субота, жовтня 30, 2010

Развенчанные мифы о советских подлодках

В годы холодной войны на Западе родились фантастические истории о советских подлодках. Получив отражение в книгах и на сайтах, они до сих пор не дают покоя американцам и европейцам. Центральный Военно-Морской Портал развенчивает ярчайшие мифы западного "фольклорного наследия" 1950-80-х годов.

"Подводный фронт" Корейской войны

В последние дни 1950 года в разгар рождественских праздников в кабаках Сасебо, где гуляли американские моряки, служившие на кораблях 77-й тактической группы 7-го флота ВМС США, нередко можно было услышать рассказ о том, как эсминец DD-784 "МакКин" коммандера Витервокса потопил советскую подводную лодку. В достоверности этой истории и в государственной принадлежности погибшей субмарины мало кто сомневался, поскольку сообщения об обнаружении неопознанных подводных лодок поступали практически с первых дней войны в Корее, начавшейся 25 июня 1950 года. А командиры кораблей получили разрешение на применение любых средств самообороны в случае появления субмарин в опасной близости. 


Эсминец ВМС США DD-784 "МакКин". navsource.org

18 декабря Эсминец "МакКин" по прозвищу "Могучий Мак", получивший позывной "Рэнчер", вышел в море из японского порта Сасебо. Примерно через час после прохода ворот противолодочного заграждения на мостик поступил доклад акустика об установлении контакта с подводной целью. Прибывший на мостик командир немедленно объявил боевую тревогу. Еще не затихли колокола громкого боя, как коммандер Витервокс приказал приготовиться к бомбометанию. Старшина-рулевой Джон Пайпс сделал запись в вахтенном журнале: корабль выполняет атаку подводной лодки глубинными бомбами, но командир приказал ему вычеркнуть слова "подводная лодка", опасаясь угрозы международного инцидента. Благодаря выведенному на мостик динамику гидролокатора расчет главного командного пункта (ГКП) мог следить за характером изменения отраженных сигналов и проводить расчеты параметров движения цели. По оценкам ГКП скорость лодки, идущей на глубине около 75 метров, составляла 5 узлов. Американцы трижды передали свой опознавательный по международному своду сигналов, но ответа не дождались. Мало того, на экране гидролокатора виднелись две подводные цели. "МакКин" сбросил серию глубинных бомб и произвел залп из бомбометов. С самолета, ведущего наблюдение в этом районе, поступило сообщение о том, что экипаж наблюдал силуэт подводной лодки, исчезнувший после взрывов глубинных бомб. Затем с самолета доложили, что на поверхности воды в районе атаки появились пузырьки воздуха и пятна масляной пленки. Экипаж "МакКина" и личный состав присоединившегося к нему эсминца DDR-742 "Фрэнк Нокс" тоже видели это пятно. Силуэт появился вновь, и корабль сбросил еще одну серию глубинных бомб. Вслед за ним сбросил серию бомб на галсе за кормой "Могучего Мака" и "Фрэнк Нокс". В тот день эсминец "МакКин" отправил в море 54 глубинные бомбы. Вечером, завершив пятую атаку подводной лодки и израсходовав боезапас, "Могучий Мак" отправился в Сасебо для его пополнения. В районе обнаружения субмарины оставался тральщик DMS-35 "Эндикот", также сбросивший серию бомб, и приданный ему для усиления эсминец DD-746 "Тоссиг". "МакКин" вернулся спустя несколько часов с дополнительным комплектом глубинных бомб помимо штатного боезапаса. Выполнив утром 19 декабря еще три атаки, командир эсминца пришел к выводу, что лодка легла на дно. Пилот одного из трех противолодочных самолетов, барражировавших над районом операции, сообщил, что видел след торпеды, прошедшей по корме "МакКина". Торпеду якобы выпустила вторая субмарина. На корабле снаряд не заметили. 

Среди американских моряков 7-го флота ходили слухи, что 20 декабря к предполагаемому месту гибели советской подлодки отправилось аварийно-спасательное судно ASR-10 "Гринлет", которому якобы удалось поднять с затонувшей субмарины шифровальные книги и даже пару новеньких биноклей. Считается, что с экипажа "МакКина" была взята подписка о неразглашении сведений, связанных с этим инцидентом, и моряки хранили молчание вплоть до выхода в 1998 году книги Ш. Зонтаг и К. Дрю "История подводного шпионажа против СССР", в которой имеется упоминание о нем. 

Но, сверившись с рассекреченными материалами военных архивов, мы обнаружим, что в составе подводных сил Тихоокеанского флота к этому времени находились в строю лишь 10 боеготовых лодок довоенных проектов. Для исключения возможных инцидентов командование Тихоокеанского флота предпринимало все необходимые меры вплоть до отказа от похода нашей эскадры в Порт-Артур и проведения учений в районах, где были развернуты оперативные соединения ВМС США. Судьба всех подводных лодок, входивших в состав Тихоокеанского флота, включая переданные в 1951 году для обучения китайских подводников "Щуки" С-121 и С-123 из состава Порт-Артурской бригады подводных лодок, теперь не является тайной. 

Американцы упоминают о двух других подобных инцидентах с предполагаемым участием советских подлодок. Так, бывший гидроакустик эсминца DD-499 "Рэншоу" Дональд Мекелплэш заявил, что англо-американское соединение в составе авианосцев "Сицилия" и "Глори" и шести эсминцев выследило и в ходе 28-часового преследования потопило советскую подводную лодку в районе к западу от острова Пэкнендо в Желтом море. Американский ветеран уверен, что это произошло 29 июля 1951 года. 


Некоторые считают, что эсминец ВМС США "Хаббард" уничтожил советскую подлодку. history.navy.mil

Другой ветеран Корейской войны Дж. Александер, автор книги "От Инчона до Вонсана: Корейская война с палубы эсминца", рассказывает о якобы достоверном факте потопления советской подлодки в декабре 1952 года эсминцем "Хаббард", на котором он тогда служил. В этот период, а именно с 14 по 16 декабря 1952 года, ВМФ СССР потерял подводную лодку С-117 типа "Щ", пропавшую на переходе из Советской Гавани в район порта Холмск. Подробное описание обстоятельств исчезновения "Щуки", включая выводы Государственной комиссии, приезжавшей на Тихоокеанский флот, можно найти в книге В. Шигина "Тайна исчезнувшей субмарины". И, хотя причина ее гибели так и осталась неизвестной, версия о том, что С-117, вышедшая в море на тактические учения, проводившиеся в Татарском проливе у берегов Сахалина, могла оказаться в зоне конфликта, несостоятельна. 

Лодка готовилась к плановым учебным торпедным стрельбам, но никак не к ведению боевых действий, что предполагает не только завершение цикла боевой подготовки, но и, по крайней мере, погрузку боезапаса по нормам военного времени. С-117 тем более не могла погибнуть в результате навигационной ошибки, так как для этого корабль должен был лечь на противоположный курс и пройти около 500 миль, не пытаясь уточнить свое местоположение. Наконец, если бы у экипажа С-117 возникло желание сбежать в Японию, ему не было бы никакого резона отправляться в Желтое море. 

"Красные акулы" в Красном море

На середину 50-х годов пришелся очередной пик конфронтации двух политических систем: антисоветские выступления в Венгрии и Польше, Суэцкий кризис 1956-го и Сирийский 1957-го… Как известно, еще раньше, в 1946-1948 гг. военное руководство США разработало несколько сценариев нападения на СССР, а в 1949 году появился план уничтожения нашей страны под кодовым названием "Дропшот". Только в первый период войны на Советский Союз должны были упасть более 300 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб, уничтожив до 85% советской промышленности. Срок готовности к войне был условно назначен на 1 января 1957 года. Запад крайне болезненно воспринял сообщения о том, что в СССР успешно реализована программа создания подводных лодок нового поколения и начались их поставки союзникам. В июле 1956 года разразился Суэцкий кризис с участием ВМС Франции, Великобритании и США, и сразу же стали появляться "достоверные" сообщения о развертывании советских подводных лодок и даже об их появлении в зоне конфликта. Похоже, что такими сообщениями союзники по НАТО старались стимулировать активность своих партнеров по блоку, нагнетая и без того напряженную военно-политическую обстановку, подогретую известиями о приобретении египтянами в СССР боевых кораблей для своего флота. ВМС Египта должны были получить к началу 1956 года 2 эсминца пр. 30-бис "Смелый" и "Скорый", 4 тральщика пр. 254, 10 торпедных катеров, 2 подводные лодки пр. 613 и 1 XV серии. В декабре 1955 года лодки перешли в Гдыню для обучения египетских экипажей. А уже в августе 1956 года по каналам НАТО прошло опровергнутое впоследствии сообщение о том, что из Балтийского моря в Атлантику вышли 3 советские субмарины. Чуть позже представители ВМС США в Париже и Лондоне известили союзников об обнаружении в Атлантике 4 советских субмарин в сопровождении корабля снабжения, а также о возможном присутствии советской подлодки в районе острова Сардиния в самом центре Средиземного моря – лодку якобы обнаружил самолет базовой патрульной авиации. Начальства ВМС Франции и Великобритании сомневались в достоверности информации, поступающей от американцев, но и оставить ее без внимания не могли. Страх перед советскими подводными лодками спровоцировал появление их "фантомов" в невероятных местах. И если рассказ йеменского рыбака об обнаружении таинственной субмарины в районе Шейх-Саида в Красном море поначалу был воспринят как нелепость, то к аналогичному докладу офицера, датированному 11-12 октября 1956 года, командующий группировкой ВМС во Французском Сомали лейтенант-коммандер Лабрусс отнесся со всей серьезностью. "Красные субмарины" в Красном море отвлекли на себя часть сил и средств ВМС Франции, действовавших в этом районе. 

В действительности же единственными советскими подлодками, показавшимися у входа в Средиземное море, стали две субмарины 613-го проекта, вышедшие в октябре 1956 года из Гдыни под польским военно-морским флагом. Эти корабли, предназначенные для передачи ВМС Египта, проследовали в надводном положении через Датские проливы и дошли до Гибралтара, а после получения информации о прекращении боевых действий вернулись обратно в Польшу, что на этот раз достоверно зафиксировали наблюдатели НАТО. 


Подводная лодка 613-го проекта (Whiskey-class) под польским флагом. Фото из журнала Morza, Statki I Okrety, 1998. №2

К-129: обвиняется в провокации

В 1968 году в мире погибли 4 подводные лодки: израильская "Дакар" (15 января), французская "Минерв" (27 января), советская К-129 (8 марта) и американская "Скорпион" (27 мая). Обстоятельства гибели французской субмарины, затонувшей в ходе военно-морских учений недалеко от Тулона, единственные не породили фантастических домыслов. Версию о том, что "Дакар" погиб в результате атаки советских противолодочных кораблей в районе учений 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР и соединения кораблей египетских ВМС, удалось опровергнуть в 1999 году, когда субмарина была обнаружена между Кипром и Критом с очевидными следами аварии, возникшей по техническим причинам. Предположения о сопричастности советских подводников к гибели атомной подводной лодки "Скорпион", якобы торпедированной в отместку за потопление американской субмариной "Свордфиш" нашей К-129, высказываются до сих пор. 

Автору доводилось не раз беседовать на эту тему с ветеранами 1-й флотилии подводных лодок СФ, а также с такими авторитетными подводниками, как адмирал флота Г.М. Егоров и адмирал В.Н. Поникаровский, хорошо знакомыми с документами оперативного планирования и отчетами командиров о боевой службе за этот период. Все они единодушно опровергают версию о возможном боевом столкновении советской и американской субмарины. Следует отметить, что факт применения боевой торпеды стал бы известен не только членам экипажа нашей подводной лодки и командованию флота, но и множеству людей, связанных с ее обеспечением и занимающихся анализом отчетов за боевую службу. И предположение, будто сотни людей, посвященные в такую тайну и более не связанные присягой, 40 лет хранят молчание, выглядит совершенно неубедительным. Можно только сожалеть, что правительство и командование ВМФ РФ до сих пор не выступили с официальным опровержением этой версии. Такая позиция играет на руку представлениям о том, что между Россией и США существует некая договоренность о неразглашении информации, связанной с гибелью К-129 и "Скорпиона". Впрочем, в случае с К-129 в 1993 году во время 6-го пленарного заседания совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести (USRJC POW/MIAs) официальный представитель США заявил, что на момент гибели К-129 в радиусе 300 миль не было ни одной американской субмарины. Но все же операция ЦРУ США "Дженифер" по подъему К-129 в 1974 году до сих пор частично засекречена, и версии продолжают выдвигаться. 


В книге Red Star Rogue Кеннет Сьюэлл выдвигает невероятную версию гибели К-129.
Лодка К-129 погибла в результате взрыва баллистической ракеты, нацеленной на Перл-Харбор, во время ее предстартовой подготовки – уверен бывший подводник, автор книги "Краснозвездный провокатор" (Red Star Rogue) Кеннет Сьюэлл. Он утверждает, что К-129 выполняла далеко не обычный поход - она должна была сымитировать ракетно-ядерный удар, нанесенный китайской подводной лодкой 629-го проекта по главной базе Тихоокеанского флота США. Такой удар развязал бы войну между КНР и США. Как американцы смогли бы убедиться, что удар нанесла именно китайская лодка? В пользу этого говорило бы то, что ракетный залп выполнен из надводного положения на удалении около 400 миль от цели и характерен для лодок первого поколения 629-го проекта в составе ВМС КНР. Сама К-129 к этому времени прошла модернизацию по программе 629А проекта и могла стрелять из-под воды на дальность до 1400 км. Кроме того, для снаряжения ядерных боеголовок советских ракет Р-21 в то время, по данным американской разведки, использовался плутоний, полученный из урановой руды, поставлявшейся в СССР из Китая. 

Трудно представить, что наличие в боеголовке следов китайского плутония и надводный старт на минимальном удалении от цели могут служить убедительной легендой прикрытия для провокации такого масштаба. Не говоря уже о том, что существует масса хорошо известных разведчикам всех стран признаков, которые свидетельствуют о проведении мобилизационных мероприятий, предшествующих началу боевых действий – мероприятия эти в современных условиях невозможно провести скрытно. Обратим внимание еще и на то, что в 1968 году США располагали несколькими разведывательными спутниками, один из которых зафиксировал выход К-129 в море. В своем письме, адресованном автору этой статьи, Кеннет Сьюэлл подчеркнул, что в работе над книгой ему помогали высокопоставленные лица из американской разведки, которые пожелали остаться неизвестными, но поделились с ним важнейшей конфиденциальной информацией, не подлежащей оглашению… Весомый аргумент! 

Субмарины, норки и подводные вездеходы

И все же самая известная мистификация - вторжение советских подводных лодок в территориальные воды Швеции. Авария в результате навигационной ошибки подводной лодки С-363, севшей в октябре 1981 года на мель в районе главной базы ВМС Швеции Карлскруна, стала катализатором истерии и дипломатических скандалов, продолжавшихся более четверти века. 


C-363 под прицелом шведского спецназа. compunews.com

По заявлениям западных военных экспертов, советские подводные лодки впервые были замечены в территориальных водах Швеции еще в 50-е годы, а с середины 70-х годов их появление стало носить систематический характер. Особенно впечатляет "хроника" 1982 года, кульминацией которой стал так называемый "инцидент в Харшфьярдене" в окрестностях Стокгольмского архипелага. 6 октября оттуда поступило сообщение об обнаружении неизвестной, предположительно советской, подводной лодки. В операции приняли участие около 40 надводных кораблей и десяток вертолетов, сброшены несколько десятков глубинных бомб. Но… таинственная субмарина ушла от преследования! Правда, за это время шведам удалось установить контакт со второй неизвестной лодкой, которая также благополучно покинула территориальные воды Швеции. Появление 10 октября советского противолодочного самолета Ил-38 вблизи границы территориальных вод Швеции немедленно было расценено как попытка установления связи с попавшими в переделку соотечественниками. На следующий день в Харшфьярдене донные магнитометрические датчики зафиксировали появление неизвестной подводной лодки и привели в действие 600-килограммовую мину. 12 октября вновь прогремел взрыв, на этот раз в районе Хорс-Бея… Чуть позже сработали гидрофоны в районе Мальстена: по их данным, здесь появилась неизвестная подводная лодка, покидающая шведские терводы. Запись ее шумов на протяжении многих лет фигурировала как наглядное доказательство факта "советского вторжения". 

Во время очередного сезона охоты в феврале-марте 1984 года, когда к операции подключились почти все имеющиеся в наличии противолодочные силы ВМС Швеции, МИД СССР сделал запрос: "Почему Швеция ограничивает применение военной силы против того, что считает подлодками?" Впоследствии советская сторона даже предложила свою помощь с выделением нескольких самолетов противолодочной обороны, которая, естественно была отвергнута. 

В июле 1987 года официальные представители ВМС Швеции сообщили, что им удалось окружить сетями иностранную мини-подлодку. Но примерно через 10 дней, израсходовав множество глубинных бомб, шведы признались, что поиски к успеху не привели. Не увенчались успехом также поиски советских "спецназовцев", которых шведские военные патрули искали на берегу и однажды даже залезли в гроб, задержав похоронную процессию... В 1992 году Швеция приняла на вооружение новую систему гидроакустического вооружения, и выяснилось, что звуки, подобные шумам субмарин, производят морские выдры… 


Шведский вертолет ПЛО ведет поиск советской ПЛ в районе ВМБ Карлскруна. compunews.com
Истинную природу нарушений границы территориальных вод Швеции пытались установить не менее пяти официальных комиссий: первая – в 1982 году при участии амбициозного политика правого толка Карла Бильдта, последняя – в 2001 году при участии авторитетного дипломата Рольфа Экеуса. В процессе работы комиссий количество подтвержденных случаев обнаружения неизвестных подводных лодок постоянно уменьшалось. Во времена правления проамерикански настроенного Карла Бильдта, ставшего преемником премьер-министра Улофа Пальме, в официальных отчетах фигурировали 6367 случаев обнаружения подводных лодок и диверсантов в период с 1981 по 1994 год, не считая следов на морском дне от загадочных подводных аппаратов на гусеничном ходу. В последнем отчете комиссии Экеуса сообщалось только о 10 подтвержденных случаях нарушений морской границы Швеции неизвестными подводными объектами. Из всей доказательной базы остались лишь странные следы на морском дне и несколько магнитофонных записей шумов неустановленного происхождения. Что касается записи 1982 года, то 19 мая 2008 года специальная комиссия Исследовательского института обороны Швеции сообщила, что "возмутителем спокойствия" оказался шведский учебный парусник "Амалия", шкипер которого подтвердил, что судно действительно находилось в районе противолодочной операции с группой журналистов, пожелавших увидеть ее собственными глазами. 

Поскольку в активе сторонников версии "советского присутствия" остались только "следы на песке", им приходится подыскивать новые аргументы в ее защиту. Шведский адмирал Бенгт Густафссон отмечает в своей рукописи, что "русские располагали огромным арсеналом средств ведения подводной войны, включая буксировщики бойцов спецназа "Сирена", "Протей" и "Тритон", а также разнообразными подводными аппаратами на гусеничном ходу для поиска затонувших объектов". О том, что автономность самого совершенного из них не превышает 6 часов, а для управления подводными аппаратами на гусеничном ходу требуется специально оборудованное надводное судно, шведский адмирал не упоминает. Зато довольно часто ссылается на мнение бывших советских морских офицеров, например, корабельного врача, или пространно комментирует военно-стратегические планы СССР, восходящие к началу 50-х годов, раскрывая их агрессивную сущность и пренебрежительное отношение к шведскому нейтралитету. 

Казалось бы, аргументация такого рода, грешащая техническими неточностями, надуманными логическими построениями, спекуляциями вокруг непроверенных или недоказанных фактов, давно изжила себя в современных политических условиях. Но, как видно из приведенных выше примеров, мифология холодной войны по-прежнему остается востребованным оружием идеологической борьбы и популярным способом воздействия на общественное сознание.

Немає коментарів: