В десятку стран с самыми высокими военными расходами в 2009 году в расчете по текущим ценам входят /в млрд долл./: США – 661, Китай – 100 /оценка СИПРИ/, Франция – 63,9, Великобритания – 58,3, Россия – 53,3 /оценка СИПРИ/, Япония – 51,8, Германия – 45,6, Саудовская Аравия – 41,3, Индия – 36,3, Италия – 35,8.
В другом, ранее опубликованном исследовании СИПРИ говорится, что в 2005-2009 годах 27 проц. торговли оружием в мире приходилось на боевые самолеты. Их заказы и поставки привели к росту вооружений на Ближнем Востоке, Северной Африке, Южной Америке, Южной и Юго-Восточной Азии.
"Данные СИПРИ показывают, что богатые ресурсами страны закупили значительное количество дорогих боевых самолетов, – пишет директор программы СИПРИ по вопросам торговли оружием Пол Холтом. – Соседи-соперники ответили на эти закупки своими заказами. Можно задаться вопросом по поводу того, является ли это адекватным вложением средств в регионах с высоким уровнем бедности".
Продажи в страны Южной Америки в этот период были на 150 проц. выше, чем в начале 2000-х годов. Эксперт СИПРИ Марк Брумлей отмечает, что в этом регионе можно увидеть пример "соревновательного" приобретения оружия.
В Индонезии, Сингапуре и Малайзии импорт оружия увеличился на 146 проц. в период 2000-2004 годов и на 722 проц. в 2005 – 2009 годах. Сингапур стал первой страной- участницей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, которая вошла в список 10 самых крупных государств- импортеров оружия со времен Вьетнамской войны. Также впервые там значится Алжир. Средний объем торговли вооружением в период 2005-2009 годов был на 22 проц. выше, чем в 2000-2004 годах.
Основными регионами, покупавшими оружие, остались Азия и Океания /41 проц./, Европа /24 проц./, Ближний Восток /17 проц./, Америка /11 проц./ и Африка /7 проц./.
В списке 100 крупнейших на сегодняшний день производителей вооружений самое высокое место занимает британская "БАЭ" /BAE/ – первая неамериканская компания, возглавившая этот регистр. В 2008 году ее оборот составлял 32,4 млрд долларов.
Следом за ней в первой пятерке идут "Локхид Мартин", "Боинг", "Нортроп Грумман" и "Дженерал Дайнэмикс" /все – США/. В 2008 году "первая сотня" сохраняла тенденцию на увеличение продаж, которые достигли 385 млрд долларов, что по сравнению с 2007 годом означает прирост в 39 млрд. Это в 3 раза больше, чем ассигнования стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития на оказание экономической помощи в 2008 году.
По мнению промышленного эксперта СИПРИ Сюзан Джексон, успех "БАЭ" обусловлен целым рядом причин. Одна из них состоит в том, что будучи зарегистрированной в Великобритании, основной бизнес – более 50 проц. – компания ведет в США. "БАЭ" на деле демонстрирует возросшую интернационализацию военной промышленности и привлекательность американского рынка", – говорит Джексон.
Американская компания "Навистар" вошла в первую сотню СИПРИ на 20-м месте. В 2008 году она продала правительству США вооружения на сумму 3,9 млрд долларов. По сравнению с предыдущим годом это означает рост на 960 процентов. В 2007 году ее оборот составлял 368 млн долларов. Компания производит бронетранспортеры M-ATV, которые американская армия использует в Афганистане и Ираке, и рост продаж правительству США был обеспечен именно этой продукцией.
Концерн ПВО "Алмаз-Антей", производящий противовоздушные системы С-300 и С-400, стал первым российским предприятием, вошедшим в двадцатку крупнейших производителей вооружений. В 2008 году его оборот составил 4,3 млрд долларов, троекратно увеличившись с 2003 года.
"Продолжающийся рост многих российских военно- промышленных компаний объясняется эффектом сочетания долгосрочных и более новых программ закупки вооружений для российской армии", – считает Сюзан Джексон.
В 2009 году в мире проводилось 54 миротворческих операции. Известные на сегодняшний день расходы на них составили 9,1 млрд долл. Также в них было задействовано рекордное количество личного состава – 219278 чел. /89 проц. – военные и 11 проц – гражданские лица/. Это означает 16-процентный рост по сравнению с 2008 годом что, в свою очередь, объясняется увеличением уже действующих на сегодняшний день миротворческих контингентов, в первую очередь, в Афганистане.
В прошлом году США более чем удвоили свое присутствие в этой стране, а их расходы на военную операцию в Афганистане превышают расходы в Ираке /проект бюджета 2010 года предусматривает 65 млрд долл. для Афганистана и 61 млрд – для Ирака/. Стратегически их основные усилия были направлены на борьбу с терроризмом, наркоторговлей и укрепление сил национальной безопасности Афганистана. Тем не менее, перспективы решающей победы какой-либо из противоборствующих сторон – афганского правительства и его союзников или талибов – оставались в 2009 году весьма призрачными.
Правительство страны, а также международное сообщество еще больше активизировали свои усилия по установлению политического диалога с представителями "Талибана".
По мнению эксперта СИПРИ Тима Фоксли, если талибы не чувствуют ослабления своих позиций, то вряд ли они пойдут на то, чтобы серьезно связать себя какой-либо формой политического решения. "Международное сообщество уже устало от этой борьбы: два члена НАТО в одностороннем порядке уже приняли решение о выводе своих сил. Желание оказаться в завершающей стадии операции усиливается, что, скорее всего, станет еще более осязаемым в ближайшие 12 месяцев", – отмечает он.
В своем докладе СИПРИ рассматривает ситуацию в Афганистане с разных точек зрения, как чисто военной, так и политической и экономической. В настоящее время эта страна является местом одного из наиболее ожесточенных военных конфликтов, а также масштабного возделывания мака и производства из него опиума. Хотя площади, на которых выращивается мак, в 2008 и 2009 годах и сократились, оставшиеся на 35 проц. превышают уровень 1999 года, являвшийся рекордным в период до 2001 года.
Основным фактором роста опиумного производства была его роль в качестве фактора социально-экономической адаптации для сельского населения страны, на протяжении многих десятилетий раздираемой вооруженными конфликтами, где теневая экономика имела определяющее значение. С одной стороны, торговля опиумом была наиболее привлекательным видом нелегального бизнеса, с другой – доходы от нее в значительной степени финансировали движение "Талибан". Последнее обстоятельство приобрело особую важность в связи с усилением сопротивления силам антитеррористической коалиции в Афганистане. В 2006-2007 годах доходы различных воинствующих племен и полевых командиров от наркоторговли достигли 200-400 млн долларов в год.
Мировые ядерные арсеналы СИПРИ оценивает в 8100 единиц оперативных боеголовок, находящихся на вооружении восьми ядерных держав – США, России, Китая, Великобритании, Франции, Индии, Пакистана и Израиля. Из них около 2 тыс. находятся в состоянии полной боеготовности с возможностью запуска в пределах нескольких минут. Несмотря на ряд неудач, глобальные усилия по сокращению запасов ядерных вооружений в минувшем году в целом можно оценить как успешные.
Общее число боеголовок в тех же странах – с учетом находящихся на складах и предназначенных к уничтожению составляет 22 тыс. шт. По мнению экспертов СИПРИ, пять подписавших в 1968 году Договор о нераспространении ядерного оружия государств /ДНЯО/ – США, Россия, Китай, Великобритания и Франция – намерены сохранить свои ядерные арсеналы в будущем и модернизируют или собираются модернизировать их.
Эксперты СИПРИ считают, что региональные договоренности о безъядерных зонах являются важной правовой составляющей режима глобального нераспространения и способствуют международным усилиям по предотвращению появления новых ядерных государств. В 2009 году такие зоны начали действовать в Центральной Азии и Африке.
Китай стал одним из важных участников Конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО в Нью-Йорке. Согласно выводам экспертов СИПРИ, Пекин не стремится напрямую поддержать позицию России, США и их союзников. Скорее, Китай занимает промежуточное положение между ядерными и безъядерными государствами.
Как считает автор опубликованной в апреле этого года работы "Китай и контроль ядерного вооружения: современная позиция и политика будущего" доктор Бэйтс Джилл, КНР постоянно предлагает другим странам следовать собственному примеру, отказавшись от политики "ядерного зонтика" и применения первым этого вида оружия.
"Вероятно, Китай, отмечая необходимость разоружения, займет ту же позицию, что и ведущие ядерные державы, особенно Россия и США, – пишет Джилл. – Но КНР сама не будет разоружаться, если этого не сделают США и Россия. Страна и ранее подвергала критике политику "двойных стандартов" США в отношении ядерных программ таких государств как Индия и Израиль". Автор отмечает, что Китай, скорее всего, будет продолжать модернизацию и расширение собственного ядерного потенциала. Эта страна пристально следит за развитием противоракетной обороны и высокоточного оружия США. По мнению Бэйтса Джилла, Китай сохранит декларативную позицию по вопросам разоружения. В то же время, Поднебесная не будет предпринимать односторонних или многосторонних шагов по разоружению в ближайшем будущем, если только такие шаги не будут сделаны Россией и США.
Ядерное оружие появилось в Китае в 1964 году. По оценкам СИПРИ, КНР обладает 200 ядерными боеголовками.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
Немає коментарів:
Дописати коментар