неділю, вересня 26, 2010

Холодная война подо льдами 



Автор – капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Куликов, бывший командир атомного подводного крейсера стратегического назначения «К-436», затем начальник штаба – заместитель командира отдельного соединения атомных подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. 



Новое назначение

Я пришел на атомный подводный ракетоносец «К-55» в январе 1962 года с дизельной средней подводной лодки «С-192», которой в то время командовал капитан 3-го ранга, ныне тоже живущий в Риге, известный ветеран-подводник контр-адмирал Альберт Васильевич Акатов. Через полтора года меня повысили в должности – я стал старшим штурманом этого ракетоносца.

А это мой «пароход», которым я командовал почти семь лет. На ходовом мостике можно с трудом различить (из-за габаритов подводного крейсера) несколько фигурок подводников.


В октябре 1967 года ракетоносец «К-55», которым командовал в то время капитан 2-го ранга Юрий Перегудов, вернулся с боевого дежурства в северной Атлантике и Саргасовом море. После возвращения в базу командование эскадры поставило задачу о подготовке ракетоносца к перебазированию на Тихий океан для усиления дальневосточных рубежей.
Через полгода командир «К-55» доложил о готовности к перебазированию. Был утвержден северный вариант – из Баренцева моря подо льдами Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив в Берингово море и из него в Тихий океан и на Камчатку. Особенностью этого похода было то, что ракетоносец был загружен боевым комплектом торпед (в том числе и две с ядерным зарядом) и баллистическими ракетами также с ядерными зарядами. Кроме того, после выхода из-подо льда в Чукотском море, без захода в базу, мы должны были следовать в центральную часть Тихого океана на боевое патрулирование. Такая задача перед подводными лодками ставилась впервые.

В середине июля 1968 года, выйдя из базы, ракетоносец взял курс к Новой Земле. Подвсплыв под перископ у мыса Желания – северной оконечности Новой Земли, находясь вместе с командиром в боевой рубке, я увидел в перископ хмурое серое небо, а на горизонте – ледяные поля и торосы, суровые и скалистые берега мыса Желания. Невольно в сердце закралась тревога – благосклонен ли будет к нам Бог морей – Нептун?


Ведь не зря с сотворения мира
Тебе молятся моряки,
Пресвятая дева Мария,
Не оставь ты нас, помоги!


«Ну что? Насмотрелся, штурман, на серые скалы? Опустить перископ! Боцман, погружаться на 180 метров! Обе турбины полный вперед! Идем под лед Северного Ледовитого океана!» – скомандовал командир.


Курс – по подводным хребтам

По данным полярной авиаразведки, полученной перед выходом в море, ледовая обстановка на всем маршруте перехода была сложной. Полыньи и разводья прогнозировались только между подводными хребтами – в котловине Подводников, что резко снижало возможность всплытия в случае аварийной ситуации на борту.

Маршрут перехода от Новой Земли пролегал на север – между архипелагом Земли Франца-Иосифа и островами Визе, Ушакова и Шмидта; затем – на восток через подводный хребет Ломоносова, котловину Подводников и подводный хребет Менделеева – поворот на юг и всплытие в Чукотском море.

Прогноз ледовой разведки в большой степени оправдался. Чем выше к полюсу поднимался атомоход, тем толще становилась «крыша» пакового льда, порой доходящего до десяти метров. Пройдя над подводным хребтом Ломоносова, в котловине Подводников обнаружили полынью, позволяющую всплыть в ней. Чем мы и воспользовались.

Стоял тихий пасмурный полярный день. Небо было затянуто тяжелыми серыми тучами. Но все равно наши специалисты определили наше местонахождение. Подышав свежим полярным воздухом, мы опять ушли под воду.





Экстремальная медицина

За несколько суток до выхода в Чукотское море, где нас должна была встречать плавбаза Тихоокеанского флота, случилось непредвиденное – у корабельного врача капитана медицинской службы Алексея Шаповалова воспалился аппендикс. Сам врач принял рискованное решение: «Во избежание перитонита оперировать себя буду сам».

Кают-компанию во втором отсеке подготовили к операции, нашли ассистента. Операция прошла успешно. Впервые в мире, в сложных условиях подводной лодки, на самом себе Леша Шаповалов сделал, казалось бы, невозможное!

Через двое суток атомоход вышел из-подо льда. После недавнего сильного шторма шла крупная океанская зыбь. Бедную плавбазу валяло, как ваньку-встаньку, да и нас порядком мотало. Даже речи о передаче на плавбазу прооперированного не могло идти. Тогда представитель Тихо– океанского флота, командир Камчатской 45-й дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Борис Чистяков принял решение – следовать к острову Врангеля и на его рейде забрать больного. В это время группа радио– и радиотехнической разведки доложила, что с авиабазы на Аляске в наш район вылетел американский самолет-разведчик «Орион». Мы погрузились под плавбазу и под ней пошли к острову. А когда американец улетел, мы всплыли на рейде. Но и здесь передать корабельного врача на плавбазу было невозможно.

Тогда адмирал Чистяков принял решение оставить Лешу на борту, а атомоходу дальше следовать по плану. А ведь впереди предстояла полуторамесячная боевая служба в Тихом океане без захода в базу! Но приказ есть приказ!

Небольшое отступление. Во время ожидания нашего всплытия адмирал Чистяков высаживал десант на остров Врангеля. На острове, в оттаявшем грунте нашли хорошо сохранившийся бивень мамонта. Этот сувенир адмирал взял на атомоход.

Под «Крышей Мира» мы бывали,
Во льдах арктических всплывали...
Десант на Врангель посылали...
Там бивень мамонта нашли!

В Чукотском море, когда мы шли к Берингову проливу в надводном положении, нас сопровождали два кита. Им, очевидно, нравился свист наших турбин. Киты резвились, подныривали под лодку и всплывали то с одного, то с другого борта, пускали фонтаны. Пройдя мелководный для нас Берингов пролив и выйдя на глубины, погрузились, прошли гряду Алеутских островов и вышли на просторы Тихого океана.

Боевая служба прошла успешно. Мы вошли в Авачинскую бухту, пришвартовались к пирсу в бухте Крашенинникова и вошли в состав 45-й Камчатской дивизии подводных лодок. Переход был успешно завершен!

В последующие годы экипаж атомной ракетной подводной лодки «К-55» продолжал достойно нести нелегкую службу.

Немає коментарів: