Строительство дизельных подводных лодок специального назначения началось в СССР еще в послевоенные годы. Это были в основном экспериментальные субмарины. На них проводилась отработка новейших технологических и технических решений, испытывались образцы вооружений, гидроакустическая аппаратура, различная подводная техника. Как правило, такие подлодки являлись модернизацией уже существующих кораблей. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. На первых порах это тоже были переоборудованные серийные ПЛ. Однако несколько позже работы по созданию таких субмарин стали реализовываться в виде самостоятельных проектов (например, проект 690 «Кефаль»).
В категорию «подводных лодок специального назначения» включаются и спасательные ПЛ. Самая последняя субмарина подобного рода была создана в рамках проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов глубоководных подлодок имели цель построить корабли, предназначенные для выполнения секретных миссий. Одна из таких субмарин – ПЛ «Пиранья» (проект 865). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов или, как их называют на профессиональном жаргоне, акванавтов.
Помимо дизельных подлодок в СССР, а потом в РФ были созданы субмарины специального назначения с атомными двигателями.
Эти подводные корабли официально именуются «атомной глубоководной станцией» и обозначаются аббревиатурой АС. Военные моряки называют их «малышами». «НВО» удалось выяснить, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе ВМФ. Они были приписаны к Министерству обороны и работали по заданиям Главного разведывательного управления. Только 1986 году подлодки перешли на баланс военных моряков. Однако управление их действиями по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Все субмарины серии АС сведены в бригаду атомных подводных лодок, организационно входящую состав Северного флота.
Эти подлодки, корпуса которых изготовлены из прочного титана, могут просто лежать на морском дне в течение нескольких месяцев. Существует целый ряд версий по поводу истинного целевого назначения этих АПЛ. По одной из них, глубоководные станции предназначены для проведения разведывательных операций. Они оснащены аппаратурой, которая дает возможность подключаться к кабелям связи, пролегающим на дне морей и океанов, и скачивать передаваемую информацию. Есть предположение, что «малыши» обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота на знаменитом Фареро-исландском рубеже: ставят помехи станциям акустического обнаружения НАТО SOSUS и тем самым блокируют их работу. По некоторым данным, АС несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.
БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ
Что же касается закрытой информации в Сарове, то, как сообщил «НВО» эксперт, пожелавший остаться неизвестным, «вся эта история напоминает ситуацию с подводной лодкой, которой разработчики дали смешное название «Лошарик», поскольку форма ее корпуса напоминала одноименного героя мультфильма». По словам специалиста, еще 4 года назад, в начале августа 2003-го, на северодвинском «Севмашпредприятии» была спущена на воду уникальная подводная лодка проекта 210 – первая в мировой истории субмарина, особенности конструкции которой позволяли ей погружаться на очень большие глубины, до 1 км, в то время как у других подлодок этот показатель не превышал 500 м. По некоторым данным, ПЛ была оснащена ядерной энергетической установкой. Как и ее предшественницы, подлодка тоже могла находиться на дне в течение нескольких месяцев.
Строительство этой субмарины, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности. Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, т.е. он имел некое специальное назначение. Однако весь спектр задач подлодки не оглашался. А тот факт, что при ее спуске на воду присутствовал сам главком Военно-морского флота Владимир Куроедов и только ограниченное число других официальных лиц, наводит на размышления о том, что «специальность» данной подлодки была действительно уникальной.
Первые лодки АС были приняты на вооружение в начале 1980-х годов. Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов». Лодка была заложена на Ленинградском судостроительном заводе ЛАО (Ленинградское адмиралтейское объединение). В состав ВМФ этот корабль был принят лишь в 1986 году, хотя решать свои задачи он начал еще в 1982 году. Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году. Затем к работе приступило еще несколько подобных субмарин, выпускавшихся уже по другим проектам и более совершенных, чем их прототипы.
Развитием проекта 1910 стал проект 1851. По информации из открытых источников, подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ. Они были оснащены водолазной станцией. Корабли тоже строились в Ленинграде на заводе «Судомех». На воду было спущено три таких ПЛ: АС-21, АС-23 и АС-35.
Действия субмарин АС обеспечивают так называемые «подлодки-матки». Например, предназначенная для решения этой задачи АПЛ «Оренбург» проекта 09774 была переоборудована из стратегического ракетоносца. До определенного времени с «малышами» работала спасательная подводная лодка Северного флота проекта 940 («Ленок»). На ней устанавливались миниатюрные спускаемые аппараты «Бестер». С их помощью люди и грузы доставлялись лежащим на очень большой глубине «малышам».
Несколько позднее эти задачи стала решать субмарина АС-12 (проект 10831). На ее борту установлена мини-подлодка «Русь», которая способна погружаться на громадные глубины. Эта самая новая атомная глубоководная станция вошла в состав флота в 1997 году. Эксперт также сообщил, что есть вполне реальные свидетельства значимости и эффективности этих субмарин. «По некоторым данным, более десяти офицеров соединения атомных глубоководных станций, включая командира, были удостоены звания Героя России», – заявил специалист и добавил, что «на этих подлодках служат исключительно офицеры». «Такое оружие нам необходимо. И, слава богу, если оно продолжает развиваться», – заключил он.
Информация взята с открытых источников СМИ и Интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар