пʼятниця, квітня 09, 2010

Дело "стрелочника" матроса Гробова резко пересмотрели..


Дело матроса Гробова резко повысили в ранге
// За смерть 20 человек на "Нерпе" предложено ответить командиру подлодки и командиру бригады


Как стало известно "Ъ", в уголовном деле о катастрофе на атомной подводной лодке "Нерпа", в результате которой погибли 20 человек, появились новые фигуранты. Обвинение в халатности предъявлено командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву и Сергею Захарченко — бывшему командиру бригады, в которую входила лодка. Двум капитанам первого ранга вменяется в вину плохая подготовка подчиненных. До сих пор в деле в качестве единственного и главного, по версии следствия, виновника трагедии фигурировал только матрос-контрактник Дмитрий Гробов
.

Военным следственным управлением следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 293 УК РФ ("Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц") Дмитрию Лаврентьеву — командиру экипажа "Нерпы", а также Сергею Захарченко — бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне (Приморский край).

Как сообщил вчера "Ъ" источник в силовых структурах, обвинение офицерам "прямо связано" с более ранним выводом следствия о том, что непосредственным виновником случившегося на субмарине является матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По мнению следователей, его командиры не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса Гробова на ее борту.

8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний новой многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) К-152 "Нерпа" (проект 971И "Щука-Б") в Японском море в результате несанкционированного включения системы пожаротушения на ее борту погибли 20 человек (из них 17 гражданских специалистов), а еще 41 человек пострадали и были госпитализированы (см. "Ъ" от 10 ноября 2008 года).

Матросу-контрактнику Гробову вскоре после аварии было предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (ч. 3 ст. 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе якобы оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что в совокупности и послужило причиной гибели членов экипажа.

"Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций",— сообщил источник "Ъ". По его словам, все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. "Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность",— считает силовик. Психиатрическая экспертиза показала, что "обвиняемый абсолютно вменяем". В настоящее время матрос продолжает служить на Камчатке, но с него взята подписка о невыезде.

В штабе Тихоокеанского флота обвинения командирам АПЛ "Нерпа" и 72-й бригады обсуждать отказываются. "Действия следствия мы никогда не комментируем",— сказал "Ъ" начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов. Он добавил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев по поводу катастрофы с того самого момента, как она произошла. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации. Связаться с капитаном первого ранга Захарченко вчера не удалось (известно, что в конце прошлого года он был уволен в запас в связи с выходом на пенсию).

Неофициально офицеры штаба флота высказываются осторожно. "Из корабельного устава прямо вытекает, что командир несет ответственность за действия подчиненных,— сказал один из офицеров.— В каждом конкретном случае, конечно, надо разбираться отдельно. Но на расследование аварии К-152 наложен гриф "Совершенно секретно"". Впрочем, еще в конце 2008 года капитан первого ранга запаса Николай Марковцев, также служивший на атомных подлодках, комментируя версию о несанкционированных действиях матроса Гробова, говорил, что если ее примут за конечную, то "без санкций к командиру "Нерпы" дело не обойдется".

Между тем АПЛ "Нерпа" после завершения государственных испытаний 28 декабря 2009 года была включена в состав ВМФ России. Предполагается, что в этом году она все-таки будет, наконец, передана в аренду военно-морским силам Индии (см. "Ъ" от 13 января) сроком на десять лет по контракту на сумму в $650 млн, ради которого заложенная еще во времена СССР на Амурском судостроительном заводе подлодка и достраивалась в 2000-е годы.

  Газета "Коммерсант" №8 за 2010 год

Немає коментарів: