говоря о чернобыльской катастрофе: "Зачем понадобилось отключать аварийное охлаждение реактора, что категорически запрещено правилами эксплуатации?!" Но вы не хотите вспоминать, что у нас на К-19 вообще не было системы аварийного охлаждения, которая была создана и смонтирована аварийной партией лейтенанта Корчилова.
Ничего не сказал - промолчал - сидевший в конференц-зале главный конструктор нашего реактора академик Николай Антонович Доллежаль. Свое мнение он высказал позже - в книге "Атомная энергия":
"Следует отметить, что эксплуатацию реакторов первого поколения, особенно в первые годы, осуществлял личный состав, который отличался своей самоотверженностью и однако при этом не обладал
(возможно, не по своей вине) тем, что в современных документах называется "культурой эксплуатации". Не трудно продолжить мысль академика: "Именно поэтому произошли разрыв импульсной трубки первого контура и все печальные последствия аварии".
Слово "культура" означает "возделывание". Но ведь именно мы, подводники-атомщики первого поколения, помогали вам, Николай Антонович, возделывать никем еще не паханное поле - корабельную атомную энергетику. Причем знали мы ее не хуже ваших инженеров, так как принимали участие в монтаже и испытаниях. У нас хватило "эксплуатационной культуры" даже на то, чтобы в нечеловеческих условиях найти способ создать ту самую систему аварийного охлаждения активной зоны, которую генеральный конструктор Доллежаль забыл предусмотреть и которую после нашего печального опыта стали ставить на всех последующих реакторах. И за эту вашу недоработку восемь человек из "бескультурного" в эксплуатационном плане экипажа заплатили своими жизнями.
Вы недоумеваете, говоря о чернобыльской катастрофе: "Зачем понадобилось отключать аварийное охлаждение реактора, что категорически запрещено правилами эксплуатации?!" Но вы не хотите вспоминать, что у нас на К-19 вообще не было системы аварийного охлаждения, которая была создана и смонтирована аварийной партией лейтенанта Корчилова. «
Восемь подводников отдали свою жизнь,чтобы исправить ошибку тех,кто конструктировал лодку и впоследствии  вешал на свою грудь очередные награды и   звезды на  погоны.  Когда героически погибших подводников,хотели представить к Золотой Медали Героя .один из высших руководителей Флота  сказал,что « у нас за аварии не награждают» Разве это не проявление высшего цинизма со стороны тех,кто обязан в первую очередь думать о безопасности  моряков-подводников.
Да разве только так отнеслись в командиру и экипажу АПЛ К-19? Давайте вспомним атомную подводную лодку К-27,на которой произошла ядерная авария 24 мая 1968 года?
Те,кто послал  насильно корабль неготовый для этого в море, снова остались «неприкасаемые», а виновный оказался командир и экипаж.За гибель Пяти подводников и облучении 144 человек  никто не понес серйозного наказания.Но за то звания и награды сыпались   ученным,военным еще  когда апл только совершала свой первый испытательный поход в Атлантику.. и морякам –подводникам еще не раз придется на себе.на своем здоровье испытать все «прелести» недоработок и ошибок тех,кто конструировал сам корабль и его ядерные реакторы.Но кого  интересовала жизнь и здоровье экипажа? Для Системы они были просто « винтиками», и как сказал бывший командующий Северным флотом после очередной гибели атомохода,обращаясь к матерям» Вы рожайте сыновей ,а применение мы им найдем…»
(продолжение следует)

Немає коментарів: