28 февраля 1989г. атомная подводная лодка «Комсомолец» вышла в боевой поход под командованием кап. 1 ранга Евгения Алексеевича Ванина. Район боевой службы - Норвежское море и дальше – Атлантика. Эта подводная лодка была на тот момент уникальной. Корпус был изготовлен из титанового сплава. Рабочая глубина погружения - 1 000 метров, тогда как остальные подводные лодки имели глубину погружения 240-320 метров. Экипаж состоял из 69 человек. Срочной службы было 12 человек, остальные-офицеры и мичмана. Поход проходил нормальной обстановке. 7 апреля в 11.03 прозвучал сигнал тревоги «Температура в 7 отсеке 70 градусов».По кораблю объявлена «Аварийная тревога. Пожар в 7 отсеке!» В отсек был подан огнегаситель – фреон. Через несколько секунд поступил доклад из 6 отсека (турбинного) о появлении дыма и возникновении пожара. Сработала аварийная защита ядерной установки, лодка лишилась хода. Неожиданно прогремел взрыв в 5 отсеке (отсеке вспомогательных механизмов). Затем заискрилась станция насосов первого контура в 4 отсеке (реакторном). Заклинило вертикальный руль. Отключились приборы управления и автоматики в Центральном посту. Катастрофа приближалась со скоростью курьерского поезда! Под килем тысячеметровая глубина. Нет хода. Нет связи. В отсеках бушует пожар... Лодка всплыла продуванием цистерн главного балласта с глубины 157 метров, подняли перископ, осмотрелись. Кормовая надстройка раскалилась, сползает резиновое покрытие, вода в корме кипит. В 11.27 появился пожар в центральном посту. Командир приказал выйти личному составу на верхнюю палубу, на верху - штормовая холодная погода. Аварийные партии пытались оказать помощь подводникам аварийных отсеков, но в отсеках в основном люди уже погибли. Так из 4 отсека вывели живыми 2 человека, остальные 7 уже погибли. Из 5 отсека вывели еще 4 человека, остальные - также погибли. Члены аварийных партий, пробиваясь сквозь огонь, сильно обгорели, получили сильные ожоги. Во время поиска пострадавших им пришлось сбивать пламя друг с друга. Неожиданно субмарина начала резко крениться и дифферентом на корму. Вода прорвалась в кормовые отсеки, так как выгорели сальниковые уплотнения кабельных трасс и уплотнения бортовых клапанов. Командир спустился в Центральный пост в отсутствии живых моряков. В 17 часов 08 минут дифферент резко увеличился и лодка кормой пошла на дно. Из 69 человек в живых осталось 27.
Уникальный подводный корабль затонул в 180 км от острова Медвежий на глубине 1 500 метров. Государственная комиссия, расследовавшая причины гибели субмарины, особых претензий по действиям личного состава не выявила. Основная причина – недоработка техники и стечение обстоятельств.
Подобный трагический случай произошел 8 апреля 1970 года с подводной лодкой «К-8». Также пожары начались с 7 отсека и распространились по остальным отсекам. Действия личного состава по спасению корабля оказались безуспешными. 12 апреля в 06 часов 08 минут «К-8» с большим дифферентом ушла под воду северо-западнее Испании.
Субмарина покоится на глубине 4 680 метров с 52 членами экипажа на борту.
Всего за послевоенный период на 32 подводных лодках произошли крупные аварии. 13 субмарин погибли вместе с экипажами, на 19 произошли крупные техногенные аварии, повлекшие за собой значительную гибель личного состава.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ДАВАЙТЕ В ЭТОТ ДЕНЬ ПОМЯНЕМ И СКЛОНИМ СВОИ ГОЛОВЫ ПЕРЕД ВСЕМИ МОРЯКАМИ -ПОДВОДНИКАМИ ПОГИБШИХ В МИРНОЕ ВРЕМЯ,ПЕРЕД МОИМИ СОСЛУЖИВЦАМИ АПЛ К-27 УМЕРШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНОЙ АВАРИИ 24 МАЯ 1968 ГОДА,ПЕРЕД ТЕМИ КТО НЕ ДОЖИЛ ИЗ-ЗА ЭТОГО ДО НАШИХ ДНЕЙ.
СВЕТЛАЯ НАША ИМ ПАМЯТЬ.
Вечная вахта погибших подводников продолжается в глубинах морей и океанов.
Немає коментарів:
Дописати коментар