пʼятниця, жовтня 22, 2010

Что от нас ранее скрывали(продолжение)

Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть II
1953-1959


1960

12 февраля
взрыв корпуса в цехе по производству иприта на заводе №96 в г. Дзержинск (впоследствии ПО «Капролактам», Горьковская область). Гибель 24 чел.

26 февраля
в аэропорту г. Львов (Украинская ССР) при заходе на посадку из-за конструктивных недостатков потерпел крушение пассажирский самолёт «Ан-10 А». Погибли 32 чел.
Конец марта — апрель
печальные последствия распашки целинных земель — пыльные бури, которые охватили огромную территорию: от Туркменской до Молдавской ССР. Особенно сильны на юге РСФСР и Украинской ССР (где захватили около 5 млн. га). В отдельные дни скорость ветра достигала 25-28 м/с. В Донбассе пыль поднялась на высоту 1500 м, в некоторых сёлах Запорожья и Херсонщины до крыш занесла сельские дома. При ясном небе не было видно солнца в Молдавии, красным тусклым пятном светилось оно в Румынии, Болгарии, Чехословакии, на юге Польши.
20 июля
при подходе к району аэропорта г. Сыктывкар (Коми АССР) попал в грозу и потерпел крушение самолёт «Ил-14». Погибли 23 чел.
Конец июля — начало августа
историческое наводнение на р. Кан (левый приток р. Енисей), не наблюдавшееся с начала заселения края. Причина — затяжные ливневые дожди, прошедшие в верховьях бассейна реки. За 7 суток выпало свыше 200 мм осадков при годовой норме 400-500 мм. В отдельные дни выпадало 50-60 мм осадков. В г. Канск уровень воды поднялся на 5,62 м, оказалось затоплено 50% территории города.
17 августа
во время крейсерского полёта из-за разрушения двигателя близ г. Киев (Украинская ССР) потерпел катастрофу пассажирский самолёт «Ил-18 Б». Погибли 34 чел.
23 августа
теплоход «Механик Калашников» несмотря на штормовое предупреждение выходит в очередной рейс по маршруту Салехард—Тазовское, и на обратном пути попадает в сильнейший шторм. Разворот на обратный курс грозит судну гибелью, ближайший порт Мыс Каменный не может принять теплоход по метеоусловиям. Встречные волны начинают заливать капитанский мостик, пассажиры сильно испуганы. К тому же на борту заканчиваются продукты питания. После длительной борьбы со штормом теплоходу удаётся укрыться за мысом Парусный.
2 сентября
неподалёку от дер. Зихнова Плесецкого района Архангельской области разбился самолёт «Ил-14», перевозивший полярников, отработавших вахту. Погибли 18 чел.
Октябрь
в море Лаптевых попадает в жестокий шторм флотилия судов для рек Сибири. Получает серьёзные повреждения пароход для р. Лена «Благовещенск»: в корпусе образуются трещины, через которые начинает поступать вода. Пароход получает крен на правый борт и оказывается на грани гибели. Находящиеся на его борту члены команды пытаются откачать воду, а с подошедших на помощь судов производятся неудачные попытки высадить подмогу. Наконец, буксиру «Чандору» даётся команда следовать с «Благовещенском» прямо в лёд и принимать меры для его спасения. Операция проходит успешно, повреждённый «Благовещенск» буксируется в Тикси для ремонта и зимовки.
11 октября
1-я серьёзная авария на ядерной энергетической установке советской атомной подводной лодки: на АПЛ «К-8», находившейся в Баренцевом море, произошёл разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система проливки его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали аналогичную нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся лодка была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 чел., дозы их облучения составили 180-200 бэр.
24 октября
трагедия на полигоне Тюра-там в Казахской ССР. При подготовке к 1-му пуску межконтинентальной баллистической ракеты «Р-16» на площадке 41 произошел несанкционированный запуск основного двигателя 2-й ступени ракеты. Мгновенное соединение компонентов топлива привело к интенсивному его возгоранию и разрушению всей конструкции ракеты. Многие находившихся в зоне поражения получили ожоги и травмы различной степени тяжести, погибли более 100 чел., в т.ч. главком РВСН маршал М.И. Неделин, замминистра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, заместитель главного конструктора Л.А. Берлин, главный конструктор систем управления Б.М. Коноплев, Герой Социалистического труда А.И. Носов, испытатель Е.И. Осташов и мн. др.
4 декабря
близ дер. Черново Горьковской области из-за отказа техники потерпел крушение самолёт «Ил-14». Погибли 14 чел.
16 декабря
острое отравление хлором рабочих Сакского бромного завода (Крымская область). Пострадало 88 чел.

1961

27 января
подводная лодка «C-80» из состава Северного флота затонула в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через шахту РДП. Погиб весь экипаж (68 чел.).
13 марта
Куренёвская трагедия в г. Киев (Украинская ССР). В результате прорыва защитной дамбы Петровского завода, построенной для замыва Бабьего Яра, водой и размытой почвой затоплен густонаселённый район Куренёвка. Уничтожены жилые дома, административные здания, маршрутные автобусы, трамвайное депо им. Красина, склады и 2 фабрики. По официальным данным, в результате катастрофы 145 чел. погибло, 143 ранены, по неофициальным только погибло около 1500 чел.
23 марта
в Институте медико-биологических проблем (Москва) в сурдокамере при проведении там предполетных тренировок произошел пожар, в котором получил смертельные ожоги и через несколько часов скончался в больнице космонавт В.В. Бондаренко.
1 апреля
в Печорском каменноугольном бассейне на шахте «Воркутинская» (Коми АССР) из-за обвала породы, вызванного взрывом метана, погибли 28 чел.
30 мая
при перегоночном полёте из г. Казань на аэродром в г. Жуковский (Московская область) во время аварийной посадки опрокинулся и загорелся вертолёт «Ми-10». Из 5 членов экипажа погибли 4.
22 июня
при испытательном полёте разбился самолёт-ракетоносец «Ту-16», погиб весь экипаж (6 чел.).
4 июля
в Северной Атлантике на подводной лодке «К-19» произошла 1-я в истории отечественного подводного флота авария ядерного реактора. Смертельному облучению подверглись 8 чел., но лодка уцелела и продолжала использоваться. Позднее, из-за высокой аварийности, сопровождавшейся гибелью членов экипажа, «К-19» получила среди моряков прозвище «Хиросима».
Август
сильнейший ураган в Центрально-Чернозёмном округе. В г. Воронеж проливной дождь с градом, сбивал ветви, пробивал крыши, разбивал стекла, многие улицы превратились в бурные реки. Градины имели в поперечнике 2-3 см, а самые крупные 6-8 см. Вес самой крупной градины составил 420 г. Скорость ветра достигала 40 м/с, а градины падали со скоростью 150 м/с. Удары кусков льда и ветер ломали крыши, деревья, выбили множество стёкол в окнах, на дорогах были перевёрнуты легковые автомашины.
Сентябрь
теплоход «Ладога» (Беломорско-Онежское пароходство), следуя по Онежском озеру, сталкивается с плотом, который ведёт пароход «Петр Пахтусов». Вина возложена на вахтенных «Ладоги», которые отвлеклись от управления судном.
30 октября
крупнейший термоядерный воздушный взрыв на испытательном полигоне о. Новая Земля: на высоте 4000 м над поверхностью суши взорвана советская супербомба мощностью 50 Мт в тротиловом эквиваленте. Световая вспышка ядерного взрыва регистрировалась в течение 70 сек. и, несмотря на сплошную облачность, была видна даже на удалении в 800 км от него. Облако взрыва поднялось на высоту 67 км, его диаметр достиг 95 км. Взрывная волна трижды обогнула земной шар.
5 ноября
в дер. Эльбарусово Мариинско-Посадского района Чувашской АССР из-за халатности учителя физики, ремонтировавшего с двумя десятиклассниками кинопередвижку и для разогрева паяльника пытавшегося развести огонь в печке с помощью бензина, сгорела школа. В огне погибло 106 детей и 4 педагога, более 20 получили тяжёлые ожоги.
24 ноября
при выполнении испытательного полёта из-за потери высоты упал на воду, раскололся и затонул в районе г. Жданов (Украинская ССР) самолёт «Бе-12». Из 5 членов экипажа спаслись 2.
17 декабря
во время полёта по маршруту над Ростовской областью самолёт «Ил-18 Б» внезапно потерял управление и разрушился в воздухе. Официально причина не названа, неофициальная версия — самолёт сбит ракетой, выпущенной в районе полигона Капустин Яр. Погиб 51 чел.
+
авария на атомной подводной лодке «С-270» во время учений «Полярный круг». Переоблучение экипажа. Погибло 12 чел.

1962

11 января
в гарнизоне Полярный Северного флота в результате чудовищной силы взрыва торпед по неустановленной причине на пришвартованной подводной лодке «Б-37» погибли 122 чел. Разворотило и соседнюю подлодку «С-350». Это одна из самых страшных катастроф в истории подводного плавания.
25 января
самый свирепый за последние 6-8 лет ураган на Камчатке. В г. Петропавловск-Камчатский скорость ветра до 40 м/с, он ломал сучья, кое-где срывал крыши с домов...
27 января
при выполнении тренировочного полёта на взлёте с аэродрома «Баратаевка» (г. Ульяновск) из-за выключения двигателя разбился самолёт «Ан-10». Погибли 13 чел.
28 февраля
при перегоночном полёте из г. Ташкент (Узбекская ССР) в Москву разбился самолёт «Ка-22 М». Погибли 7 членов экипажа.
8 июня
групповое отравление хлором на заводе «Запорожсталь» (Украинская ССР) в результате выброса хлора на Запорожском титаномагниевом комбинате. За помощью обратилось 144 человека.
28 июня
в районе г. Адлер (Краснодарский край) из-за ошибки диспетчерской службы аэропорта при заходе на посадку столкнулся с горой самолёт «Ан-10». Погиб 81 чел.
30 июня
под г. Красноярск зенитной ракетой по ошибке сбит пассажирский самолёт «Ту-104», следовавший по маршруту Хабаровск-Москва. Погибло 84 чел.
Июль
сильные градобития поразили Ставропольский край и Кабардино-Балкарскую АО, частично или полностью погубивпочти 30 тыс. га посевов, а также сады и виноградники.
17 августа
случай аварийного облучения при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР): вместо запланированного воздушного ядерного взрыва произошел наземный мощностью 9,9 кт. Мобильная группа радиационной разведки из испытателей полигона из-за неправильного манёвра попала в зону интенсивного выпадения радиоактивных осадков и подверглась облучению дозой около 40 рентген. Радиоактивное облако от этого взрыва появилось над городком испытателей, оценённые дозы облучения населения при этом могли достигать 1 рентген.
2 сентября
в Хабаровском крае потерпел крушение самолёт «Ту-104». По официально неподтвержденным данным он был поражён ракетой, выпущенной с военного полигона Литовко. Погибло 86 чел.
Осень
тайфун «Эмма», вышедший к Приморью, обрушил на землю полугодовое количество осадков. Реки вышли из берегов и принесли обычные при половодьях разрушения.
25 октября
при взлёте в аэропорту Шереметьево (Москва) вследствие ошибки при техническом обслуживании разбился самолёт «Ту-104 Б». Погибли 13 чел.
3 ноября
началось активное извержение Ключевской сопки на Камчатке. Высота выброса пепла достигла 2700 м. Это самое сильное пробуждение вулкана с 1945.

1963

30 января
на Сибирском химическом комбинате в Томске-7 произошла серия самопроизвольных цепных ядерных реакций в растворе высокообогащенного урана-235, продолжавшаяся в течение 10 часов. 4 чел. облучились.
Февраль
- на побережье Чукотки неожиданно прошли ливневые дожди. Снег пропитался водой, а затем гололёд покрыл панцирем прибрежные оленьи пастбища. Чтобы вывести оленей на сохранившиеся пастбища, лёд разбивали и дробили специальными приспособлениями.
- наводнение на р. Кубань возле г. Краснодар. Произошёл прорыв дамбы в Славянском районе, что причинило огромный ущерб населённым пунктам и полям.
Март
из-за заторов на р. Великая (Коми АССР) возникло раннее обширное половодье. Выйдя за пределы поймы, река затопила 13 деревнеь.
5 марта
при заходе на посадку в аэропорту г. Ашхабад в условиях нелётной погоды (пылевая буря, сильные порывы ветра) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 В». В результате турбулентности произошла просадка самолёта, он «брюхом» зацепил столбы электропроводки, был сильно повреждён, упал и загорелся, развалившись на 2 половины. Находившиеся в передней части пассажиры и экипаж (числом 16 чел.) погибли.
4 апреля
во время полета по маршруту разбился самолёт «Ил-18 В». Причина не установлена, предположительно, произошёл отказ системы управления. По слухам, официально не подтверждённым ни одним открытым источником, самолёт сбит ракетой, случайно выпущенной из района г. Йошкар-Ола. Погибли 67 чел.
12 мая
около 14 часов г. Петропавловск-Камчатский погрузился в сумерки. Из туч посыпался пепел, а ещё через час начался настоящий пепловый дождь. Причина: активизация вулкана Карымский, начавшего извергаться в 1962. Из-за отсутствия видимости закрылся Елизовский аэропорт.
23 мая
пурга в г. Петропавловск-Камчатский. Выпадение значительного количества осадков приостановило начавшиеся на юго-востоке Камчатки полевые работы.
Конец июня
небывалой силы шквал пронесся над Могилёвской, Курской, Брянской и Белгородской областями. Наблюдался в течение 20-40 минут и сопровождался сильным ветром. Максимальная зарегистрированная скорость ветра достигала 40 м/с, но, судя по разрушениям, скорость была близка к 50 м/с. Ширина полосы шквала достигала 100 км, длина — 450 км. На нескольких тыс. га повален лес, столетние дубы ломались у самого корня, завалены все лесные дороги.
7 июля
в Жарсайском ущелье, в горах Заилийского Алатау (Казахская ССР), в результате таяния горных снегов и ливневого дождя переполнилась р. Иссык. Она превратилась в мощный сель, неся валуны, обломки скал, вырванные с корнем деревья. Громадный вал высотой 12 м с гор ворвался в оз. Иссык («жемчужина Алатау»), популярное место отдыха жителей Алма-Аты и гостей города. Озеро оказалось уничтожено, поток прорвал его плотину и помчался по долине, уничтожая всё на своём пути. Жертвы и разрушения в г. Иссык, не удалось спастись людям, находившимся вблизи озера. Некоторое время на месте Иссыка было небольшое озерцо.
13 июля
близ г. Иркутск при заходе на посадку по неустановленной причине потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». На борту находились сотрудники посольства Албании в Китае, в т.ч. посол и его супруга. Погибли все находившиеся на борту 32 чел.
8 августа
начало эпидемии чумы крупного рогатого скота в пос. Отар Джамбульской области (Казахская ССР) в результате нарушения правил ведения работ по подготовке к наступательной биологической войне в Джамбульском научно-исследовательском сельскохозяйственном институте, где работы с чумой велись с 1959 (расстояние между институтом и поселком — 6 км). Диагноз установлен лишь 26 сентября. Карантин снят 4 ноября.
21 августа
в небе над г. Ленинград у пассажирского самолёта «Ту-124» отказали оба двигателя. Экипаж успешно приводнился на поверхность р. Нева со стороны Большеохтинского моста и остановился на воде в районе Финляндского железнодорожного моста — уникальное в своём роде достижение пилотов. Обошлось без человеческих жертв, пассажиры эвакуированы подошедшим буксиром.
13 октября
на Камчатку и Курильские о-ва обрушилось цунами. Образовавшейся волной повреждены стоящие на рейдах и в гаванях суда, причалы, разрушены мосты. Вода затопила прибрежную территорию и создала устойчивое наводнение в низменных местах.
24 октября
на космодроме Байконур при проведении регламентных работ в шахтной пусковой установке межконтинентальной баллистической ракеты «Р-9» на площадке 70 произошел пожар, погибли 7 военнослужащих.

1964

Январь
метели с ураганными ветрами наблюдались в Прибалтике, Белорусской ССР, Центрально-Чернозёмном округе, Украинской ССР, Северном Кавказе, Поволжье, Западной Сибири, Казахской ССР.
20 февраля
взрыв метана на шахте «Капитальная» в г. Копейск Челябинской области. Погибли 59 чел.
21 марта
выброс жидкого хлора из трубопровода на заводе №97 в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) и образование облака длиной 4 км и шириной 3 км. За помощью обратилось 115 чел.
Май
на р. Лена у села Солянка (Якутская АССР) возникли ледовые заторы. Вода поднялась почти на 15 м над уровнем ординара, подтоплению или полному затоплению подверглось множество деревень и посёлков по берегам реки, особенно по правому берегу.
26 мая
катастрофический ливень над г. Каменск-Шахтинский (Ростовская область). За 12 часов ночи из облаков «вылилось» 7 млн. куб. м воды — вся летняя норма осадков.
Июнь
большие паводки из-за обильных дождей на Среднем и Южном Урале. На р. Белая прорваны плотины Тирлянского и Белорецкого водохранилищ, а на р. Бобрик вода пошла через гребень плотины. Ущерб, причинённый пострадавшим районам, составил 88 млн. $ (в ценах того времени).
10 июня
сильнейший град в г. Кисловодск (Ставропольский край). Длился 45 минут, размер градин в диаметре составлял 5-7 см.
18 июля
начало эпидемии среди населения станции и г. Арысь (Казахская ССР). Пострадало 526 чел. Официально объявлено, что эпидемия вызвана отравлением инсектицидом «метилмеркаптофос», который использовался ранее при обработке посевов хлопчатника с помощью авиации.
15 августа
мощный ливень обрушился на г. Ейск (Краснодарский край). За 2 часа выпало 135 мм осадков.
27 августа
ливень над г. Туапсе (Краснодарский край) продолжался непрерывно 30 часов. Временами интенсивность его достигала 8,5 мм в минуту. Из грозовых туч непрерывно низвергались струи воды, всего выпало 247 мм осадков. Часть города оказалась под водой.
2 сентября
близ г. Южно-Сахалинск при заходе на посадку в сложных метеоусловиях при плохом планировании полёта разбился самолёт «Ил-18». Погибли 87 чел.
16 сентября
в рамках выполнения испытательного полёта при взлёте с имитацией отказа двигателя на аэропорту Гостомель потерпел катастрофу самолёт «Ан-8 РУ». Погибли все члены экипажа (7 чел.). Это была первая катастрофа в ОКБ Антонова. Работы по «Ан-8 РУ» не возобновлялись.
7 октября
гибель научного сотрудника п/я 702 (г. Москва), отравившегося при проведении опыта по созданию нового отравляющего вещества.
19 октября
самолёт «ИЛ-18» врезается в гору Авала при выведении на посадку. Погибает советская военная делегация, летевшая на празднование 20-летия освобождения Белграда, во главе с начальником Генштаба Вооружённых сил СССР маршалом С.С. Бирюзовым (всего 33 чел).
14 декабря
наводнение в г. Ленинград. Вода в р. Нева поднялась на 214 см выше ординара (т.о. наводнение из разряда опасных).
+
– взрыв на Бийском олеумном заводе (Алтайский край). По некоторым данным, были человеческие жертвы. Известно, что директора завода сняли с работы.
– крупная вспышка птичьего гриппа в СССР.



Немає коментарів: