Корпус
Новаторский шаг немцев - сварные корпуса, применявшиеся на всех лодках.
В отличие от клепанных корпусов на лодках союзников, они были значительно прочнее, позволяя субмаринам уже в начале войны достигать глубины 200 метров, а к окончанию войны - до 300 м (XXI серия). Субмарины союзников могли погружаться на глубину до 100 м.
В высокой прочности немецких корпусов не последнюю роль играли качество стали и толщина стенок прочного корпуса, составлявшая от 18 до 22,5 мм, а налодках XXI серии - 26 мм. Наши советские лодки тех времен имели толщину прочного корпуса около 12 мм. Кроме того, на проекте средней лодки VIIC/42, который по ряду причин не был завершен, для изготовления прочного корпуса планировалось вообще применять броневую сталь, что позволило бы увеличить глубину погружения до 500 м - предел, недостижимый многими современными атомными субмаринами! А ведь прошло уже 60 лет...
Передовым шагом немцев была также модульная сборка, применявшаяся для XXI и XXIII серий: модули с полной начинкой могли собирать в любом месте, а на верфи их только состыковывали. Это позволило задействовать всю промышленную мощь рейха, размещая заказы на любых заводах Германии, независимо от географического положения. Выигрыш получался в скорости и объеме выполняемых заказов, а также в меньшей уязвимости от бомбардировок союзников.
Силовая установка
Большинство лодок рейха оснащалось двумя низкооборотными дизелями главного хода. Изготовлением их занимались фирмы MAN и "Германия-Верфт". Были эксперименты с двигателями других фирм, но в массовое производство они не пошли. Для подводного хода имелись два электромотора мощностью в 3-4 раза меньшей, чем у дизелей. Пропорции в мощности были резко нарушены на лодках XXI и XXIII серий: у них электродвигатели не уступали по тяге дизелям, дабы обеспечить более высокую скорость под водой. Основными поставщиками электромоторов были фирмы Siemens, AEG и Brown-Boveri.
Оружие
Люки торпедных аппаратов на лодке IX серии: слева - кормовые, справа - носовые.
Немецкие лодки массовых серий имели от 2 до 6 носовых торпедных аппаратов, лодки VII серии - еще 1 кормовой, а IX и X серии - 2 кормовых торпедных аппарата. Запуск из торпедных труб производился поршнем, а не сжатым воздухом, как у лодок других стран. Это исключало образование воздушного пузыря, демаскирующего лодку. Стандартные торпеды были длиной 7,2 м и 53 см в диаметре, с боезапасом 280 кг ВВ.
Применялись также мины, которые либо выставлялись через торпедные трубы, либо через шахты минных заградителей.
Хотя торпеды были главным оружием, в начале войны на лодках активно применялась артиллерия. Но с усилением противолодочных мер союзников значительно снизилась возможность находиться в надводном положении, и палубные пушки на большинстве лодок были демонтированы.
Зенитное вооружение так и не смогло стать эффективным оружием против морской авиации, хотя его активно наращивали и модифицировали вплоть до 1944г.
Гидро- и радиолокация
Для обнаружения противника лодки оснащались различными приборами. В этом отношении самоуверенные немцы отставали от союзников: применение последними "Асдика" (активного гидролокатора) на кораблях и "Марка III" (радиолокатора, работавшего в сантиметровом диапазоне волн) на самолетах серьезно ухудшило положение "серых волков" Кригсмарине: их замечали раньше, чем лодки находили цель. Однако, спохватившись, немцы ускорили темпы разработки новых радаров: субмарины XXI серии к концу войны были оснащены целым комплексом гидроаккустических и радиолокационных средств, сделавших технически возможной торпедную атаку без использования перископа.
Прочее
Немцы рассчитывали, что в военное время подводная лодка совершит не более 5–6 боевых походов, а следовательно, прослужит не более 2–3 лет, поэтому вся арматура, трубопровод и ряд других вспомогательных устройств изготовлялись из черных металлов.
Немає коментарів:
Дописати коментар