Российские военачальники и политики снова говорят о массовом пополнении корабельного состава Черноморского флота РФ. Но баланс сил на Черном море в пользу России изменится нескоро. Такой вывод напрашивается после анализа финансов и производственных возможностей
СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО
Черноморский флот России до 2020 года пополнится полутора десятками новых кораблей и подводных лодок, сообщил российским СМИ главнокомандующий Военноморским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий. Кроме того, два корабля Балтфлота перебазируют на ЧФ для борьбы с пиратством. «Всего до 2020 года планируется построить для Черноморского флота 15 фрегатов и неатомных подводных лодок в соотношении 60 на 30», — заявил главком ВМФ России. Также, по его словам, уже в этом году специально для ЧМ будут заложены один фрегат и одна неатомная подлодка. «Черноморский флот будет перевооружаться новыми кораблями, а не за счет перевода кораблей с других флотов», — объяснил Высоцкий. Расшифрованное «сложноматематическое» заявление российского адмирала, видимо, означает, что к 2020 году ЧФ РФ пополнится десятью кораблями и пятью субмаринами.
Однако поверить словам главкома ВМФ России мешают другие новости российских СМИ. «Решение о продлении сроков пребывания ЧФ на Украине, безусловно, будет способствовать усилению боевого состава флота», — заявил источник в Главном штабе ВМФ РФ в начале июня. По его словам, «в ближайшие пять лет в состав ЧФ как минимум войдут два новых корвета. В те же сроки планировалось пополнить флот тремя подлодками». Итак, мы имеем уже две версии усиления российского флота в Украине — два корвета и три лодки до 2015 года и десять фрегатов и пять лодок до 2020го.
Еще большую неясность в эту информационную картину внес президент РФ Дмитрий Медведев. Он заявил, что дал поручение оперативно завершить работу над программой развития военного кораблестроения. Как подчеркнул Медведев на заседании Совета безопасности РФ, в документе должны быть обозначены наиболее перспективные корабли и сроки выполнения программ. «Надо завершить работу над программой развития военного кораблестроения, где будет четко определен перечень перспективных образцов, предусмотреть конкретные меры и сроки реализации программы», — сказал он.
Выходит, адмиралы уже запланировали поднять флаги на новых фрегатах, корветах и подлодках, а глава государства только поручил разобраться с кораблестроительной программой? Конечно, можно сделать скидку на «загадочную русскую душу». Но, как правило, планирование и организация производства вооружений и военной техники требуют стандартного подхода. Иначе все заявления и планы превращаются в мечты и мифы. Кажется, в случае с российским кораблестроением происходит именно это.
КОРАБЛЕЙ НЕТ. И НЕ ПРЕДВИДИТСЯ
По оценкам российских экспертов, которые анализировали состояние группировки ЧФ РФ, уже к 2015 году из кораблей, базирующихся в Севастополе, останется единственная подводная лодка «Алроса», два малых ракетных корабля, тричетыре ракетных катера пр. 1241 и дватри больших десантных корабля. Возможно, до этого срока дотянет ракетный крейсер «Москва» 1982 года постройки. Причем аналитики однозначно утверждают, что новые корабли ситуацию не спасут. По самым оптимистическим расчетам, если на ЧФ РФ будут сконцентрированы все (!) усилия российского неатомного кораблестроения, до 2015 года флот может получить максимум три дизельные подводные лодки проекта 677 и три корвета пр. 20380. Также возможно поступление единственного фрегата проекта 22350. Однако вероятность массового строительства этих фрегатов вызывает у экспертов сомнения. Прежде всего исходя из предыдущего опыта строительства корабельной техники в России.
Скажем, головная подлодка проекта 677 «СанктПетербург» была заложена в 1997 году, спущена на воду в 2004м и только сейчас передается в состав ВМФ. Две другие подлодки этого типа, заложенные в 2005 и 2006 годах, еще находятся на стапелях. Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» был заложен в 2001 году и вошел в состав Балтийского флота в 2008м. Второй корабль серии, заложенный в 2003м, спущен на воду в апреле нынешнего года, а в состав ВМФ войдет лишь в следующем. С 2006 года на верфях в СанктПетербурге строятся еще два корабля этого типа. Они могут войти в строй в 2013–2014 годах. Строительство первого фрегата проекта 22350 начато в 2006 году, спуск на воду планируется на 2011й. Второй корпус заложен в ноябре минувшего года, а на воду будет спущен не ранее 2015го. Но это ведь корабли для всего ВМФ РФ! Когда адмирал Высоцкий собирается построить десять фрегатов исключительно для ЧФ РФ — непонятно.
ВСЕМ НЕ ХВАТИТ
Об этом говорят и финансовые перспективы гособоронзаказа в России. Минобороны РФ оценило потребности в реализации государственной программы вооружения на 2011–2020 годы в 36 трлн. руб. (порядка 1 трлн. евро). Правда, российское правительство считает, что военным будет вполне достаточно 13 трлн. руб. Генералы же утверждают, что этой суммы едва хватит на стратегические ядерные силы, противовоздушную оборону и авиацию. Чтобы обеспечить сухопутные войска, нужно еще 15 трлн руб. А на развитие кораблестроения и космической группировки военные требуют еще 8 трлн руб.
Правительство России можно понять. Видимо, чиновники почитали отчеты Счетной палаты РФ о выполнении гособоронзаказа за минувший год и решили, что разбрасываться триллионами пока не стоит. Вот некоторые цифры из упомянутого отчета. Гособоронзаказ на 2009 год Минобороны России по количеству заданий (по линии научноисследовательских и опытноконструкторских работ) был выполнен на 41,9%, а по объему работ — на 64,9%. Самыми низкими показателями характеризовалось выполнение государственного оборонного заказа по фундаментальным, прогнозным и поисковым исследованиям в интересах обороны и безопасности страны — всего лишь 14,3 и 48,3%.
Проверила Счетная палата и кораблестроителей. В результате были выявлены многочисленные факты нарушений в работе Объединенной судостроительной корпорации. В частности, установлено, что средства федерального бюджета, внесенные в уставный капитал ОСК, используются для получения дохода по банковским вкладам. Кроме того, аудиторы выяснили, что деньги, выделенные на развитие лизинга морских и речных судов, длительное время не использовались по назначению, при этом свободные остатки средств размещались в коммерческих банках под проценты. Комплексные планы компании по развитию судостроительного и судоремонтного комплексов по большей части носят характер предложений и намерений. Также проверка показала, что интегрированные в корпорацию предприятия в большинстве своем убыточны и находятся в тяжелом финансовом состоянии. В 2008 году при суммарной выручке 63,5 млрд. руб. чистый убыток составил 11,9 млрд. руб.
К этим проблемам КПД российского ОПК можно приплюсовать и планы России закупить во Франции четыре десантных вертолетоносца общей стоимостью 1,5–2 млрд. евро и выкупить у Украины одноименный ракетный крейсер проекта 1164 за 25 млрд. руб. Итак, по всему выходит, что российские адмиралы, видимо, чтото напутали со стремительным массовым переоснащением ЧФ РФ. Во всяком случае, дебет с кредитом не сходится.
Так зачем адмиралам кормить публику откровенными сказками? Неужели только для того, чтобы обеспечить россиянам хорошее настроение? Что ж, дело нужное.01.07.2010
Михаил САМУСЬ, Центр исследований армии,
№224 | 2 июля 2010
Немає коментарів:
Дописати коментар