Эпидемия "демифологизации"
21/04/201010:38
Митинг, который провели белорусские ветераны у редакции газеты «Народная воля» в Минске, продолжает активно обсуждаться и в Белоруссии, и за ее пределами. Ветераны протестовали против публикации мемуаров видевшего войну ребенком Ильи Копыла, утверждающего, что «действия партизан во время войны можно рассматривать как целенаправленное уничтожение белорусского народа». Акция продолжалась всего 10 минут, но оппозиционные белорусские газеты не преминули отметить, что власти ей не препятствовали, а лозунги типа «Фашизм не пройдет!» показались многим журналистам неискренними.
Оправданность риска, которому подвергали население партизаны, вызывая своими ударами дикие репрессии со стороны гитлеровцев против местных жителей, - тема для Белоруссии болезненная, но давно уже не закрытая. Еще в советское время белорусские писатели завоевали право рассказать, например, что в пускаемых под откос эшелонах находились не только гитлеровцы и их техника. Любая война - это не поединок Пересвета с Челубеем, а кровавая каша, в которой свои часто гибнут от рук своих. Но Илья Копыл идет дальше. В интервью БелГазете он берется доказать, что «ветераны живут в красивых мифах, которые сами же про себя и сочинили».
При этом Илья Копыл сам признается, что в архивах он не работал, а возмутившую ветеранов книгу писал с опорой только на собственные детские воспоминания о родной деревне Небышино, попавшей под оккупацию еще в самом начале войны. В этой деревне, оказывается, немцы никогда не ночевали и никого не убивали. «Человек 15-20 спалили полицаи, да партизаны убили одну девушку»,- вспоминает Копыл в интервью БелГазете. А раз так, выходит, что никакого страшного немецко-фашистского вторжения вроде и не было, вся беда от Москвы, засылавшей своих комиссаров для провоцирования немецких репрессий против белорусских деревень.
Вот такая «антимифологическая» логика. Если я что-нибудь не видел своими глазами или хотя бы по телевизору - значит, этого не было. А думать о судьбе страны (в данном случае - о том, что было бы, если б направлявшие полицаев немцы «заночевали» в Белоруссии и во всем СССР лет еще хотя бы на двадцать, до смерти Гитлера от старости) - вот это не наше дело. С точки зрения «разрушителей мифов», рассказы о людях, которые вели себя или ведут по-другому, чем они - это выдумки, легенды, плод советской (или - шире - российско-имперской) пропаганды. Такой подход способствует самоуспокоению (не я один - трус), а также находит миллионы благодарных слушателей.
Если бы дело ограничивалось одним Ильей Копылом, писать об этой истории, может, и не стоило бы. Но речь идет о весьма распространенном явлении. Стремление демифологизировать все и вся появилось более двадцати лет назад. Как и многие дурные и примитивные теории, «демифологизация» ворвалась в нашу жизнь на плечах у старого и благородного движения - писательской борьбы за «окопную правду», диссидентского противостояния тоталитаризму, интеллигентского взыскания личной свободы. Все дело тут - в оттенках. Нужно обладать определенным литературным и историческим вкусом, чтобы отличить защиту СВОЕЙ свободы и СВОЕГО права на собственное мнение от навязывания этого мнения другим в оскорбительной форме, от агрессивного желания «заземлить» все исторические предания.
Один популярный гламурный персонаж, бывший историк по профессии, абсолютно не считаясь с чувствами православных верующих, агрессивно доказывает, что никакой Александр Невский не святой, и никаких немцев и шведов он не побеждал. И это при том, что несколько лет назад сам, будучи специалистом по средневековой Германии, рассказывал, какую опасность представляли для народов балтийского региона немецкие рыцарские ордена, тянувшие эти народы против их воли в современную историю. Даже если Ледовое побоище и не было грандиозной битвой, даже если ему и были приданы со временем мифологические черты, очевидны корни этого мифа: Александр Невский и его сподвижники сопротивлялись насильственному втягиванию Новгорода (а потом и всей Руси) в современную историю на условиях немцев и шведов. За что Александр Невский и был причислен к лику святых и многократно прославлен российскими императорами, при которых (особенно при Петре Первом) Россия втянулась в современную историю уже на своих условиях.
То, что миф может быть правдивее иного исторического свидетельства, документа и даже видеосъемки, очевидно для любого человека с литературным мышлением. На мифах строились и государства современной Европы (от «Илиады» до финского эпоса «Калевала»), и США. И ничего - государства эти стоят, живут, процветают. Но у «демифологизаторов» двойной стандарт: они почему-то хотят демифологизировать именно российскую историю. Кстати, в последний раз вытряхнуть мощи Александра Невского из драгоценной раки пытались - в прямом и переносном смысле - при Ленине и Троцком. Аргументация была на уровне современных гламурщиков-телевизионщиков: никаких немцев Александр Невский не разбивал, а мощи его никого не исцеляют - вот, смотрите, я же до них дотрагиваюсь, а геморрой все не проходит! В общем, аргументы на уровне «Гагарин в космос летал, а Бога не видел - значит, его и нет».
Увы, корни этой мещанско-интеллигентской болезни - еще в девятнадцатом веке, в убогости эстетических воззрений тех же «ниспровергателей царизма», отмечавшейся еще авторами сборника «Вехи». Еще в шестидесятые годы девятнадцатого века пересчет того, сколько пудов хлеба потребляет в год эксплуататор-помещик, каковым пересчетом занимался «железный забияка реальной литературной критики» Дмитрий Писарев, выдавался за вершину эстетической мысли. Многие нынешние «демифологизаторы» от Писарева ушли, к сожалению, недалеко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
http://www.rian.ru/authors/20100421/224958520.html
Оправданность риска, которому подвергали население партизаны, вызывая своими ударами дикие репрессии со стороны гитлеровцев против местных жителей, - тема для Белоруссии болезненная, но давно уже не закрытая. Еще в советское время белорусские писатели завоевали право рассказать, например, что в пускаемых под откос эшелонах находились не только гитлеровцы и их техника. Любая война - это не поединок Пересвета с Челубеем, а кровавая каша, в которой свои часто гибнут от рук своих. Но Илья Копыл идет дальше. В интервью БелГазете он берется доказать, что «ветераны живут в красивых мифах, которые сами же про себя и сочинили».
При этом Илья Копыл сам признается, что в архивах он не работал, а возмутившую ветеранов книгу писал с опорой только на собственные детские воспоминания о родной деревне Небышино, попавшей под оккупацию еще в самом начале войны. В этой деревне, оказывается, немцы никогда не ночевали и никого не убивали. «Человек 15-20 спалили полицаи, да партизаны убили одну девушку»,- вспоминает Копыл в интервью БелГазете. А раз так, выходит, что никакого страшного немецко-фашистского вторжения вроде и не было, вся беда от Москвы, засылавшей своих комиссаров для провоцирования немецких репрессий против белорусских деревень.
Вот такая «антимифологическая» логика. Если я что-нибудь не видел своими глазами или хотя бы по телевизору - значит, этого не было. А думать о судьбе страны (в данном случае - о том, что было бы, если б направлявшие полицаев немцы «заночевали» в Белоруссии и во всем СССР лет еще хотя бы на двадцать, до смерти Гитлера от старости) - вот это не наше дело. С точки зрения «разрушителей мифов», рассказы о людях, которые вели себя или ведут по-другому, чем они - это выдумки, легенды, плод советской (или - шире - российско-имперской) пропаганды. Такой подход способствует самоуспокоению (не я один - трус), а также находит миллионы благодарных слушателей.
Если бы дело ограничивалось одним Ильей Копылом, писать об этой истории, может, и не стоило бы. Но речь идет о весьма распространенном явлении. Стремление демифологизировать все и вся появилось более двадцати лет назад. Как и многие дурные и примитивные теории, «демифологизация» ворвалась в нашу жизнь на плечах у старого и благородного движения - писательской борьбы за «окопную правду», диссидентского противостояния тоталитаризму, интеллигентского взыскания личной свободы. Все дело тут - в оттенках. Нужно обладать определенным литературным и историческим вкусом, чтобы отличить защиту СВОЕЙ свободы и СВОЕГО права на собственное мнение от навязывания этого мнения другим в оскорбительной форме, от агрессивного желания «заземлить» все исторические предания.
Один популярный гламурный персонаж, бывший историк по профессии, абсолютно не считаясь с чувствами православных верующих, агрессивно доказывает, что никакой Александр Невский не святой, и никаких немцев и шведов он не побеждал. И это при том, что несколько лет назад сам, будучи специалистом по средневековой Германии, рассказывал, какую опасность представляли для народов балтийского региона немецкие рыцарские ордена, тянувшие эти народы против их воли в современную историю. Даже если Ледовое побоище и не было грандиозной битвой, даже если ему и были приданы со временем мифологические черты, очевидны корни этого мифа: Александр Невский и его сподвижники сопротивлялись насильственному втягиванию Новгорода (а потом и всей Руси) в современную историю на условиях немцев и шведов. За что Александр Невский и был причислен к лику святых и многократно прославлен российскими императорами, при которых (особенно при Петре Первом) Россия втянулась в современную историю уже на своих условиях.
То, что миф может быть правдивее иного исторического свидетельства, документа и даже видеосъемки, очевидно для любого человека с литературным мышлением. На мифах строились и государства современной Европы (от «Илиады» до финского эпоса «Калевала»), и США. И ничего - государства эти стоят, живут, процветают. Но у «демифологизаторов» двойной стандарт: они почему-то хотят демифологизировать именно российскую историю. Кстати, в последний раз вытряхнуть мощи Александра Невского из драгоценной раки пытались - в прямом и переносном смысле - при Ленине и Троцком. Аргументация была на уровне современных гламурщиков-телевизионщиков: никаких немцев Александр Невский не разбивал, а мощи его никого не исцеляют - вот, смотрите, я же до них дотрагиваюсь, а геморрой все не проходит! В общем, аргументы на уровне «Гагарин в космос летал, а Бога не видел - значит, его и нет».
Увы, корни этой мещанско-интеллигентской болезни - еще в девятнадцатом веке, в убогости эстетических воззрений тех же «ниспровергателей царизма», отмечавшейся еще авторами сборника «Вехи». Еще в шестидесятые годы девятнадцатого века пересчет того, сколько пудов хлеба потребляет в год эксплуататор-помещик, каковым пересчетом занимался «железный забияка реальной литературной критики» Дмитрий Писарев, выдавался за вершину эстетической мысли. Многие нынешние «демифологизаторы» от Писарева ушли, к сожалению, недалеко.
Дмитрий Бабич
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Немає коментарів:
Дописати коментар