По всем четырем океанам |
...Нужно отметить, что более трехсот лет назад была сделана первая попытка создания военного флота на Севере. Еще в 1693 году по указанию Петра I в Архангельске заложили Соломбальскую судоверфь и начали строительство военных кораблей. И уже через год, 14 августа 1694 года, построенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Петр» под бело-сине-красным флагом вышли в Белое море во главе с Петром I, сопровождая восемь английских купеческих судов. Однако боевые корабли на Беломорье долго не оставались: их переводили на Балтику. Спустя сорок пять лет, в 1740 году, на Крайнем Севере появилась первая эскадра российских боевых кораблей, которые совершали крейсерство от Норвежского до Карского моря, предупреждая тем самым заход шведского флота в русские гавани. Однако все эти исторические факты так и не стали точкой отсчета в истории североморцев.
Поэтому считается, что регулярный Северный флот берет свое начало лишь с 1933 года. В апреле народный комиссар обороны СССР подписал приказ, согласно которому на Север совершили переход эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», а также подлодки «Декабрист» и «Народоволец», составившие экспедицию особого назначения - ЭОН-1. Вслед за этим циркуляром начальника штаба РККА с 1 июня и была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования в Мурманске. А первым командующим был назначен флагман 1 ранга Захар Закупнев.
11 мая 1937 года приказом наркома обороны флотилию преобразовали в Северный флот. Его командующим назначили флагмана 1 ранга Константина Душенова, который до назначения комфлотом два года прокомандовал Северной военной флотилией. Под его руководством на Севере продолжилось строительство баз и аэродромов, создавались береговая оборона и судостроительная база, осваивался и оборудовался морской театр.
Более того, с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года Северный флот участвовал в советско-финляндской войне. Он успешно выполнил поставленные перед ним задачи: в результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо СФ лишил Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечил перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитил свое побережье. В итоге 72 офицера, старшины и краснофлотца были награждены орденами и медалями.
Так что создание и становление Северного флота в тридцатые годы двадцатого столетия - это лишь первоначальная страница истории флота и его людей, которые, несмотря на суровый климат, тяготы службы и жизни, выполняли задания добросовестно, ответственно, а порою и сверх своих возможностей.
Крайне суровым испытанием для североморцев стала Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот вне зависимости от времени года непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличали огромные размеры и суровые физико-географические особенности.
В отличие от других флотов ВМФ Северный в течение войны увеличил свои силы по всем классам кораблей, в авиации и береговой обороне. И если к началу войны он имел в своем боевом составе пятнадцать подводных лодок, восемь эсминцев, семь сторожевых кораблей, другие корабли, авиация насчитывала 116 боевых самолетов, то к концу лихолетья в составе СФ были уже линейный корабль и крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев.
В целом за годы Великой Отечественной войны силы флота уничтожили 628 и повредили 237 боевых кораблей и транспортов, 1.308 самолетов противника. Обеспечили проводку 76 союзных конвоев с 1.463 транспортами и 1.152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Северного Ледовитого океана моряки провели 1.548 конвоев. Соединения и части флота, действовавшие на сухопутном фронте, уничтожили десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а трое из них - летчик Борис Сафонов, катерник Александр Шабалин и разведчик Виктор Леонов - стали дважды Героями Советского Союза. За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота награждены орденами Красного Знамени, Красной Звезды и Ушакова I степени, 12 кораблей, частей и соединений флота преобразованы в гвардейские, 47 - награждены орденами, 14 присвоены почетные наименования.
В послевоенные годы Краснознаменный Северный флот стал атомным, ракетоносным, океанским. В сентябре 1955 года в Белом море с борта подводной лодки был произведен первый в мире старт баллистической ракеты, а в июне 1956 года первую ПЛ Б-67 с баллистическими ракетами приняли в состав Северного флота.
Кроме этого, в 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч морских миль. В сентябре 1963 года две атомные подводные лодки СФ впервые в истории совершили переход подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. В последующем такой же переход совершили более 25 подводных лодок.
С 1972 по 1996 год 69 кораблей Атлантической эскадры надводных кораблей выполнили задачи 33 боевых служб только с отличными и хорошими оценками. Первенцем авианосного флота - тяжелым крейсером с авианосным вооружением «Киев» за период с 1976 по начало 1990-х годов было совершено 16 боевых служб, пройдено свыше сотни тысяч морских миль. Впервые поднял в небо самолет с палубы крейсера полковник Феоктист Матковский. С 1991 года в заполярное небо взлетают самолеты палубной авиации с борта тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». С того времени ТАВКР регулярно выполняет задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море.
Всего же за весь послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга и мужество звание Героя Советского Союза присвоено 41 североморцу, около тридцати военнослужащих Северного флота стали Героями Российской Федерации.
И сегодня североморцы совершенствуют свою боевую выучку и воинское мастерство, бдительно несут нелегкую вахту, высоко держат звание североморца. По итогам прошлого учебного года Северный флот завоевал восемь призов главнокомандующего ВМФ по видам боевой подготовки.
Большое океанское плавание выпало в минувшем году экипажу тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Петр Великий». Боевая служба североморцев длилась практически шесть месяцев: ТАРКР «Петр Великий» вышел в море 22 сентября прошлого года в сопровождении большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» под командованием капитана 1 ранга Анатолия Долгова и двух судов обеспечения. На разных этапах похода, ставшего в современной истории ВМФ рекордным по длительности плавания надводного корабля, им руководили заместитель командующего СФ вице-адмирал Владимир Королев и командир соединения ракетных кораблей контр-адмирал Владимир Касатонов.
За время дальнего похода ТАРКР «Петр Великий» оставил за кормой десятки тысяч морских миль. Выйдя из Северного Ледовитого океана, побывал в Атлантическом и, обогнув с юга африканский континент, Индийском. Прошел через Средиземное, Красное, Аравийское, Карибское и другие моря. Кроме этого, тяжелый атомный ракетный крейсер пересек экватор в «золотой точке» с нулевыми координатами и совершил дружественные заходы в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия).
«Петр Великий» под командованием капитана 2 ранга Феликса Менькова участвовал также в российско-венесуэльских учениях «ВЕНРУС-2008» и совместно с кораблями Тихоокеанского флота - в российско-индийских учениях «ИНДРА-2009», провел маневры с военно-морскими силами ЮАР и успешно выполнил задачи по обеспечению безопасности гражданского судоходства в Аденском заливе.
После этого ТАРКР «Петр Великий» прошел Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Северную Атлантику и в марте вошел в воды Баренцева моря.
В итоге экипаж полностью выполнил комплекс мероприятий боевой подготовки. Североморцы успешно отработали десятки боевых упражнений, провели стрельбы артиллерийскими и зенитно-ракетными комплексами, сдали курсовые задачи.
Кроме «Петра Великого», с 5 декабря прошлого года ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Вячеслав Родионов, в составе корабельной авианосной группы (КАГ) СФ выполнял задачи в Атлантическом океане и Средиземном море. Основной целью похода стало обеспечение военно-морского присутствия ВМФ России в этих оперативно важных районах Мирового океана.
В плавании совершенствовались морская выучка и боевая слаженность экипажей надводных кораблей, отрабатывались их совместные действия с палубной авиацией. Боевые корабли и суда обеспечения Северного флота совершили неофициальные визиты в порты Акзас-Караагач (Турция) и Тартус (Сирия).
Кроме этого, в Атлантике и Средиземном море на авианосце и кораблях КАГ СФ проведено 16 летных смен. Совершено около 570 самолето- и вертолетовылетов. Североморцы провели в небе более 230 часов. На долю пилотов истребителей Су-33 приходится более 91 часа. По сравнению с прошлым дальним походом ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» палубные летчики из отдельного корабельного истребительного авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова увеличили все количественные показатели в полтора-два раза. Вырос и уровень профессионального мастерства «палубников». В дальнем походе принимали участие, передавая свой богатый опыт подчиненным, и Герои Российской Федерации - начальник ВВС Северного флота генерал-майор Игорь Кожин и командир авиаполка полковник Игорь Матковский.
А для БПК «Адмирал Чабаненко» под командованием капитана 1 ранга Анатолия Долгова этот дальний поход начался 22 сентября 2008 года совместно с тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) «Петр Великий». Корабль выполнял задачи в составе ОБК Северного флота в Атлантике, Средиземном и Карибском морях, в Тихом океане. «Адмирал Чабаненко» участвовал в совместных российско-венесуэльских учениях «Венрус-2008». Он стал первым в современной истории российским боевым кораблем, прошедшим через Панамский канал. Североморцы заходили в порты Ла-Гуайра (Венесуэла), Гавана (Куба), Родман (Панама), Акзас-Караагач (Турция), Триполи (Ливия) и Тулон (Франция). В частности, в Венесуэле корабль Северного флота посетили Президенты России и Венесуэлы - Дмитрий Медведев и Уго Чавес.
В январе уже нынешнего года БПК «Адмирал Чабаненко» вошел в состав корабельной авианосной группы СФ, заменив в ее составе большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», ушедший на взаимодействие с ТАРКР «Петр Великий».
В предыдущий раз корабельная ударная группа СФ во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» находилась в Средиземном море с декабря 2007 по январь 2008 года. Тогда североморцы участвовали в совместных учениях с ВМС Италии и Франции, выполнили неофициальные визиты в порты Бизерта, Таранто и Тулон.
Нынешний учебный год для североморцев ожидается не менее напряженным, чем минувший. Уверены, что Северный флот впишет еще не одну славную строку в боевую летопись отечественного Военно-морского флота!
Семь футов под килем кораблям Северного флота!
Счастливого плавания морякам-североморцам!
На снимках : Вице-адмирал Владимир КОРОЛЕВ.; Счастливого плавания! ; ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».; Огонь по плавающей мишени. ; Североморцы с венесуэльскими коллегами.; ТАРКР «Петр Великий».; Полеты палубной авиации.; Высадка досмотровой группы.; Командир БЧ-2 ТАРКР «Петр Великий» капитан 2 ранга Кирилл КРИВЕЦ.; Инструктаж морской пехоты.
Фото Вадима СЕРГИ. Красная Звезда.20о9 год
Немає коментарів:
Дописати коментар