В настоящее время, по данным открытых источников, подводный флот ВС КНР насчитывает:
А) 58 дизельных подводных лодок, в том числе:
• четыре подводных лодок типа Kilo (российские ударные ПЛ проекта 636);
• восемь подводных лодок типа Improved Kilo (проект 887 «Варшавянка»);
• четыре подводных лодки класса Yuan (Юань, проект 039(А/В));
• 16 подводных лодок класса Song (Сун, проект 039(G/G1));
• 18 подводных лодок класса Ming (Мин, проект 035);
• восемь подводных лодок класса Romeo (Ромео, проект 033));
Б) восемь атомных подводных лодок, в том числе:
• три атомных подводных лодок (ПЛА) класса Han («Хань»,, проект 091);
• одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса Xia («Ся»,,проект 092);
• две ПЛА класса Shang («Шан»,, проект 093);
• две ПЛАРБ класса Jin («Цзинь»,, проект 094).
Новые китайские дизельные подводные лодки строятся с применением современных технологий высокого уровня. Об этом может свидетельствовать инцендент, произошедший в конце 2006 года в прибрежных водах острова Окинава, когда китайская дизельная подводная лодка класса Song, всплыла на расстоянии атаки американского авианосца «Китти Хоук», шедшего в составе ударной группы ВМС США в плановый поход.
Однако, в связи с тем, что морская составляющая стратегического потенциала страны имеет важную роль, наибольшим приоритетом у китайского руководства среди перечисленных проектов обладают подводные лодки, обладающие способностью нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты.
Программа по созданию подводных лодок с БРПЛ в качестве основного вооружения была заложена правительством Китая в июне 1967 года. Она развивалась в двух направлениях. Результатом первого из них стало строительство первой китайской ПЛАРБ – проекта 092 (класс Xia). Эта лодка была спроектирована CSIC’s Wuhan 2nd Ship Design Institute (так же известным, как 719 Институт), в городе Ухань (провинцция Хубей), и построена CSIC’s Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co. Ltd (больше известной, как Бохайский судостроительный завод), в городе Хулудао, (провинция Ляонин). Проектирование этой лодки на базе ПЛА класса «Хань» и ее строительство было сопряжено с большим количеством технических и технологических проблем. Несмотря на это в 1970 году Лодка была заложена, а 1981 году был осуществлен спуск на воду. В августе 1983 года, ПЛАРБ класса «Ся» вошла в состав Северного флота ВМС НОАК с присвоением бортового номера 406 и наименованием ChangZheng6.
Эта субмарина обладает водоизмещением в 6500 тонн, длинной корпуса до 120 м и шириной до 10 м, средняя осадка составляет 8 м, глубина погружения – до 300 м, подводная скорость – 22 узла. Экипаж состоит из 140 человек. Мощность ЯЭУ – 90 мВт. Радиоэлектронное вооружение включает систему управления ракетной стрельбой, активно-пассивную гидроакустическую станцию, а также РЛС освещения воздушной обстановки и обнаружения подводных целей. Так же она оснащена средствами радиосвязи, радиоразведки и радиоэлектронного противодействия. Вспомогательное вооружение ПЛ состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для пуска торпед Yu-3 (китайский аналог торпед СЭТ-65Э). До 2001 года была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска жидкостных баллистических ракет средней дальности (БРСД) JL-1 (Julang-1, Цзюйлан-1, -1, по классификации НАТО – CSS-N-3) с моноблочной ядерной боеголовкой и дальностью действия до 1200 км, круговым воздушным отклонением до 200 км, мощностью порядка 300 килотонн.
Первая попытка пуска БРСД JL-1 с борта ПЛАРБ ChangZheng6 была произведена в 1985 году, но потерпела неудачу. Первый успешный пуск БРСД был осуществлен 15 сентября 1987 года.
С 1995 по 2001 года лодка подверглась модернизации, после которой ПЛАРБ класса «Ся» стала способна нести в ракетных шахтах БРСД JL-1А, дальность действия которых достигает 2500 км. Однако ТТХ этой ПЛАРБ признаны как абсолютно устаревшие и в серию они не пошли. Основываясь на рассекреченной информации морской разведки США, эта ПЛАРБ не произвела ни одного полноценного боевого патрулирования (несмотря на то, что согласно сведениям Федерация американских ученых (Federation of American Scientists) в 2008 году китайские ударные субмарины провели 12 патрулирований, в 2007 году – семь, в 2006 году – два).
Для замены устаревших и сравнительно ненадёжных подводных стратегических ракетоносцев проекта 092 класса «Ся» в Китае с 1999 года начало воплощаться в жизнь второе направление программы 1967 года – ПЛАРБ класса «Цзинь» (проект 094). Это направление подразумевает под собой, что до 2015 года будет построено порядка пяти ПЛАРБ проекта 094.
ПЛАРБ второго поколения класса «Цзинь», как считают специалисты, является более расширенной версией ПЛАРБ первого поколения проекта 092 и унифицированной с технологиями новых ПЛА проекта 093. Так же есть предположения, что своим обликом с развитым ограждением ракетных шахт проект 094 напоминает российские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации НАТО – Delta-IV). Головная лодка этого проекта, как и лодка класса «Ся», была спроектирована CSIC’s Wuhan 2nd Ship Design Institute в городе Ухань и построена Бохайским судостроительным заводом в городе Хулудао.
Некоторые аналитики предполагают, что проектирование лодок класса «Цзинь» велось при поддержке ОАО Центрального конструкторского бюро морских технологий «Рубин» (Санкт-Петербург, Россия). Строительство началось в 1999 году после успешных летных испытаний трехступенчатой твердотопливной МБР JL-2. Спуск на воду этой лодки состоялся в июле 2004 года. А уже в 2007 году на воду Бохайским заводом была спущена на воду вторая лодка данного класса, что невероятно обеспокоило военных специалистов многих стран. И это беспокойство вполне закономерно – за три года Китай смог построить атомную подводную лодку, носящую в шахтах МБР.
В связи с тем, что КНР поддерживает высокий уровень секретности, об этом проекте, как и о других китайских современных разработках, известно немного. Впервые подводная лодка была сфотографирована частным спутником Quickbird в конце 2006 года во время ее стоянки на базе Сяопиндао близ города Далянь (Желтое море). На основе этого и последующих фотоснимков были выяснены примерно следующие характеристики лодок этого класса: длинна, по сравнению с лодками предыдущих проектов, увеличилась до 140 метров, ширина – до 12,5 метров, средняя осадка – 12 метров, водоизмещение составило примерно 12000 тонн, подводная скорость – 40 узлов.
Стало также известно, что при строительстве ПЛ класса «Цзинь» использовались новейшие разработки в области сталелитейного дела. Так в проектах 093 и 094, по заявлению Shenyang Research Institute of Foundry (Шэньянского исследовательского института литейного дела), использовались новые марки высокопрочной судовой стали, созданные в ходе совместной исследовательской работы с центром NNIC. По их словам, некоторые элементы корпусных конструкций, изготовленных из новой стали, уже установлены на первой и второй ПЛА проекта 093 и на головной ПЛАРБ проекта 094. Возможно благодаря этому, заявленная некоторыми аналитиками максимальная глубина погружения подводной лодки класса «Цзинь» составляет 400 м.
Еще одним важным параметром для подводных лодок различных классов является их шумность. В предоставленном в открытых источниках печати докладе главного инженера Tianjin Rubber Industry Research Institute (Тяньцзиньский исследовательский институт резиново-каучуковой промышленности) Чена Баомина говориться об активных исследовательских работах в области создания новых резиново-каучуковых материалов. Большая часть этих разработок нашла применение в создании специальных резиносодержащих материалов, обладающих интересными акустическими особенностями, которые были использованы в ходе строительства подводной лодки типа «Цзинь». Вероятно, именно за счет этих материалов шумность лодки типа 094 оценивается в среднем в 115 дБ.
По аналогии с ПЛАРБ пректа 092, подводная лодка пректа 094 обладает усовершенствованным радиоэлектронным вооружением, включая систему управления ракетной стрельбой, активно-пассивную гидроакустическую станцию, РЛС освещения воздушной обстановки и обнаружения подводных целей. Очевидно, что на подводной лодке имеются средства радиоразведки, радиосвязи и радиоэлектронного противодействия. Не смотря на это, по мнению экспертов, переложение технологий автоматизированных корабельных систем управления с проекта 092 на 094 не дало полной гармонии, в связи, с чем на субмаринах пректа 094 происходят частые внештатные ситуации.
По оценке специалистов, на вооружении ПЛАРБ проекта 094 состоит 12 БРПЛ JL-2 и шесть 533-мм торпедных аппарата (вспомогательное вооружение).
БРПЛ JL-2 (по классификации NATO – CSS-NX-4), предположительно, была создана на базе технологии DF-31 (-31, DongFeng-31, Дунфэн-31) и имеет примерно те же ТТХ. Принято считать, что DF-31 – трехступенчатая твердотопливная ракета, длинна которой составляет 13 м, диаметр – 2,25 м. Стартовая масса ракеты составляет, примерно, 42 тонны. DF-31 оснащена инерциальной системой наведения с астронавигацией и современным набором средств преодоления ПРО – определенным количеством ложных целей и станцией постановки помех. Круговое вероятное отклонение составляет не более 300 метров. БРПЛ может быть оснащена как моноблочной ядерной боеголовкой мощностью до 1 Мт, так и тремя боеголовками индивидуального наведения мощностью по 20-150 килотонн (по некоторым данным – до 6 боеголовок).
Некоторые аналитики считают, что по своей забрасываемой массе (оценочно – 1,2 тонны) эта ракета практически аналогична МБР «Тополь». Радиус пуска ракеты составляет 8000 км. Но оценке некоторых аналитиков, Китай недавно провел модернизацию БРПЛ JL-2, в результате которой радиус пуска ракеты стал составлять 12000 км. В этом случае, к примеру, лодка класса «Цзинь», которая будет находиться на боевом дежурстве в своих территориальных водах, будет в состоянии поразить любую цель на территории США.
Вспомогательное вооружение ПЛ состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для пуска торпед Yu-3 или противокорабельных ракет YJ-81/YJ-82 ( по классификации НАТО C-801/C-802).
По-видимому, на этом проекте стремление правительства КНР к развитию своего подводного флота не останавливается. В китайских СМИ, все чаще и чаще встречаются упоминания о проектах 095 и 096.
А) 58 дизельных подводных лодок, в том числе:
• четыре подводных лодок типа Kilo (российские ударные ПЛ проекта 636);
• восемь подводных лодок типа Improved Kilo (проект 887 «Варшавянка»);
• четыре подводных лодки класса Yuan (Юань, проект 039(А/В));
• 16 подводных лодок класса Song (Сун, проект 039(G/G1));
• 18 подводных лодок класса Ming (Мин, проект 035);
• восемь подводных лодок класса Romeo (Ромео, проект 033));
Б) восемь атомных подводных лодок, в том числе:
• три атомных подводных лодок (ПЛА) класса Han («Хань»,, проект 091);
• одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса Xia («Ся»,,проект 092);
• две ПЛА класса Shang («Шан»,, проект 093);
• две ПЛАРБ класса Jin («Цзинь»,, проект 094).
Новые китайские дизельные подводные лодки строятся с применением современных технологий высокого уровня. Об этом может свидетельствовать инцендент, произошедший в конце 2006 года в прибрежных водах острова Окинава, когда китайская дизельная подводная лодка класса Song, всплыла на расстоянии атаки американского авианосца «Китти Хоук», шедшего в составе ударной группы ВМС США в плановый поход.
Однако, в связи с тем, что морская составляющая стратегического потенциала страны имеет важную роль, наибольшим приоритетом у китайского руководства среди перечисленных проектов обладают подводные лодки, обладающие способностью нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты.
Программа по созданию подводных лодок с БРПЛ в качестве основного вооружения была заложена правительством Китая в июне 1967 года. Она развивалась в двух направлениях. Результатом первого из них стало строительство первой китайской ПЛАРБ – проекта 092 (класс Xia). Эта лодка была спроектирована CSIC’s Wuhan 2nd Ship Design Institute (так же известным, как 719 Институт), в городе Ухань (провинцция Хубей), и построена CSIC’s Bohai Shipbuilding Heavy Industry Co. Ltd (больше известной, как Бохайский судостроительный завод), в городе Хулудао, (провинция Ляонин). Проектирование этой лодки на базе ПЛА класса «Хань» и ее строительство было сопряжено с большим количеством технических и технологических проблем. Несмотря на это в 1970 году Лодка была заложена, а 1981 году был осуществлен спуск на воду. В августе 1983 года, ПЛАРБ класса «Ся» вошла в состав Северного флота ВМС НОАК с присвоением бортового номера 406 и наименованием ChangZheng6.
Эта субмарина обладает водоизмещением в 6500 тонн, длинной корпуса до 120 м и шириной до 10 м, средняя осадка составляет 8 м, глубина погружения – до 300 м, подводная скорость – 22 узла. Экипаж состоит из 140 человек. Мощность ЯЭУ – 90 мВт. Радиоэлектронное вооружение включает систему управления ракетной стрельбой, активно-пассивную гидроакустическую станцию, а также РЛС освещения воздушной обстановки и обнаружения подводных целей. Так же она оснащена средствами радиосвязи, радиоразведки и радиоэлектронного противодействия. Вспомогательное вооружение ПЛ состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для пуска торпед Yu-3 (китайский аналог торпед СЭТ-65Э). До 2001 года была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска жидкостных баллистических ракет средней дальности (БРСД) JL-1 (Julang-1, Цзюйлан-1, -1, по классификации НАТО – CSS-N-3) с моноблочной ядерной боеголовкой и дальностью действия до 1200 км, круговым воздушным отклонением до 200 км, мощностью порядка 300 килотонн.
Первая попытка пуска БРСД JL-1 с борта ПЛАРБ ChangZheng6 была произведена в 1985 году, но потерпела неудачу. Первый успешный пуск БРСД был осуществлен 15 сентября 1987 года.
С 1995 по 2001 года лодка подверглась модернизации, после которой ПЛАРБ класса «Ся» стала способна нести в ракетных шахтах БРСД JL-1А, дальность действия которых достигает 2500 км. Однако ТТХ этой ПЛАРБ признаны как абсолютно устаревшие и в серию они не пошли. Основываясь на рассекреченной информации морской разведки США, эта ПЛАРБ не произвела ни одного полноценного боевого патрулирования (несмотря на то, что согласно сведениям Федерация американских ученых (Federation of American Scientists) в 2008 году китайские ударные субмарины провели 12 патрулирований, в 2007 году – семь, в 2006 году – два).
Для замены устаревших и сравнительно ненадёжных подводных стратегических ракетоносцев проекта 092 класса «Ся» в Китае с 1999 года начало воплощаться в жизнь второе направление программы 1967 года – ПЛАРБ класса «Цзинь» (проект 094). Это направление подразумевает под собой, что до 2015 года будет построено порядка пяти ПЛАРБ проекта 094.
ПЛАРБ второго поколения класса «Цзинь», как считают специалисты, является более расширенной версией ПЛАРБ первого поколения проекта 092 и унифицированной с технологиями новых ПЛА проекта 093. Так же есть предположения, что своим обликом с развитым ограждением ракетных шахт проект 094 напоминает российские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации НАТО – Delta-IV). Головная лодка этого проекта, как и лодка класса «Ся», была спроектирована CSIC’s Wuhan 2nd Ship Design Institute в городе Ухань и построена Бохайским судостроительным заводом в городе Хулудао.
Некоторые аналитики предполагают, что проектирование лодок класса «Цзинь» велось при поддержке ОАО Центрального конструкторского бюро морских технологий «Рубин» (Санкт-Петербург, Россия). Строительство началось в 1999 году после успешных летных испытаний трехступенчатой твердотопливной МБР JL-2. Спуск на воду этой лодки состоялся в июле 2004 года. А уже в 2007 году на воду Бохайским заводом была спущена на воду вторая лодка данного класса, что невероятно обеспокоило военных специалистов многих стран. И это беспокойство вполне закономерно – за три года Китай смог построить атомную подводную лодку, носящую в шахтах МБР.
В связи с тем, что КНР поддерживает высокий уровень секретности, об этом проекте, как и о других китайских современных разработках, известно немного. Впервые подводная лодка была сфотографирована частным спутником Quickbird в конце 2006 года во время ее стоянки на базе Сяопиндао близ города Далянь (Желтое море). На основе этого и последующих фотоснимков были выяснены примерно следующие характеристики лодок этого класса: длинна, по сравнению с лодками предыдущих проектов, увеличилась до 140 метров, ширина – до 12,5 метров, средняя осадка – 12 метров, водоизмещение составило примерно 12000 тонн, подводная скорость – 40 узлов.
Стало также известно, что при строительстве ПЛ класса «Цзинь» использовались новейшие разработки в области сталелитейного дела. Так в проектах 093 и 094, по заявлению Shenyang Research Institute of Foundry (Шэньянского исследовательского института литейного дела), использовались новые марки высокопрочной судовой стали, созданные в ходе совместной исследовательской работы с центром NNIC. По их словам, некоторые элементы корпусных конструкций, изготовленных из новой стали, уже установлены на первой и второй ПЛА проекта 093 и на головной ПЛАРБ проекта 094. Возможно благодаря этому, заявленная некоторыми аналитиками максимальная глубина погружения подводной лодки класса «Цзинь» составляет 400 м.
Еще одним важным параметром для подводных лодок различных классов является их шумность. В предоставленном в открытых источниках печати докладе главного инженера Tianjin Rubber Industry Research Institute (Тяньцзиньский исследовательский институт резиново-каучуковой промышленности) Чена Баомина говориться об активных исследовательских работах в области создания новых резиново-каучуковых материалов. Большая часть этих разработок нашла применение в создании специальных резиносодержащих материалов, обладающих интересными акустическими особенностями, которые были использованы в ходе строительства подводной лодки типа «Цзинь». Вероятно, именно за счет этих материалов шумность лодки типа 094 оценивается в среднем в 115 дБ.
По аналогии с ПЛАРБ пректа 092, подводная лодка пректа 094 обладает усовершенствованным радиоэлектронным вооружением, включая систему управления ракетной стрельбой, активно-пассивную гидроакустическую станцию, РЛС освещения воздушной обстановки и обнаружения подводных целей. Очевидно, что на подводной лодке имеются средства радиоразведки, радиосвязи и радиоэлектронного противодействия. Не смотря на это, по мнению экспертов, переложение технологий автоматизированных корабельных систем управления с проекта 092 на 094 не дало полной гармонии, в связи, с чем на субмаринах пректа 094 происходят частые внештатные ситуации.
По оценке специалистов, на вооружении ПЛАРБ проекта 094 состоит 12 БРПЛ JL-2 и шесть 533-мм торпедных аппарата (вспомогательное вооружение).
БРПЛ JL-2 (по классификации NATO – CSS-NX-4), предположительно, была создана на базе технологии DF-31 (-31, DongFeng-31, Дунфэн-31) и имеет примерно те же ТТХ. Принято считать, что DF-31 – трехступенчатая твердотопливная ракета, длинна которой составляет 13 м, диаметр – 2,25 м. Стартовая масса ракеты составляет, примерно, 42 тонны. DF-31 оснащена инерциальной системой наведения с астронавигацией и современным набором средств преодоления ПРО – определенным количеством ложных целей и станцией постановки помех. Круговое вероятное отклонение составляет не более 300 метров. БРПЛ может быть оснащена как моноблочной ядерной боеголовкой мощностью до 1 Мт, так и тремя боеголовками индивидуального наведения мощностью по 20-150 килотонн (по некоторым данным – до 6 боеголовок).
Некоторые аналитики считают, что по своей забрасываемой массе (оценочно – 1,2 тонны) эта ракета практически аналогична МБР «Тополь». Радиус пуска ракеты составляет 8000 км. Но оценке некоторых аналитиков, Китай недавно провел модернизацию БРПЛ JL-2, в результате которой радиус пуска ракеты стал составлять 12000 км. В этом случае, к примеру, лодка класса «Цзинь», которая будет находиться на боевом дежурстве в своих территориальных водах, будет в состоянии поразить любую цель на территории США.
Вспомогательное вооружение ПЛ состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для пуска торпед Yu-3 или противокорабельных ракет YJ-81/YJ-82 ( по классификации НАТО C-801/C-802).
По-видимому, на этом проекте стремление правительства КНР к развитию своего подводного флота не останавливается. В китайских СМИ, все чаще и чаще встречаются упоминания о проектах 095 и 096.
Арсенал-военное промышленное обозрение.
Немає коментарів:
Дописати коментар