вівторок, вересня 21, 2010

Молчание Америки делает ее соучастником российских преступлений

("The Washington Post", США)
Дэвид Крамер (David J. Kramer)
Молчание Америки делает ее соучастником российских преступлений
21/09/2010
Каждый раз после жестокого подавления протестов оппозиции в России в мае, июле и августе текущего года, представители Совета национальной безопасности (National Security Council) и Госдепартамента США выражали свою «обеспокоенность» и «сожаление» по поводу того, что российские власти не уважают свободу собраний
. Во время репрессивной акции 31 мая одному журналисту, который за несколько дней до этого брал интервью у эксперта СНБ по России Майкла Макфола (Michael McFaul), сломали руку. На состоявшейся в этом месяце в Москве встрече Макфола и заместителя госсекретаря Уильяма Бернса (William Burns) с группой активных борцов за права человека и других оппозиционеров бросалось в глаза отсутствие ветерана активистского движения Льва Пономарева. Он был арестован за то, что давая интервью полное критики в сторону мэра Москвы, он якобы «наступил на ногу офицеру милиции». Бернс невпопад назвал отсутствие Пономарева на встрече «прискорбным».

Активисты, которые встречались с Бернсом и Макфолом, призывали Соединенные Штаты занять более открытую и критическую позицию по отношению к ухудшению ситуации в области прав человека в России. Более того, Бернс и Макфол должны были признать арест Пономарева пощечиной, которую залепили им российские власти, и высказать свое осуждение по этому поводу. Рейд на московские офисы New Times, проведенный до зубов вооруженными сотрудниками сил безопасности в масках перед визитом американских чиновников, не вызвал официальной реакции Вашингтона, хотя Макфол и встречался с редакторами журнала. Что же такого должно произойти, чтобы представители высших уровней администрации Обамы недвусмысленно осудили аресты активистов, насилие над протестующими, давление на журналистов и убийства критиков правительства?

Увы, правда о России не в почете. И так будет, вероятно, до тех пор, пока администрация Обамы козыряет «перезагрузкой» отношений с Россией как одним из главных своих успехов во внешней политике. Что еще хуже, представители администрации во множестве случаев отказывались упоминать о какой-либо «взаимосвязи» между проблемами с правами человека и градусом российско-американских отношений. Такая позиция внушает российским чиновникам мысль о том, что им ничего не будет за то, что они делают. Ничего не будет за битье протестующих «дубиной по голове», право на которое премьер-министр Владимир Путин недавно защищал в интервью газете «Коммерсант». Ничего не будет за требование Московской прокуратуры к ведущим правозащитным организациям предоставить всю организационную и финансовую документацию, как это произошло после визита Макфола и Бернса.

Учитывая, что у Соединенных Штатов практически нет рычагов влияния на Россию, некоторые члены американского правительства и сторонние эксперты утверждают, что нам следует сосредоточиться на вопросах Ирана, Северной Кореи, нераспространения ядерного оружия  и других, которые подразумевают  возможность сотрудничества. При построении подобных измышлений упускается влияние внутренних событий в России на ее внешнюю политику. Увеличивающаяся разница в ценностях уменьшит области общих интересов наших правительств.

Так что же можно сделать? Первым делом правительство должно отказаться от своей политики молчания. Представителям властей следует заявить, что ухудшение внутренней ситуации в России напрямую скажется на двусторонних отношениях и на возможностях российской элиты вести дела на Западе. Они должны осудить нарушения прав человека прямо и четко.

Во-вторых, американское правительство должно отказаться помогать российскому руководству с модернизацией экономики при отсутствии какой-либо политической либерализации. В противном случае наши действия сыграют им на руку, и мы рискуем оказаться причастными к дутой инициативе модернизации, навязанной российской элитой.

В-третьих, давний защитник демократии Макфол должен распустить свою рабочую группу по развитию гражданского общества, сопредседателем которой является Владислав Сурков — первый заместитель главы президентской администрации и создатель русской концепции «суверенной демократии». Суркова и близко подпускать не следовало к этой группе.

В-четвертых, США следует приостановить поддержку членства России во Всемирной торговой организации, если Россия не согласиться соблюдать правила организаций, в которых уже состоит — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Большая восьмерка и Совет Европы. Если Россия присоединится к ВТО и, таким же образом, будет игнорировать ее правила, все эти организации будут выставлены на посмешище, да и российским реформам это никак не поможет.

В-пятых, правительство должно рассмотреть возможность отказа в выдаче виз российским чиновникам, которые санкционируют или принимают участие в действиях, нарушающих права человека. Сенатор от штата Мериленд Бен Кардин (Ben Cardin) выдвинул такое предложение после того, как в прошлом году российский адвокат Сергей Магнитский, которому было отказано в медицинском обслуживании, умер в тюрьме. Вашингтон должен рассмотреть возможности применение этого подхода и для других случаев, в числе которых и судебный балаган, разыгрываемый вокруг нефтяного миллиардера Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева. Лишение российских чиновников возможности посещать Америку, давать здесь образование своим детям и прятать деньги на счетах в американских банках без промедления привлекло бы их внимание.

В-шестых, представители американских властей должны провести серьезные беседы со своими европейскими коллегами, чтобы призвать их к выработке подобных подходов. Некоторые правительства предпочитают игнорировать нарушения прав человека, выстраивая отношения с Россией и выстраивая связанные с ней деловые стратегии. Тем не менее, нужно помнить о том, что сила воздействия значительно возрастет, если давление не Россию будет оказываться в рамках объединенной американо-европейской инициативы. К примеру, в некоторых кругах британского правительства идея о визовых отказах уже поднималась.

Ситуация с соблюдением прав человека в России плачевна и, вероятнее всего, станет еще намного хуже с приближением президентских выборов, которые должны состояться в марте 2012 года. Власть имущие сделают все, что угодно, чтобы удержать бразды правления в своих руках. Конечно же будущее России и направление ее политического развития должны определять сами россияне, но Запад должен прекратить порочную практику закрывания глаз на нынешнюю российскую систему, которая продлевает ее жизнь. Хватит уже выражений «прискорбия» по поводу ухудшения ситуации в России со стороны США — пришло время назвать вещи своими именами: вынесите свой приговор тому, что творится в России и продумайте, как ее наказать за продолжающееся нарушение прав человека.

Автор — старший научный сотрудник Трансатлантического немецкого фонда Маршалла (German Marshall Fund of the United States), бывший помощник госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда в администрации Джорджа Буша. Мнение, выраженное автором, является исключительно его собственным.
Оригинал публикации: America's silence makes us complicit in Russia's crimes
Опубликовано: 20/09/2010 18:49

Немає коментарів: