Еврейский новый год, день 1-й. Улётный ФОТОрепортАЖ из Умани
Сегодня пост про подготовку к празднику.
Брацлавское движение хасидов возникло более 200 лет назад.
Его основал раби Нахман из Брацлава (1772-1810) – потомок основателя хасидизма Баал Шем Това. Существует несколько объяснений, почему брацлавские хасиды направляются в Умань именно накануне иудейского Нового года.
По самой распространенной среди ортодоксальных евреев (хасидов) версии, раби Нахман обещал «грядущий мир тому, кто придет помолиться в Рош-а-Шон на его могилу». Согласно традиции Брацлавского хасидизма, Рабби Нахман неоднократно выражал свое желание быть похороненным на еврейском кладбище в Умани. Этот город он считал особым, так как во время восстания гайдамаков, вошедшего в историю под названием «Колиивщина» (1768 год), в Умани было убито, по различным данным, от 2 до 12 тысяч скрывшихся от восстания в городе поляков и евреев.
Паломники размещаются в отдельном квартале.
Его оцепляет милиция, и попасть внутрь можно только по специальному пропуску. Дорога, по которой приезжают автобусы с паломниками, заканчивается у подножия холма, на котором расположен еврейский квартал. Носильщики берут доллар за подъем каждого чемодана.
Те, кто сэкономил, волокут свои чемоданы сами.
В среднем за неделю праздника носильщик зарабатывает до 500 долларов.
Но самый прибыльный бизнес – это сдача жилья в аренду.
Поскольку паломники стараются поселиться как можно ближе к могиле цадика Нахмана, цены на квартиры могут доходить до нескольких тысяч долларов за неделю. Средняя цена – 200 долларов с человека.
Перед приездом гостей хозяева выносят всю мебель из квартиры и ставят многоярусные деревянные кровати.
В одной комнате может жить более десяти человек.
Большинство недвижимости в этом квартале уже давно скупили евреи, но та, что осталась у местных жителей, приносит ощутимый доход.
У местных жителей существует множество легенд о хасидах.
Две основные темы – это шабат и то что хасиды сильно мусорят. Например, есть история, что во время шабата в одной из квартир начался потоп. Закрывать кран евреям нельзя. Прибежавшую на помощь хозяйку квартиры они чуть не побили, так как женщинам появляться тоже нельзя.
Те, у кого нет возможности снять квартиру, располагаются в палаточном лагере.
Для самых бедных организаторы арендовали здание бывшего склада, где одновременно может проживать несколько тысяч паломников. Кстати, нищих из Израиля сюда привозят за счет общины, здесь они, так же как и дома, занимаются попрошайничеством.
По-русски практически никто не говорит.
В квартале самая распространенная валюта – доллар. Минимальная цена – 1 доллар. Также принимают израильские шекели.
Немного статистики.
По состоянию на 8 утра вторника в Умань прибыло 14268 паломников из 20-ти стран. Всего прибыло 201 автобус, 320 микроавтобуса и 22 легковых автомобиля. 93 процента паломников приехали из Израиля, 5 процентов из США, 1 процент из Франции. Каждый десятый паломник приезжает с ребенком.
Порядок охраняют 330 сотрудников украинской милиции, а также 4 израильских полицейских.
– А драки бывают? – спрашиваю я у одного из милиционеров.
– Конечно! И между собой дерутся, и с местными. Вчера с милицией была драка, но быстро разняли.
Почти у каждого ребенка есть игрушечный пистолет.
На рынке местные торговцы закрывают свои палатки сеткой, чтобы не воровали.
Но сетка не всегда спасает, ее режут и все равно воруют.
У паломников сейчас большая тяга к шоппингу, и местные жители этим пользуются. Всякое барахло продают в несколько раз дороже.
– Как у вас торговля идет? – спрашиваем у местной бабушки.
– Да какая тут торговля! Вы журналисты?
– Да.
– Обязательно напишите, что там тут обирают! Торговый агент Новак берет за место взятку 50 долларов! Помимо этого нужно платить 450 гривен за аренду места! Все площади власть продала этим евреям, в таких условиях работать невозможно! Они тут гадят (евреи), а мы платим по 100 гривень за уборку! Я за день всего 15 гривень (60 рублей) зарабатываю!
Нам показалось, что бабушка немного обманывает.
Новые башмаки всего за 20 долларов.
Женщин практически нет.
Из почти 15 тысяч паломников, женщин всего 26.
Центральным местом квартала является могила цадика Нахмана.
Под крышей ангара, где расположена могила, постоянно танцуют и молятся люди.
Места очень мало, многие забираются на колонны и решетки.
Обычно шабат – это наступление субботы.
Также шабат наступает перед крупными праздниками. Ничего нельзя делать. Включать-выключать свет, воду или плиту, открывать-закрывать двери, естественно – работать.
На вечернюю молитву должен был приехать какой-то важный религиозный деятель, я решил занять место на крыше, чтобы без давки снять происходящее.
Когда я снимал внизу, ко мне пристал нищий:
– Дай немного денег!
– У меня с собой нет денег, – честно сказал я,
– Это для моей семьи, нам нужны деньги, чтобы отметить Новый год!
– Но у меня нет ничего с собой,
– Хорошо, может быть, ты пройдешь здесь и попросишь денег у людей для меня? А то меня все знают уже и не дают больше, а ты человек новый, тебе дадут.
Паломники пытаются дотронуться до стены, где похоронен цадик.
Тех, кто застоялся, грубо выкидывают подальше.
Некоторые спасаются от давки на столбах…
Эхо Москвы
Немає коментарів:
Дописати коментар