«О действительных планах знало только высшее командование»
За 31 год службы на подводных лодках запорожец Александр Нестеренко участвовал практически во всех кризисах, включая Карибский
Сейчас капитан первого ранга в отставке Александр Нестеренко возглавляет Шевченковскую районную организацию ветеранов войны, труда и воинской службы.
ПОД ВОДОЙ НИЧЕГО НЕ ВИДНО, ЗАТО СЛЫШНО. НА 15-20 МИЛЬ
- Так вы с какого года подводник, Александр Иванович?
- С 1954-го, когда после Ленинградского высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Дзержинского был назначен командиром моторной группы на подводную лодку на Черноморский флот.
- За годы службы вы в каких-нибудь напряженных моментах оказывались? Ну, например, в Карибском кризисе участвовали?
- А мы ко всем кризисам имели отношение, начиная с Венгерского.
- 1956 год? Но у Венгрии и близко моря нет.
- Тогда мы несли службу в Черном море у пролива Босфор. Рядом же Средиземное море, а там 6-й флот американцев. Вдруг бы он начал вводить свои корабли в Черное море, нам, я думаю, поступила бы команда оказать американцам противодействие.
В 1959 году я служил на советской военно-морской базе возле берегов Народной Республики Албания в Адриатическом море. База должна была сдерживать присутствие в Средиземном море 6-го флота США. И базировались там до 1961 года, пока Никита Хрущев не разругался с албанским руководством.
А во время Карибского кризиса я служил на Балтике. И тогда наши лодки несли боевое дежурство в Северной Атлантике. То есть они в любой момент готовы были двинуться на Кубу.
- Александр Иванович, давайте поговорим о подробностях одного из таких боевых дежурств. Вот стоите вы в Босфоре. И что дальше?
- Да не в Босфоре мы, а в Черном море. И не стоим. Нам нарезают квадрат, в котором лодка постоянно находится в движении. И ждет команду.
- Под водой лодка против лодки как может действовать? Торпеды выпускать? Или идти на таран?
- На таран – нет. Это и сложно, и бессмысленно – обе лодки, велика вероятность, могут получить повреждения и затонуть. Торпедный залп – это да. Но мы там лодок совсем не ждали. Мы должны были воспрепятствовать прохождению надводных кораблей.
- Но под водой же ничего не видно!
- Зато слышно. За счет акустики. Миль за 15 – 20 слышно хорошо. В случае чего мы бы не дали возможности кораблям 6-го флота высадить десант на побережье Черного моря, в любой из стран.
ЛУНОЙ И ЗВЕЗДАМИ НЕ ЛЮБОВАЛИСЬ
- А с кораблем подводной лодке легче сражаться, чем с такой же лодкой?
- Ну, смотря в какой ситуации. Корабль нас тоже «слушает». И в случае обнаружения может атаковать глубинными бомбами. Но за подводными лодками охотятся, как правило, противолодочные корабли, они более маневренные. А большие корабли, хоть оснащены и глубинными бомбами, и торпедами, перед подлодками более беззащитны.
- Как долго вы были в районе Босфора?
- Месяц несли службу. Пока известные события в Венгрии не закончились. Потом получили команду – следовать в базу в Севастополь.
- И целый месяц – под водой?
- Ночью иногда всплывали. Для подзарядки аккумуляторных батарей. Ну, и свежим воздухом через специальную шахту заодно вентилировали отсеки.
- На палубу матросы не выходили?
- Луной и звездами полюбоваться? Нет, конечно! Это же не морская прогулка, а напряженное боевое дежурство. Все внутри сидели – в «бочке».
- По возвращении в Севастополь – отдых, отпуск?
- Какой там отпуск! Отдых – да, немножко. Но потом снова напряженная служба. Лодка всегда должна быть в море, на боевом дежурстве.
- А во время Карибского кризиса, в 1962 году, вы где были?
- Служил на Балтике – в Лиепае, возле Риги. Тогда северные лодки с военно-морской базы Полярный – это в 20 – 30 милях от Северодвинска – пошли прямо в Карибское море, к берегам Кубы. А балтийские лодки несли дежурство у берегов Швеции.
- И в случае необходимости вы готовы были из Северного моря переместиться в Карибское?
- В принципе – да. Но о действительных планах знало только высшее командование.
ЗА ТРОЕ СУТОК ДО ВЫХОДА В МОРЕ МНЕ ДАЛИ ОТБОЙ
- Вы говорите, что во всех кризисах были задействованы. Где и когда еще?
- В 1968 году, когда был кризис в Чехословакии, наша лодка находилась на боевом дежурстве в Тихом океане. Здесь мы три месяца дежурили, пока в Чехословакии все не улеглось.
- Где Чехословакия – и где Тихий океан! Чего вы там могли ожидать?
- Да все, что угодно! Боевое дежурство – это когда в любую минуту ждешь команду. Она могла поступить только из Москвы. Какая – никто из нас не мог предполагать.
Кстати, в том же 1968-м, в марте, - 40 лет отмечаю – я мог бы навсегда остаться на дне Тихого океана.
- Это как?
- Подводная лодка К-129, на которой я должен был идти в плавание, затонула в Тихом океане в районе Гавайских островов. Я должен был подменить инженера-механика, которого не могли срочно отозвать из отпуска. И уже принял команду. Но за трое суток до выхода в море мне дали отбой - коллега из отпуска вернулся.
- А что случилось с лодкой возле Гавайских островов?
- Было две версии. Первая – взрыв произошел на самой лодке, но это маловероятно. А вторая версия – К-129 протаранила следившая за ней американская лодка. Во время слежения такое случается – преследуемая лодка меняет курс, чтобы, убрав винты, «слышать», что сзади творится, а в это время преследователь ее нечаянно и таранит. Сразу после этого случая, мы знали, в японский порт Йокосуко зашла на ремонт американская подводная лодка. Причем, с чрезвычайными мерами безопасности и секретности – сами же американцы ее и ремонтировали.
- Александр Иванович, на лодке служить тяжелее, чем на корабле?
- В физическом смысле – да. И психологически трудно - ограниченное пространство. А всплывать ведь, в случае аварии, чаще всего нельзя. Мы как-то столкнулись под водой со скалой так, что получили пробоину. Настолько серьезную, что пришлось всплыть.
- А дальше что?
- А дальше албанский пост наблюдения мигает нам – наверное, хотели спросить, кто такие. Но поскольку мы их не понимали, да, наверное, и они нас тоже, командир сказал сигнальщику: «Помигай им что-нибудь». Тот помигал – они и успокоились. Ну, а мы, доложив по радио командованию о случившемся, пошли своим ходом в базу.
СПРАВКА «ИЗ»
К-129 – дизель-электрическая подводная лодка, бортовой номер 574, из состава Тихоокеанского флота СССР, затонула 8 марта 1968 года. Экипаж – 97 человек. В то же время на ремонт в японский порт Йокосуко заходила американская лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»).
1 морская миля равна 1852 метрам.
Немає коментарів:
Дописати коментар