неділю, травня 23, 2010

23-24 мая 1968 год.Баренцевое море.Борт апл К-27.

4-й день нахождения в море был думаю самый напряженный   для экипажа корабля.Практически в течении суток подводникам пришлось спать по 2-3 часа.   Команда турбогенераторщиков (автор был в данной команде)  у которой спальное место согласно штатного расписания было в первом отсеке нашла выход. По правому борту  за генератором была небольшая площадка длиной этак 140 на 40 см.Свободный от вахты,чтобы не ходить в первый отсек.а потом бегать по тревоге залазил за генератор и спал или «отдыхал».Гул генератора,турбины мы просто не замечали.Конечно это делали тайком ,ибо если бы это стало  достоянием командира ,думаю  получили мы  крепко по шеям.Боевые тревоги следовали одна за одной.Десятки погружений и всплытий.Менялась скорость подводный лодки  от минимальной до предельной.Ядерные реакторы проверялись на различных мощностях.  В течении дня  23 мая   лодка всплывала для вентиляции реакторного отсека,ибо повышалась газовая активность. В  13 -01  сработала аварийная защита левого борта ядерного реактора.Мощность упала до 15%!?. В 23 -08 командир дал команду на срочное погружение .Глубина 60 метров. Экипаж практически выполнил поставленные задачи ,которые были поставлены перед ним перед выходом в море.Сегодня спустя десятилетия  один из бывших помошников командира корабля  ныне капитан 1- го ранга Фытов Г.А. в своей  книге «Глазами подчиненного»   пишет о  своем  командире  в черном цвете.Упрекает  в том,что Леонов П.Ф. допускал  будучи в море очень опасные действия.В частности  совершал погружения до предельной глубины,что могло привести к серйозным последствиям. Скажу так,я не профессиональный подводник,но    действия командира корабля  капитана 1- го ранга Леонова П.Ф.  при испытаниях лодки ,реакторов были тогда оправданы.Мы готовились  выйди в море и совершить длительный подводный поход  более чем на  70 -ть суток вокруг земного шара.Это  предпологалась не прогулка,а выполнения поставленных боевых задач  .В том числе и проводить разведданные нашего тогда противника.А два предыдущих похода в Атлантику(1964) и Средиземное море(1965) показали,что   подводной лодке и его экипажу пришлось много чего испытать.Не только со стороны работы  ядерных реакторов механизмов,но  и когда надо было уходить от надводных кораблей НАТО.  При этом использовали все-скорость,глубину.Можно говорить, зачем же рисковать людьми в мирное время?.Это ведь не война? Тогда вопрос  обратный .Может быть не стоит солдат учить в мирное время окапываться? Зачем? Ведь не война?.   Хочу  окончить словами великого полководца М.Суворова « Тяжело в учении,легко в бою».От подготовленности  подводников ,корабля в мирное время зависит их жизнь в бою,если им не дай Бог придется в него вступать..Леонов П.Ф.  относился к тем командирам, которые считали,что корабль и экипаж   должен действовать в мирное время как в военное.  Вопрос как у него это получалось? Но это уже другая тема разговора.
Наступило утро 24 мая 1968 года.День который поставил практически точку в жизни боевого корабля. Да и в многих подводников которые тогда были в море и на берегу.
(продолжение следует)..

Немає коментарів: