25 марта
Его называли заговоренным, он первый доказал, что подлодки класса «малютка» могут прорываться в немецкие порты и взрывать большие вражеские корабли. Он первым провел 66 суток в подводном рейде, став грозой фашистских линкоров в Северном море. Его имя многократно упоминалось в сводках Совинформбюро, в центральных газетах и кинохронике. О нем Александр Каверин писал в «Двух капитанах» как о знаменитом капитане Ф., открытки с его фото печатали на всю страну, а при жизни ваяли его бюсты. Ему президент Рузвельт вручал «Морской Крест» — высшую американскую награду моряка за отвагу.
Израиль Ильич Фисанович — харьковчанин, Герой Советского Союза, легендарный подводник-североморец, гвардии капитан II ранга, поэт-романтик и душа морского сообщества. Он родился в еврейской семье в Елизаветграде (ныне Кировоград) 23 ноября 1914 года. Когда мальчику исполнилось восемь, семья переехала в Харьков. Здесь он окончил семилетку и поступил в фабрично-заводское училище, работал слесарем на «Серпе и молоте». Семнадцатилетним юношей поступил в Ленинградское Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Поначалу юноше сложно давалась учеба, к тому же Израиль был самым молодым из сокурсников. Однако характер у Фисановича кремневый. Взяв на вооружение поговорку старого морского волка, своего преподавателя парусного дела, что море нужно или полюбить, или распрощаться с ним, он старательно занимается и закаляет себя физически. И как результат — только отличные оценки и врученные наркомом Ворошиловым именные серебряные часы.
Выпускника-отличника направляют служить на Балтийский флот, где уже через месяц вчерашний курсант доказал экипажу своей подводной лодки и, конечно же, командованию, что он не только толковый штурман, но и прирожденный подводник, безумно влюбленный в море. Неудивительно, что вскоре Фисановича повышают в должности: в подчинении лейтенанта 5 штурманов подлодок, а в августе 38-го он назначен флагманским штурманом Северного флота. Старший лейтенант — на должность капитана I ранга! Он бороздит побережье Баренцева и Белого морей и доказывает свою состоятельность в высокой должности. А на следующий год произошло событие, которое по тем временам, казалось бы, могло полностью сломать карьеру любому офицеру. В Харькове по обвинению в шпионаже в пользу фашистской Германии арестовали его отца Илью Львовича, который под пытками подписал признание и умер в тюремной больнице. Израиль Ильич не верил в вину отца и не отказался от него. В самый разгар сталинских репрессий у Фисановича хватило мужества приехать на похороны отца в родной Харьков, из-за чего он немедленно оказался в списках политически неблагонадежных офицеров. В этом же году исключают из партии тётку его жены за «потерю политической бдительности». Все это не могло остаться незамеченным, Фисановича понижают на несколько ступенек на должностной лестнице.
В самом начале Великой Оте чественной войны капитан-лейтенант Фисанович прибыл в Мурманск на главную базу Северного флота или, как говорили моряки-североморцы, самого флота. Здесь — мертвая хватка холодного моря с его свирепыми штормами, бесприютность продуваемой всеми ветрами тундры, темень полярной ночи и снежные бури. Здесь в случае беды не выплыть, не выползти, не добраться до своих. Здесь логика схватки с врагом неумолима.
Подводная лодка М-172 досталась Фисановичу сильно поврежденной, с деморализованным экипажем. Ее предыдущий командир, уклоняясь от боя с немецким военным кораблем, разбил нос корабля, посадив его на береговые скалы, за что был отдан под трибунал. Новый командир подлодки должен был совершить поступок, который вернет субмарину к жизни, а подчиненным даст веру в победу и славу. И командир наметил дерзкий план — прорваться во вражескую гавань Лиинахамари, расположенную в финском фьорде Петсамо, где немцы разгружали свои суда с боеприпасами, техникой и войсками. До этого пробраться в логово врага никому не удавалось. Да что там говорить, за два месяца войны подводники Северного флота имели всего лишь одну морскую победу. Двое суток в подводном положении моряки внимательно следили за входом в порт, а потом медленно пробрались в узкий фьорд. Они шли по картам и компасу, а когда согласно расчётам оказались у входа в бухту, подняли перископ. Перед ними у причала стоял пароход. Шла разгрузка, работали подъёмные краны, суетились грузчики и охрана. Фисанович дал «пуск». Торпеда ударила в борт судна и над ним взметнулось облако дыма и пыли. Немцы и подумать не могли, что их атаковали с моря. Они и не предполагали такой дерзости от советских подводников, поэтому по команде «Воздушная тревога!» их зенитки долго искали в небе английские самолёты, а поняв в чем дело, бросились на поиски подлодки. Но было слишком поздно, наша «малютка» уже выходила в открытое море. Шел август 1941 года. В этом же походе на следующие сутки Фисановичем было потоплено еще одно вражеское судно. А через три недели команда Израиля Ильича выслеживает и торпедирует крупный неприятельский транспорт, груженный артиллерией и боеприпасами.
Это были первые значимые победы нашего флота в подводной войне. А успех М-172 заставил командование пересмотреть планы использования малых подводных лодок, эффективность которых в условиях севера считали ничтожной. Теперь все «малютки» прочно вцепились во вражеские порты прифронтового побережья и заметно снизили обеспечение немецких войск техникой и людьми.
Победы давались нелегко. Зима начиналась уже в сентябре, и в холодном Баренцевом море корпус корабля обрастал глыбой льда, а страшной силы удары ледяных волн могли повредить лодку. Немцы же после удачных атак Фисановича с неистовством преследовали подводную лодку, стараясь потопить ее. В одном из походов, когда наш командор отправил на дно очередной транспорт, фашисты обрушили на «малютку» невиданной силы огонь: 324 глубинных и 4 авиабомбы, а затем еще обстреляли всплывшую вблизи наших берегов лодку, выпустив до 40 артиллерийских снарядов.
Потом Фисанович написал своим друзьям Константину Симонову и Илье Эренбургу: «коллега-поэт таранит немцев со всей поэтической безжалостностью». К тому времени флаг нашего «подводного охотника» уже украшал орден Красного Знамени и гвардейская лента, а на груди его командира — любимца всей команды — сверкала звездочка Героя Советского Союза.
О самообладании командира подлодки и его влиянии на команду стоит сказать отдельно. В одном из боевых походов на М-172 был спецкор центральной морской газеты «Красный флот» Николай Ланин. Тогда подводники потопили еще один крупный транспорт фашистов, но были замечены и атакованы вражеским конвоем. Лодка опять получила серьезные повреждения. Вспоминая этот поход, Ланин писал, что в самые тяжёлые минуты бомбёжки, чтобы снять напряжение команды, Фисанович с подчеркнутой иронией громко произнёс: «Да-а, нарвались на мастеров. Ничего, мы их сейчас обманем...». Подводники заулыбались и, действительно, вскоре лодка ушла от преследователей. Израиль Ильич несколькими словами или четверостишьем, которое зачастую рождалось экспромтом, мог успокоить, развеселить подчиненных или, наоборот, сосредоточить их и заставить сконцентрироваться. Много позже Солженицын скажет, что у Фисановича было два вида оружия — стихи и торпеды.
Те, кто знал этого человека, в своих рассказах неизменно отмечали в нем тактичность, необыкновенное добродушие и искрометный юмор. Как-то ему в шутку сказали, что его облик абсолютного интеллигента не вяжется с представлением о дерзком и яростном подводнике. «Ну что ж, — усмехнулся Израиль Ильич, — будем считать, что я хоть и топил фашистов, но делал это вполне интеллигентно».
К сожалению, в последнее время встречаются попытки преподнести исторические события в угоду сиюминутным идеологическим и политическим установкам. Не минула сия чаша и Фисановича. Зачем, мол, идеализировать заслуги какого-то Фисановича, да еще и еврея! Зачем обращать внимание на таких «историков»? Свой высочайший профессиональный уровень подводника Израиль Ильич доказал в боях, отправив за два года войны на дно тринадцать судов и кораблей противника, высадив и эвакуировав две армейские группы, действовавшие во вражеском тылу. Его имя занимает достойное место в списке главных бомбардиров-подводников Северного флота рядом с Валентином Стариковим, Николаем Луниным и Магомедом Гаджиевым. А таких гвардейских краснознамённых кораблей, как его М-172, в советском флоте было всего четыре.
К концу войны, при разделе флота капитулировавшей Италии, союзники предложили передать Советскому Союзу четыре английские подводные лодки. Для их приёмки и транспортировки своим ходом в Союз на Британские острова прибыли экипажи советских моряков. Один из таких экипажей возглавлял Фисанович. 25 июля 1944 года лодка В-1 капитана второго ранга Фисановича вышла из дока Королевы Виктории курсом на Полярный. Все очень надеялись, что ему вновь удастся невозможное — довести субмарину до Мурманска. Но домой она не дошла. В это верится с трудом, но в ста милях от шотландского берега лодка ошибочно была атакована самолетом Королевских ВВС Великобритании. Командир принял решение, которое выбирают все подводники — погружение. Пали смертью храбрых все пятьдесят советских и британских членов экипажа вместе со своим командиром. Так погиб герой-подводник.
У него нет могилы. Ею стало Северное море, однако есть места, где можно склонить голову в память героя. В шотландском порту Данди его имя на века высечено в списке славы погибшим подводникам. Его именем названы улицы в Полярном, в Кировограде. И в нашем городе есть улица Фисановича, а на Рымарской дом, в котором он жил, украшен мемориальной доской.
Все же моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из рейда…
Олесь Лемищенко
Мнения читателей:
- Т.Фисановичвчера, 23:03
- В целом материал изложен верно, но написан явно не подводником. "Малютки" времёнвойны не могли находиться под водой долго, им и суток было много.:: суток - это суммарное время за всепоходы М-172. И линкорам она не угрожала, поскольку не встречалась с ними, да и её 2 торпеды вряд ли бы потопили линкор. Экипажу М-172 удалось потопить 13 судов и кораблей противника среднейх и небольших размеров во время 17 боевых походов. Кроме того М-172 дважды подходила к вражескому берегу, высаживая и забирая разведчиков - очень опасное, но необходимое на войне дело.
- Борисвчера, 22:09
- Не всем дано-талант особого народа
- Татьянавчера, 21:20
- Имя мне хорошо известно , в школе изучали историю Северного флота времён войны . Это было в середине семидесятых.
- Борисвчера, 17:50
- Я сам харьковчанин и практически ничего не знал об этомгероическом человеке. Как умело наши гос .антисемитыскрывали правду, когда она бала им не нужна.Преклоняю голоау перед подвигом моего земляка.
- Иосифвчера, 12:34
- Преклоняюсь!Бывший подводник 1955-1959гг.
- Григорийвчера, 03:12
- МАТЕРИАЛ ПРЕВОСХОДНЫЙ.ЖАЛЬ, ЧТО РАНЬШЕНЕ СЛЫШАЛ О НЁМ>
- Борис.3 апреля, 18:34
- Возродить имя Героя и поставить ему памятник - долг живущих.
- Lev29 марта, 20:37
- Спасибо! О таких Людях надо говорить, не молчать и рассказывать не только в Инете, а в школе, на уроках истории, всегда, а не только накануне 65-ти летия победы. Такими людьми нужно гордиться. И, тем более, понимаешь в какое жуткое время жили такие Люди. Имею ввиду сталинские репрессии.
- Naum28 марта, 15:21
- Я с интересом прочитал этот материал .Очень интересно , но важнее всего знать о наших героях , надо помнить их , так как они спасли мир от фашизма ценой своих жизней . Вечная им память !
- olray26 марта, 17:21
- Вечная память!
- Ф.И.25 марта, 10:48
- Мужественный,талантливый человек.Вечная память.
- Т.П.25 марта, 10:31
- Спасибо. Очень хороший материал. Об очень хороших людях.
Немає коментарів:
Дописати коментар