середу, червня 02, 2010

Из истории моего корабля К-27.45 года тому назад.


Начало 1965 года.Гремиха. В жизни  двух экипажей атомной подводной лодки К-27 произошли значительные перемены.    В конце 1964 года первый экипаж принял капитан 2- го ранга Леонов Павел Федорович.Командиром второго  экипажа   стал капитан 2- го ранга Окованцев Николай Дмитриевич.  Морякам –подводникам  К-27 предстояло  подтвердить задачу №2. Прошло более 45 лет с того времени,но ныне живые подводники  ,которые тогда  служили на  корабле помнят и  сегодня  два тяжелых проишествия  связанных с выходом  в море.При  загрузке торпед  на лодку произошло трагическое событие.Из-за своей неосторожности погибает старший матрос Волчанов от удара торпеды  в голову.  В феврале-марте  экипаж  под  командыванием Леонова П.Ф. сдав успешно задачу №2 возвращался в родную базу.При подходе к Святоносскому заливу корабль всплыл в надводное положение.Море  очень штормило.Волны перекатывались через надстройку легкого корпуса. И тогда произошло «ЧП»,которое могло стать гибелью корабля,а возможно и всего экипажа. Леонов   принял решение  провентилировать отсеки в атмосферу.    Командир БЧ-5 ,капитан 2- го ранга Соколовский В.Э чтобы настоять перед командиром воздержаться от вентилирования отсеков, обьяснить ему  что открывать систему вентиляции в условиях шторма очень опасно.Но он этого не делает,не делает  записи в журнал,как это   положено  в таких случаях.И приступает к вентилированию отсеков.. Вода,которая находилась в карманах шахты вентиляции потоком ворвалась через патрубки в пятый отсек. Прямо на коллекторы турбогенераторов.Произошло замыкание на двух генераторах,которые обеспечивали работу ГЭУ(ядерных реакторов). Корабль был обесточен.Вся энергия стала поступать от аккумуляторов.Чтобы спасти уникальные ядерные реакторы всю мощь аккумуляторов перевели на обслуживание  только механизмов ГЭУ.
Атомная подводная лодка практически осталась без движения.Ее начало нести на скалистый берег  Святого Носа. Даже отдать якорь не хватало энергии…
Все теперь зависило от команды турбогенераторщиков  которую  возглавлял  мичман Ламцов ,  и электриков   руководимых  мичманом  Голубковым.Руководил всеми работами командир 2- го дивизиона капитан 3- го ранга Зубков.Надо было срочно  завести турбогенераторы…Командир АПЛ решил вызвать  буксир с Гремихи.Но тот оказался на ремонте! Командывание дивизии предложило буксир с Североморска.Но он мог прибыть через несколько часов,а до  берега оставались считанные  минуты….И вот когда до скал оставалось всего несколько десятков метров..заработал  один из турбогенераторов.Появилась энергия..Ожил весь корабль. Практически ребята с команды турбогенераторщиков,электриков спасли атомную подводную лодку..А то,что пришлось в эти трагические минуты испытать и сделать команде спецтрюмных во главе  с их командиром отсека капитаном 3- го ранга Придатко  особый и отдельный  рассказ.
По прибытию в Гремиху  детальная и серйозная разборка.Леонов П.Ф. отделался строгим выговором ,командира БЧ-5 Соколовского сняли с должности и вместо него был назначен капитан 3- го ранга Иванов Алексей Анатольевич,который  нато время нес службу во втором экипаже.
До выхода   К-27 в Средиземное море  оставалось несколько месяцев.
P.S. Спустя десятилетия один из участников тех событий выльет всю грязь на командира Леонова П.Ф.Обвинит его лично в том что произошло  в море,да и не только в море.  Возложит на него вину за гибель матроса-торпедиста Волчанова.Этим обвинителем является помошник командира корабля ,ныне капитан 1- го ранга Фытов Г.А. Леонов П.Ф. конечно был не подарок  для экипажа  лодки.Я уже об этом ранее писал.Но читая записи Фытова думаешь-как этот человек  смог несколько лет служить  под началом командира Леонова? Сколько ненависти,сколько злости и желчи в отношении своего командира!! И это на  атомной подводной лодке,где от каждого члена экипажа зависила жизнь всех.А ведь Фытов был не рядовой  моряк-подводник,а помошник командира корабля.Можно представить чтобы произошло с Леоновым,если бы это было в 1937 году?! От этого человека носящего сегодня с гордостью орден Сталина  можно было ожидать все. А вот прямым  виновником того что произошло был один из старшин –турбогенераторщиков,опытный подводник у которого  за плечами  испытательный поход в Атлантику.Из-за этических соображений не буду называть его фамилию.Этого человека уже нет в живых.Так вот,он был обязан перед запуском вентилятора проверить наличие воды в системе.Не  проверил. Вот и получили  обстановку,которая чуть было не привела к гибели корабля.
На фотографии.Участники тех событий.Слева. Соколовский В.Э(слева) и мичман -турбинист Астанков В.А.1964 год.Справа. моряки 2- го дивизиона апл во главе со своим командиром Зубковым В.П.( с бородой) 1965 г.

Немає коментарів: