Нападение на таджикский конвой
В теракте видят "афганский след"
В Таджикистане вооруженные боевики напали на военную автоколонну. По официальным данным, погибли 23 человека. Минобороны страны возложило "полную ответственность за террористическую атаку" на сторонников полевых командиров непримиримой таджикской оппозиции.
Инцидент произошел в труднодоступном горном ущелье Камароб припамирского Раштского района - примерно в 260 километрах к востоку от Душанбе. Военные направлялись в Рашт, участвуя в операции по поимке группы заключенных, бежавших недавно из следственного изолятора в столице. На выходе из ущелья солдаты попали под массированный огонь из гранатометов и пулеметов. Местные СМИ сообщили о четырех десятках погибших, но в минобороны эти данные не подтвердили.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон потребовал от силовых структур найти и наказать преступников. Спецназ прочесывает местность в поисках боевиков. В связи с инцидентом Киргизия усилила охрану границы. Закрыт пункт пропуска "Карамык автодорожный" - крупнейший на границе двух стран.
Как сообщил ИТАР-ТАСС начальник пресс-службы оборонного ведомства Таджикистана Фаридун Махмадалиев, в нападении участвовали "бандформирования полевых командиров Абдулло Рахимова (известен также как Мулло Абдулло) и Алавудина Давлатова". При этом, считают в минобороны Таджикистана, в этих отрядах немало иностранных наемников, в том числе из Афганистана, Пакистана, а также России - из числа выходцев с Северного Кавказа. "Этот "бандитский интернационал" пытается под флагом священной религии ислама превратить Таджикистан в арену междоусобной войны", - считают в военном ведомстве.
"Официальная версия случившегося представляется наиболее вероятной. Отряды полевого командира Мулло Абдулло несколько лет воевали на стороне талибов в Афганистане. Сейчас они переместились на родину в Таджикистан", - рассказывает "Известиям" эксперт по странам СНГ, белорусский политолог Юрий Шевцов.
Абдулло Рахимов - уроженец Раштского района - в годы гражданской войны со своим отрядом сражался против правительственных сил. Он вместе с несколькими другими командирами отказался признать условия мирного соглашения правительства и оппозиции. В итоге правительственные войска вытеснили их отряды из республики. Однако в минувшем году Мулло Абдулло внезапно объявился в припамирском Тавильдаринском районе Таджикистана.
Обстановка на востоке страны в последнее время осложнилась. Сюда были направлены крупные армейские силы - для поимки беглецов из душанбинского СИЗО. Экс-командиры оппозиции увидели в этом угрозу своей безопасности. В середине минувшей недели Эмомали Рахмон отправил руководство всех силовых структур в Раштский район на переговоры с бывшими полевыми командирами. По информации ИТАР-ТАСС, встреча длилась несколько часов за закрытыми дверями, однако ни одна из сторон не осталась удовлетворена итогами переговоров.
Между тем на днях правоохранительные органы Таджикистана задержали трех подозреваемых в причастности к организации другого недавнего теракта на территории республики - взрыва у здания регионального отдела по борьбе с оргпреступностью Согдийской области МВД республики в городе Худжанде. Организованный террористами-смертниками взрыв прогремел 3 сентября и унес жизни двух милиционеров. Ответственность за теракт взяла на себя доселе неизвестная террористическая группировка "Джамаат Ансаруллах". Однако власти полагают: к атаке причастно Исламское движение Узбекистана. В свое время оно принимало участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне оппозиции. Затем отряды Исламского движения Узбекистана поддерживали талибов в Афганистане и Пакистане - именно в этой стране был уничтожен лидер движения Тахир Юлдашев.
"Кому выгодна эскалация? Вопрос сложный. Полагаю, основное заинтересованное лицо - это близкие к движению "Талибан" исламисты. Очевидно, что талибы, которых теснят в Афганистане и Пакистане, заинтересованы в расширении очага напряженности в регионе в целом", - считает Юрий Шевцов.
КАК ВАМ ЭТО?
Алексей Власов, директор Центра постсоветских исследований МГУ:
Побег заключенных, теракты, гибель военнослужащих - все это связано. В Центральной Азии редко бывают такие совпадения, когда несколько событий такого масштаба происходят в республике, где на протяжении последних четырех-пяти лет серьезных потрясений не было. Создается впечатление, что кто-то пытается дестабилизировать ситуацию. Кто заинтересован в этом? Версий масса. Это может быть связано и с киргизским сценарием. Не исключены и сугубо внутритаджикские версии - облегчить транспортировку наркотиков и вооружений.
Взрывоопасность ситуации определяется еще и тем, что Таджикистан - единственная страна в Центральной Азии, где имеется официально зарегистрированная исламская партия - Партия исламского возрождения. Религиозный фактор здесь работает очень сильно. В то же время память о гражданской войне еще сильна в обществе. С одной стороны, это определенная гарантия, что общество не захочет повторения пройденного - попыток исламизации. С другой стороны, внутренняя напряженность растет. Что касается официальной версии атаки на таджикских военных, она вызывает пока больше вопросов, чем ответов. Кроме банды Абдулло Рахимова совершить это могли многие. Странно другое. Громких шагов со стороны как местных, так и пришлых боевиков долгое время не было. А сейчас что? Появились деньги, оружие, план дестабилизации? Ответить на это пока трудно.
Беседовал Руслан Муртазаев
Немає коментарів:
Дописати коментар