В августе 1985 в бухте Чажма на судоремонтном заводе ВМФ СССР № 30 в закрытом населенном пункте Шкотово-22 на борту атомной субмарины Тихоокеанского флота произошла ядерная авария, одна из крупнейших в истории советского военного флота. Уроков из этой трагедии никто не извлек. Гриф строгой секретности на этом ЧП также сыграл свою зловещую роль.
А через восемь месяцев в СССР грянула ядерная катастрофа в Чернобыле.
Черная суббота, или Русское «авось»
На ракетной атомной подводной лодке «К-431» проекта 675, которая на Чажминском СРЗ была оформлена как «заказ №175», заканчивался процесс перезарядки реакторов (АПЛ была оснащена двумя реакторами на тепловых нейтронах типа «ВМ-А» мощностью 72 МВт). Эта операция, на которую обычно отводится 45 суток, изрядно затянулась: по плану работы должны были закончиться еще в конце мая, однако из-за различных накладок не управились и к августу. А посему на ответственных лиц, занимающихся перезарядкой, вышестоящим командованием постоянно оказывалось давление: сколько вы еще там будете ковыряться? давайте скорее! 9 августа, когда уже была установлена на место и уплотнена тяжелая верхняя крышка реактора, обнаружилась ее негерметичность: при гидравлических испытаниях она стала пропускать теплоноситель (причиной течи стал огарок электрода, который был оставлен на комингсе стыковочного узла под прокладкой). Так спешка и халатность сварщика и начальника смены перегрузки, который был обязан лично удостовериться в отсутствии посторонних предметов на комингсе, положили начало дальнейшим трагическим событиям.
С утра в субботу 10 августа пришлось все переделывать заново. К полудню крышку реактора полностью освободили от креплений и краном со стоявшей рядом плавмастерской № 133 стали ее поднимать. При этом, продолжая игнорировать правила ядерной безопасности, не объявили команду «Атом», которая обязательна при выполнении «Операции № 1». В нарушение технологических требований вместо обязательного жесткого П-образного упора-стойки при подъеме крышки использовали обычные стропы. Понадеялись на извечное русское «авось».
И грянул взрыв
В какой-то момент крышку перекосило, и она, зацепив компенсирующую решетку реактора, потянула вместе с ней вверх ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы, т.е. топливо, ядерную начинку реактора). После этого произошла самопроизвольная цепная ядерная реакция реактора левого борта. Грянул тепловой взрыв, в результате которого была разрушена активная зона реактора. В результате взрыва и вспыхнувшего на борту «К-431» пожара большое количество радиоактивных веществ активностью около 6 млн кюри было выброшено в атмосферу, рассеялось по акватории бухты, на территории завода и в окрестностях. В воздухе отчетливо чувствовался запах озона. Пятитонную крышку реактора подбросило, после чего она ударилась о борт стоявшей рядом ПМ-133 и свалилась обратно — внутрь своего родного отсека, пробив прочный корпус «К-431». Находившиеся в реакторном отсеке восемь офицеров и два матроса погибли мгновенно. Лодка «присела» и, черпанув аварийным 6-м отсеком забортной воды, вернулась почти в исходное положение, в котором находилась до аварии. Однако вскоре из-за образовавшейся от взрыва трещины в прочном корпусе в лодку стала поступать вода, и атомоход начал оседать на корму. В первые минуты на СРЗ никто не понял, что и где произошло.
Поселок, в котором проживало свыше 12 тыс. человек, в тот роковой час жил еще размеренной жизнью выходного дня, так как он находился за сопкой примерно в 2 км от места трагедии и взрыва люди не слышали. И только часа через полтора, когда с завода прибыла машина и без каких-либо объяснений стала спешно собирать представителей службы дозиметрического контроля, людей стала охватывать тревога. А к вечеру по Дунаю поползли тревожные слухи о каком-то страшном взрыве на атомоходе. Что делать, жители поселка не знали, а информировать о ЧП их никто не собирался.
Последствия ЧП ликвидировать к понедельнику!
А тем временем, когда на заводе оправились от первого шока, люди бросились на ликвидацию аварии. Было, правда, на первых порах много пустой суеты, неразберихи и бестолковщины, т.к. сказывалось отсутствие опыта в подобного рода делах. К 16 часам удалось потушить пожар на аварийной лодке. К месту ЧП подтягивались силы из числа личного состава кораблей и судов, береговой базы перезарядки, военно-строительных отрядов, 4-й флотилии подводных лодок, из соседних гарнизонов (всего в те дни участвовало в ликвидации последствий аварии в Чажме свыше 2 тыс. человек).
Нагрянувшее к вечеру 10 августа на место ЧП высокое флотское начальство, не осознавшее в полной мере случившегося и его последствий, приказало «к понедельнику ликвидировать все последствия аварии», т.е. к 12 августа. А все, что с ней связано, тотчас упрятали за гриф секретности, при этом выдвинув легенду: мол, ничего страшного не случилось, просто на подводной лодке «произошел взрыв аккумуляторной батареи».
Между тем уже в первые сутки после аварии в госпитале п. Тихоокеанский и в спецотделении главного госпиталя ТОФ насчитывалось 114 человек, получивших высокие дозы радиоактивного облучения. Часть пострадавших была переправлена спецрейсом в военно-лечебные учреждения Ленинграда. Останки 10 погибших, собранные буквально по частям в разных местах бухты (по ним удалось опознать только флагманского механика капитана 2-го ранга Виктора Целуйко и командира 3-го дивизиона АПЛ капитана 3-го ранга Анатолия Дедушкина), из-за их немыслимой радиоактивности предали огню в печи одного из заводов Большого Камня, а затем символический пепел поделили на 10 металлических капсул и захоронили на большой глубине в земле под толстым слоем бетона на территории могильника с радиоактивными отходами на мысе Сысоева. Вот их имена: капитан 2-го ранга Виктор Целуйко, капитаны 3-го ранга Анатолий Дедушкин, Владимир Комаров, Александр Лазарев, капитан-лейтенанты Валерий Коргин, Герман Филиппов, старшие лейтенанты Александр Ганжа, Сергей Винник, матросы Игорь Прохоров и Николай Хохлюк.
Реакторный отсек аварийной лодки тоже залили бетоном, чтобы ослабить излучение. «К-431» поставили на понтоны и 23 августа отбуксировали в б. Павловского, где поставили в так называемой зоне строгого режима рядом с другими аварийными атомоходами. Здесь она и «фонит» по сей день. В замурованном бетоном отсеке, как показывают приборы контроля, радиационная обстановка весьма неблагоприятная. А излучение, исходящее от реактора, достает до пирса. В последние годы АПЛ «К-431» (как, кстати, и другие стоящие рядом с ней аварийные атомоходы) по причине обветшавшего, прогнившего корпуса неоднократно пыталась затонуть. Но пока удается предотвращать новое ЧП. Пока...
Досталось и людям, и кораблям
В результате взрыва на «К-431» пострадали несколько боевых единиц ТОФ. Наиболее серьезно ПМ-133, а также дизельная и атомная подводные лодки. Причем атомная субмарина «К-42» («Ростовский комсомолец»), которая сама только что заменила в реакторах активную зону и стояла «под парами», готовясь к боевой службе, была настолько подвержена радиоактивному загрязнению, что ее пришлось также вывести из боевого состава и отправить в отстой. Но главное, конечно, это люди. В обвинительном заключении военного трибунала ТОФ, прозвучавшем в июле 1986 г., значатся 86 человек, которые подверглись радиоактивному облучению различной степени. Однако позже в специальном докладе независимой экспертной комиссии под руководством профессора Алексея Яблокова приводятся другие цифры. Так, повышенную дозу облучения получили 290 человек. У 10 развилась острая лучевая болезнь, а еще у 39 отмечена лучевая реакция. К середине 90-х число только официально выявленных пострадавших превысило 950 человек. От лучевой болезни скончалось несколько участников ликвидации аварии. Печальный список не закрыт. Как военные выполняют приказы
Упоминавшийся уже горячечный приказ флотоводцев «ликвидировать к понедельнику (т.е. к 12 августа 1985 г.) последствия аварии» не был выполнен не то что «к понедельнику», но и спустя десятилетия. Причины тому — их собственное самоустранение со временем от этого дела, отсутствие средств и т.д. Правда, в 1992 г. удалось осуществить то, что не сделали сразу: перезахоронить в специальный могильник радиоактивный хлам, который сваливали во время очистных работ в обычные ямы, вырытые неподалеку от поселка. На момент его перезахоронения он «выдавал» свыше 600 мР/час. И спустя годы в Шкотово-22 по-прежнему остается целый ряд локальных мест с радиоактивными аномалиями, опасными для людей. Это прежде всего сам эпицентр аварии и бухта, на дне которой осело около 75% радиоактивного выброса. Его след под воздействием подводного течения отмечен в донных отложениях залива Стрелок и восточной части Уссурийского залива. Есть такие места и в жилой зоне, на территории промзоны и примыкающего к ней леса, по побережью Чажмы (со временем люди свыклись с этой опасностью). Что решил трибунал
15 сентября 1985 г. специальная госкомиссия закончила расследование причин теплового взрыва реактора на АПЛ «К-431». А потом были следствие, суд. Однако представители военной Фемиды, по сути, повторили то, что установила госкомиссия. Так, в частности, во время закрытого заседания трибунала было озвучено, что во время проведения перезарядки активной зоны атомных реакторов АПЛ «К-431» капитан 3-го ранга Вячеслав Ткаченко, являясь руководителем этих работ, халатно отнесся к выполнению своих обязанностей и допустил нарушение технологического процесса проводимых операций, в результате чего погибли 10 человек и были подвержены радиоактивному облучению (в разной степени) 86 человек. Кроме того, в результате взрывов государству нанесен материальный ущерб на сумму свыше 1 млн руб., подводная лодка выведена из строя, из-за чего был сорван ее выход на боевую службу (о том, что был загублен еще один атомоход — «К-42», даже не упоминалось). Как значится в материалах дела, капитан 3-го ранга В.Ткаченко виновным себя признал полностью. С учетом обстоятельств, смягчающих ответственность Ткаченко (в т.ч. и того, что он получил радиационное облучение, соответствующее тяжким телесным повреждениям, опасным для жизни, утратил общую трудоспособность), суд посчитал целесообразным применить к нему ст. 44 УК РСФСР и 15 июля 1986 г. приговорил к лишению свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 1 год. После чего уголовное дело, помеченное грифом «Совершенно секретно», было скрыто за семью печатями в архиве. Равно как и сама катастрофа.
По страницам сайта....
http://www.webslivki.com/
Немає коментарів:
Дописати коментар