МИФ, ЛОЖЬ И ИСТИНА
ПОТЕРИ СОВЕТСКОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (03.09.1945 - 25.09.1991)
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
ГИБЕЛЬ ПЕРЕЖИВШИХ ВОЙНУ
В период 1945-1956 гг. ВМФ СССР потерял четыре подводных лодки довоенных проектов (две «малютки» и две «щуки»). Одна из «малюток» (малая ПЛ типа «М» VI серии) «М-19» была заложена 20 июля 1933 г. в Николаеве на заводе № 198, 14 мая 1934 г. спущена на воду, 16 июня 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 29 августа 1934 г. она вошла в состав Тихоокеанского флота (ТОФ). В боевых действиях эта ПЛ участия не принимала. В 1948 г. «М-19» погибла после столкновения с однотипной ПЛ «М-12»; впоследствии ее подняли и восстановили. Сведений о количестве жертв этой катастрофы мы не имеем.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) субмарины на момент закладки: водоизмещение надводное - 157 т, водоизмещение подводное - 197 т, длина - 36,9 м, ширина - 3,13 м, осадка - 2,58 м, мощность дизеля - 685 л.с., мощность электродвигателя - 240 л.с., скорость надводная - 11,1 узла, скорость подводная - 6,4 узла, дальность плавания в надводном положении - 690 миль, дальность плавания под водой - 48 миль, глубина погружения рабочая - 50 м, предельная - 60 м, вооружение - два торпедных аппарата ТА 533 мм, боезапас - две торпеды, одна артустановка калибром 45 мм, автономность плавания - 6 суток, максимальная автономность - 10 суток, экипаж - 19 человек, включая четырех офицеров (рис. 4).
Средняя ПЛ «Щ-117» «Макрель» - головная субмарина в V-бис серии - была заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 и в 1933 г. секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток на завод № 202 (Дальзавод), где 15 апреля 1934 г. ее спустили на воду, а 28 января 1935 г. она вошла в состав ТОФ. Еще до начала войны с Японией 9 августа 1945 г. ПЛ перебазировалась из Владивостока в Советскую Гавань. Во время советско-японской войны находилась на боевой позиции у берегов Южного Сахалина, но встреч с противником не имела. В 1946-1950 гг. прошла капитальный ремонт, в ходе которого были заменены оба дизеля. В соответствии с новой классификацией 10 июня получила новое тактическое наименование «С-117». В конце 1952 г. прошла текущий двухмесячный ремонт с докованием во Владивостоке, по возвращении 7 декабря 1952 г., не пройдя организационного периода и не совершив контрольных погружений, была отправлена 14 декабря 1952 г. в качестве передовой дозорной ПЛ в южную часть Татарского пролива Охотского моря на траверзе гавани города-порта Холмска. Командир «С-117» капитан 2-го ранга К.А.Красников выходил на связь трижды: в 18.50 14 декабря с сообщением о выходе из строя правого дизеля, в 01.06 15 декабря с подтверждением о получении предупреждения о наличии в районе акватории Холмска плавающей мины, в 03.15 15 декабря о вводе в строй ранее отказавшего дизеля. После чего ПЛ исчезла из эфира, хотя вышедший из гавани Холмска в 15.15 15 декабря корабль-цель ЦЛ-27, о появлении которого «С-117» должна была донести, наблюдал в этом районе силуэт ПЛ.
В 04.00 17 декабря начались поиски пропавшей «С-117», продолжавшиеся в течение всего 1953 г., с использованием кораблей ТОФ, судов рыболовного флота, водолазов, авиации, пограничников и местных жителей. Вероятный район гибели ПЛ с глубинами моря от 100 до 500 м был обследован визуально, гидроакустикой, металлоискателями и придонными тралами, однако никаких следов пропавшей субмарины обнаружить не удалось. До сих пор неизвестны и причины гибели «С-117».
Существуют четыре версии этой трагедии: подрыв на плавающей мине, столкновение с надводным кораблем, ошибка в управлении субмариной при погружении и/или во время маневрирования под водой; неисправность материальной части (системы, устройства и механизмы). Наименее вероятен подрыв ПЛ на плавающей мине, достоверность нахождения которой в этом районе (по неподтвержденным сообщениям рыбаков) представляется сомнительной. Кроме того, ни береговые посты, ни ЦЛ-27 не фиксировали звук взрыва и/или появление столба воды, и не было обнаружено никаких предметов с ПЛ, которые неизбежно должны были бы остаться на поверхности в случае гибели «С-117» на мине. Не нашла подтверждения и гипотеза о возможном столкновении ПЛ с надводным кораблем, так как все проследовавшие во время учений через этот район суда были проверены на предмет наличия повреждений от таранного удара - никаких следов столкновений на их форштевнях и обшивке обнаружено не было. Учитывая двухмесячное пребывание «С-117» в ремонте и замену на ней некоторой части личного состава, не исключено, что «щука» погибла в результате неправильного маневрирования под водой, поскольку для восстановления боеготовности экипажа требовался определенный организационный период, чтобы люди могли переключиться с ремонтных задач на боевую учебу. Кроме того, в связи с тем что после ремонта материальная часть ПЛ не была опробована во время контрольного погружения, а «С-117» сразу же была направлена на выполнение учебной задачи, вполне возможно, что «щука» погибла по причине неисправности материальной части - тем более, что командир субмарины докладывал об отказе дизеля.
ТТХ несчастливой «щуки» выглядят следующим образом: водоизмещение надводное - 572 т, водоизмещение подводное - 672 т, главные размерения - 57,0 x 6,2 x 3,76 м, два дизеля по 1000 л.с., два электродвигателя по 800 л.с., скорость надводная - 11,6 узла, скорость подводная - 8,5 узлов, дальность надводного плавания - 3130 миль, дальность подводного плавания - 112 миль, рабочая глубина погружения - 75 м, предельная глубина погружения - 90 м, 6 ТА 533 мм, 10 торпед, одно 45-мм орудие, автономность максимальная - 40 суток, экипаж - 40 человек, в том числе семь офицеров. Исключена из состава ВМФ 25 апреля 1953 г. (рис. 5, 6).
В мае 1954 г. затонула еще одна «щука» - V серии, которая была заложена 20 марта 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), а затем секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где в мае 1933 г. ее спустили на воду. Шестого ноября 1933 г. она вошла в состав Морских сил Дальнего Востока, получив в сентябре 1934 г. литерное обозначение «Щ-104» («Налим»). Начало войны с Японией встретила в Находке, откуда вышла на назначенную позицию в Японском море, но встреч с противником не имела. 10 июня 1949 г. была переименована в «С-93». Исключена из состава ВМФ 17 августа 1953 г., а 1 октября этого же года реформирована. В мае 1954 г. при стоянке у стенки судостроительного завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре во время демонтажа оборудования, приборов и механизмов затонула из-за неисправности донно-забортной аппаратуры. Была поднята аварийно-спасательной службой (АСС) ТОФ и сдана «Главвторчермету» для разделки на металл. Сведениями о жертвах этого ЧП мы не располагаем - скорее всего, их не было.
ТТХ ПЛ V серии типа «Щ»: водоизмещение надводное - 592 т, водоизмещение подводное - 715 т, главные размерения - 58,5 x 6,2 x 3,79 м, два дизеля - по 1370 л.с., два электродвигателя - по 800 л.с., скорость надводная - 11,9 узла, скорость подводная - 8,5 узла, дальность надводного плавания - 4500 миль, дальность подводного плавания - 100 миль, рабочая глубина погружения - 75 м, предельная глубина погружения - 90 м, шесть ТА 533 мм, 10 торпед, два 45-мм орудия, автономность максимальная - 40 суток, экипаж - 40 человек, в том числе семь офицеров (рис. 7, 8).
ПЛ «М-200» затонула 21 ноября 1956 г. на выходе из Таллиннской бухты в Балтийском море после столкновения с эскадренным миноносцем (эсминцем, ЭМ) «Статный». Эта «малютка» - головная в XV серии, была заложена 31 марта 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 и 17 июля 1941 г. (по другим данным - 4 февраля 1941 г.) спущена на воду, после чего по внутренним водным путям была переведена в Астрахань на завод № 638, где продолжалась ее достройка. После этого 29 марта 1943 г. «малютка» вошла в состав Каспийской военной флотилии, но уже 23 апреля начала движение своим ходом из Астрахани в Горький (Нижний Новгород), куда и прибыла 1 мая. Оттуда в плавучем доке (вместе с «М-201») начала движение в Молотовск (Северодвинск), куда прибыла 28 мая 1943 г. и вошла в состав Северного флота (СФ). 18 июня 1943 г. приказом наркома ВМФ субмарине было присвоено название «Месть» по просьбе вдов погибших подводников. До окончания Великой Отечественной войны «М-200» совершила шесть боевых походов и провела 15 июля 1944 г. одну атаку, с дистанции 10 кабельтовых (кбт) атаковав конвой противника и потопив (по советским данным) два транспорта, гибель которых не подтверждена противником. В июле 1945 г. ПЛ была перевезена в Ленинград (по железной дороге) и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ, БФ).
Утром 21 ноября 1956 г. «М-200» вышла из Падиски в Таллинн для контрольного замера магнитного поля, а вечером того же дня, завершив измерения, взяла курс на Палдиски через Суурупский проход Таллиннской бухты, двигаясь в надводном положении. При расхождении с ЭМ «Статный», в отсутствие спустившегося внутрь ПЛ на ужин старшего на «М-200» офицера - начальника штаба бригады ПЛ капитана 2-го ранга Ю.П.Штыкова, неопытный командир ПЛ, вступивший в должность только 19 ноября 1956 г., капитан 3-го ранга А.С.Шуманин отдал противоречащий правилам судовождения и морской практике приказ разойтись не левыми, а правыми бортами, тем самым подставив «малютку» под удар ЭМ, который в 19.53 протаранил «М-200» в правый борт в районе пятого-шестого отсеков. Через 6-10 минут ПЛ затонула с дифферентом 80 на корму, которой уперлась в дно бухты на глубине 53 м; при этом над приподнятым первым отсеком, в котором находились шесть оставшихся в живых членов экипажа «М-200», глубина была 34-35 м. Кроме того, из восьми находившихся на мостике ПЛ подводников эсминец подобрал шестерых человек. Находившиеся в пятом и шестом отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. В 21.05 прибывший на место катастрофы большой охотник «БО-185» поднял на борт аварийно-спасательный буй (АСБ), выпущенный затонувшей «М-200». В 21.20 21 ноября была установлена телефонная связь - через АСБ - с моряками из первого отсека, сообщившими, что кормовая часть ПЛ затоплена и что ранее имевшаяся телефонная связь с центральным постом (ЦП) прекратилась, а носовой отсек, в котором росло содержание углекислоты в воздухе, медленно затапливается водой. В течение ночи с 21 на 22 ноября в район катастрофы прибыли 16 судов. Первоначальным планом аварийно-спасательных работ (АСР) предусматривалась буксировка «М-200» на более мелкое место для облегчения выхода на поверхность пленников первого отсека. В 11.30 25 ноября началась подача свежего воздуха, а затем и чистого кислорода в аварийный отсек через шланг, закрепленный водолазами-спасателями, однако шланг для откачки воздуха присоединить не удалось, и вентиляцию отсека пришлось осуществлять попеременной подачей и откачкой воздуха. Подводники сообщили, что они все надели гидрокостюмы, проверили индивидуально-спасательные аппараты (ИДА), опустили и развернули тубус шахты спасательного люка и готовы к выходу на поверхность.
В 14.00 22 ноября в район аварии прибыл командующий КБФ адмирал А.Г.Головко и принял решение о выводе подводников из первого отсека с использованием ИДА, так как к этому моменту погода ухудшилась, а судоподъемные работы требовали много времени, которого уже почти не оставалось. Головко передал по телефонной связи подводникам из первого отсека: «Даю вам честное слово адмирала, что вы будете спасены». Одновременно командующий флотом (по другой версии - срочно прилетевший из Москвы главком ВМФ С.Г.Горшков) запретил обитателям первого отсека самостоятельный выход на поверхность.
С подходом спасателя подводных лодок (ССПЛ) «Пулково» было решено в 18.00 22 ноября приступить к подъему личного состава аварийной субмарины с использованием спуско-подъемного устройства спасательного судна и водолазов. Однако при установке ССПЛ над затонувшей «М-200» налетевший шквал сдрейфовал корабли и суда и оборвал телефонный кабель спасательного буя, но по воздушному шлангу продолжали подавать и стравливать воздух до 01.00 23 ноября, когда было выяснено, что давление в первом отсеке не опускается ниже 5,5 атмосферы. После некоторого улучшения погоды спасатели вновь вернулись в район гибели ПЛ, которая была обнаружена в 03.47 23 ноября одним из водолазов. На стук по корпусу никто не отвечал, а при осмотре входного люка первого отсека обнаружилось, что верхняя крышка люка открыта, а в самом люке заклинилось тело мертвого подводника, одетого в гидрокомбинезон, включенного в ИДА и имеющего при себе аварийно-спасательный буек. Стало ясно, что спасать больше некого, а «М-200» превратилась в братскую могилу своего экипажа.
Спустя шесть дней вышедшее из Кронштадта спасательное судно «Коммуна» завело стропы под погибшую «малютку», подняло ее на поверхность и через несколько часов уже отшвартовалось в Таллиннской гавани. Впоследствии «М-200» была восстановлена и поставлена на прикол, а затем переоборудована (29 марта 1957 г.) в УТС и переименована в «УТС-69» (17 апреля 1957 г.).
Командир ПЛ «М-200» капитан 3-го ранга Шуманин и командир ЭМ «Статный» капитан 3-го ранга Савчук были осуждены на три года лишения свободы каждый.
ТТХ ПЛ «М-200»: водоизмещение надводное - 206 т, водоизмещение подводное - 258 т, главные размерения - 44,5 x 3,3 x 2,85 м, дизель - 800 л.с., электродвигатель - 400 л.с., скорость хода надводная - 14,4 узла, подводная - 7,8 узла, максимальная дальность плавания в надводном положении - 3380 миль, в подводном положении - 108 миль, рабочая глубина погружения - 50 м, предельная глубина погружения - 70 м, 4 ТА 533 мм, 4 торпеды, одна артустановка 45 мм, максимальная автономность - 15 суток, экипаж - 20 человек, в том числе четыре офицера.
«УТС-69» («М-200») была исключена из списка судов ВМФ 6 января 1958 г. и в том же году разделана на металл.
В связи с тем, что 28 погибших моряков «М-200» были похоронены в Палдиски (Эстония), где им был установлен мемориал, существует вероятность и опасность надругательства над памятью и телами наших моряков со стороны неофашистского правительства этого националистического государства.
Таким образом, в 1945-1956 гг. ВМФ СССР потерял четыре субмарины - две в результате столкновений, одну по неизвестной причине, видимо, из-за ошибки в маневрировании и/или вследствие отказа материальной части, и одну из-за халатности - из общего количества ПЛ в 243 единицы (173 в строю на конец Великой Отечественной войны плюс 70, построенных в 1945-1956 гг.), то есть 1,6 % от общего числа субмарин и/или 2,3 % от всего количества ПЛ довоенной и военной постройки (так как новые лодки в этот период не гибли).
Продолжение следует
http://www.dive-tek.ru/archiv/2007/6/68-71.html
Немає коментарів:
Дописати коментар