пʼятниця, листопада 12, 2010

Капитан 1- го ранга Николай Гульнев (окончание)

 Неисповедимы пути твои, Господи! Не случись Тихоокеанской трагедии, я думаю, этот «случайный триумвират» - Касатонов, Громов и Патрушев – никогда не был бы допущен и на пушечный выстрел к руководству Северным флотом. Оскудела земля 
флотская, а возможно, господин В.Н. Чернавин играл в свои «непостижимые кадровые забавы». Это с его подачи Начальник Штаба 1 флотилии Ю.Н. Патрушев, никогда не командовавший стратегическими подводными крейсерами, вдруг становится Командующим 3 флотилии, а потом Начальником Штаба СФ. А за какие заслуги, после гибели лодки «Комсомолец», становится через год Начальником Штаба флота Командующий 1 флотилии вице-адмирал О.А. Ерофеев? Господин В.Н. Чернавин опередил в новаторстве Президента господина В.В. Путина. После гибели лодки «Курск» Командующий флотом стал Сенатором, а Начальник Штаба флота назначен на должность выше, чем он занимал. Да, господа, не ладно что-то во Флотском Королевстве! 
     Что касается Командующего флотом адмирала И.М. Капитанца, то его трудно упрекнуть в невежестве. Он – не Ф. Громов! Иван Матвеевич многое знал, многое изучил, многое законспектировал, имел свои взгляды на действия флота в военное время. Но подход к руководству подчинёнными у него остался, как у командира роты. Штаб флота перешёл на иной ритм службы. Офицеров Управления боевой подготовки  
использовали для проверки караулов, физзарядок, организации службы. Отныне каждый офицер стал писать для себя лично суточные планы. Из «новшеств» в боевой подготовке появилось требование: «Задачи БП  впредь отрабатывать комплексно, в целях экономии моторесурса и топлива!» Да Северный флот давно отрабатывал задачи «комплексно». Видимо, проходя службу на кораблях консервации в губе Сайда, Иван Матвеевич об этом не знал. Надводным кораблям в море нечего делать без подводных лодок и авиации, как и последним нечего делать в море без надводных кораблей. Но мы народ исполнительный! Чтобы утвердить Командующего – новатора в качестве первооткрывателя нововведений и в качестве учителя нас, несмышлёнышей, и пощекотать его самолюбие, в недельном плане БП флота впредь на первой странице перечислялись все силы, а после этого следовала запись: «Комплексная отработка задач БП». А дальше всё происходило так, как было заведено при И.Г. Швецове и В.Н. Поникаровском. Как же легко обмануть самодовольных флотоводцев!
     Тем не менее, как о человеке, об адмирале И.М. Капитанце у меня остались добрые впечатления. Я нередко с ним выезжал на проверки Кольской флотилии, и помню, с какой неподдельной простотой он что-то вспоминал и рассказывал. В отличии от бывших Командующих Г.М. Егорова и А.П. Михайловского, стоявших на учёте в парторганизации УБП, И.М. Капитанец стал на учёт в парторганизацию Оперативного Управления. Он любил делиться своими стратегическими замыслами, а офицеры-операторы знали в этом толк. Ещё адмирал И.М. Капитанец преуспел в выполнении плана по сбору металлолома. Однажды на совещании он грозился при всех снять с должности одного командира дивизии (будущего вице-адмирала) за недостаточное рвение по сбору железа. Высказывания, предложения и несогласия он почему-то терпел только от Командующего 11 флотилии вице-адмирала А.Устьянцева. А кто мог «Дядю Сашу» подтолкнуть плечом? 
     В октябре 1986 года флот получил то, что получил. В океане погиб подводный ракетный крейсер «К-219». Остаётся загадкой, знал ли И.М. Капитанец о том, что при проверке крейсера к боевой службе были обнаружены неисправности в шахте № 6? Знал ли он, что ещё «в середине 70 годов на этой лодке, в этой же ракетной шахте № 6 произошла подобная авария?» Что поделать, Начальник штаба Ю.Н. Патрушев только что пришёл на должность с должности Командующего 3 флотилии. Понимал ли он сам, прослуживший на многоцелевых лодках, опасность обнаруженной неисправности? Будь на месте И.М. Капитанца адмирал А.П. Михайловский, я думаю, зная состояние лодки «К-219», он бы её в море не выпустил. А что не может принести в жертву исполнительный адмирал, строящий свою личную карьеру в любом качестве? Жаль, что «крайним» был назначен не Патрушев,а контр-адмирал Г.А. Шабалин, настоящий моряк и подводник. На его карьере был поставлен крест. 
     Как не поведать о таком «Флотовожде», как адмирал Феликс Громов. Несомненно, не случись трагедии 7 февраля 1981 года, я думаю, на должность Первого Зам. Командующего СФ был бы назначен контр-адмирал Д.К. Чулков. Но произошло то, что 
произошло. Закон симметрии ещё никто не отменял, и он дважды сработал на Громова. В первом случае «герой маркизовых глубин», для которого СКР пр. 35 был великим техническим достижением, попал на Тихоокеанский флот. Во втором случае, когда все флоты присягнули ГКЧП и подтвердили верность шифровкой, через некоторое время Громов стал Главкомом. Нам известно, что и Северный флот написал  шифровку  и подтвердил в ней верность ГКЧП, но по подсказке одного ушлого адмирала Громов её не подписал, а о «верности» доложил по телефону. Вот и стали два «флотоводца» - Громов и Касатонов самыми демократичными в ВМФ. А Борис Ельцин верность чтил. За верность и Паша Грачёв стал Министром! Мне кое-кто из этой троицы напоминает «Флигельмана». Не подумайте, что это еврейская фамилия. Евреи здесь не причём. «Флигельман» - это звание в старой русской армии флангового солдата, который выбегал вперёд и показывал ружейные приёмы. Что ж, на флоте наступило время «Флигельманов».
     Моё первое знакомство с контр-адмиралом Ф. Громовым произошло в одну из суббот в кабинете Командующего СФ И.М. Капитанца.В выходные дни, если в Штаб прибывал Командующий, доклады, установленные в будние дни, не производились. В этом случае обстановку в дальней зоне докладывал ОД СФ, а действия сил по плану боевой подготовки докладывал дежурный по БП. В кабинете присутствовали некоторые Начальники Управлений и Ф. Громов. После моего доклада Командующему, он обращаясь к ОД СФ и ко мне, спросил: «Какие есть вопросы и предложения?». Я доложил Командующему, что план БП на следующие сутки желательно утверждать до 18.30 текущих суток, т.к. позднее утверждение плана может сказаться на мерах безопасности. Часть подводных лодок начинают доносить с учётом нового плана, а давать «квитанцию» по второму неутверждённому плану не всегда правильно. Кроме того, чтобы занять полигоны БП по плану на следующие сутки, часто корабли выходят накануне, и с ними надо согласовывать план. Командующий воспринял мой доклад 
правильно и сказал, что эти предложения будут учтены. Когда вышли из кабинета Командующего, то «великий знаток» в вопросах управления силами флота, глядя на меня своими рыбьими глазами, начал «учить учёного». Выслушав его бредни, я ему ответил, что «за неимением времени не могу вам ответить на ваши учёные познания». Понятно, что в маркизовой луже только водоросли растут, а не флотоводцы. Адмирал – заочник считал, что оповещение по флоту с планом БП получают и подводные лодки в море. О чём с ним можно было говорить после этого? На фоне таких адмиралов, как В.В. Сидоров, Ю.В. Крылов, В.Н. Поникаровский, И.Г. Швецов господин Громов выглядел недоучившимся школяром. Он исповедовал принцип «комплекса вины» подчинённого. Сначала надо «размазать офицера по переборкам», а потом им руководить так, чтобы не было возражений такому гениальному флотоводцу, как он.
     К счастью, мне пришлось недолго служить под руководством некоторых «Флигельманов». Скоро я убыл на Кубу. В апреле 1989 года погибла лодка «Комсомолец». Это была уже вторая трагедия за 3 года. Зато на флоте хорошо делали 
физзарядку, несли отменно караул, а у офицеров Штаба флота были носки синего цвета – расцветку лично проверял Начальник Штаба СФ Ю.Н. Патрушев. Так кто же виноват в гибели подводных лодок? Пусть об этом судит Всевышний. А то, что причин гибели подводных лодок мы до конца не знаем, в этом я не сомневаюсь. Напомню лишь некую статистику. За 20 лет с 1965 года по 1985 год на флоте погибла одна лодка «К-8», а за те же 20 лет с 1986 года по 2006 год на флоте погибли 4 атомные лодки: «К-219», «Комсомолец», «Курск», «К-159». Характерно, что места гибели 4-х последних лодок последовательно приближались к Базе. Не хочу быть пророком, но при нынешнем отношении власти к флоту и в Базе стоять опасно. 

                      Глава 10
                            АДМИРАЛЫ  РОССИИ.  ЛИЧНОСТИ  И  АДЪЮТОРЫ.
                       
       Исторически в России сложилось так, что успешный государственный деятель непременно был всегда неординарной личностью. Так и на флоте. Любой настоящий флотоводец – прежде всего личность! Нахимова и Корнилова на Малаховом Кургане никто не заменил, да и Макарову не смогла найти замену. К чему это привело – всем известно. Слабый Монарх должен искать сильного флотоводца или военно-морского деятеля. К сожалению, на выбор того или иного человека влияет время и прочность Монаршего Трона. Николай Второй после Цусимского позора долго искал достойного адмирала на пост Морского Министра. Бирилёв, Диков, Воеводский, сменявшие друг друга на Министерском посту, так и не сумели до конца определиться с Программой создания нового флота. При них Морское Министерство, кроме как «Цусимское ведомство», в Государственной Думе не называли и деньги на строительство кораблей выделять не спешили. С назначением в марте 1911 года Морским Министром адмирала И.К. Григоровича, отношение к флоту со стороны Государственной Думы резко изменилось. Григорович сумел убедить всех в том, какой флот нужен России. 
Результаты его деятельности нам известны! Корабли, построенные при нём, успеш
но проявили себя в период Первой Мировой войны, а 100% линкоров, 40% крейсеров и около 30% эсминцев встретили Великую Отечественную войну. Николай Герасимович Кузнецов стал Наркомом при Сталине, в условиях неминуемой войны с Германией. Все эти Дыбенки, Раскольниковы, Фриновские могли только митинговать и разрушать, да подбирать власть, валяющуюся в грязи. На их совести жизни лучших морских офицеров России. Мы знаем, что Н.Г. Кузнецов не принёс в жертву ни одного своего подчинённого ради собственной карьеры. Нарком спас будущего Главкома С.Г. Горшкова после гибели ЭМ «Решительный» , командиром которого он был. А с какой настойчивостью добивался Н.Г. Кузнецов выделение пенсии семье дочери бывшего Морского Министра Н.К. Григоровича Н.Паниной. За провалы подчинённых он брал вину на себя. Так, при гибели 3 новых эсминцев на Черноморском флоте во время войны, Н.Г. Кузнецов всю ответственность взял на себя, о чём и доложил Сталину.
     О Главкоме С.Г. Горшкове сказано многое и ещё будет сказано! Бесспорно одно – такого флота, как был создан при нём, мы никогда не имели. Флот Горшкова вышел в Мировой океан и был на равных со всеми флотами мира. Подводные лодки, построенные и заложенные при нём, до сих пор ещё служат России.
     Господа Ельцин и Путин своих Главкомов подбирали по принципу личной преданности, чтобы они не были самостоятельными и моментально угадывали все желания Сюзерена. Главком В.И. Куроедов, случайно попавший на такой высокий пост, умел успешно защищать диссертации, а не подчинённых и флот. Понятно, он не Апостол Пётр, но это он отрёкся от двух Командующих Северным флотом – от В.А. Попова и Г.А. Сучкова. Что-то я не припомню, чтобы Главком выступал на стороне обвинения против Командующего флотом. Когда господин В.Путин на всю страну заявил о том, что «мы виновных накажем», как же не выполнить указания Президента. Бог судья таким Главкомам. Нам всем ясно, что в условиях безвременья трудно поднимать флот, но грешно открещиваться от своих подчинённых и не замечать собственные промахи. Это ли не показатель упадка офицерской нравственности! Господа, будущие Главкомы и адмиралы, пока нет флота, вы не станете флотоводцами в обозримом будущем! Останьтесь в памяти офицеров хотя бы достойными людьми. Читайте историю флота, несите высокую память русских адмиралов. После взрыва в Севастополе линкора «Императрица Мария», Морской Министр И. К. Григорович защитил перед Царём Командующего ЧФ вице-адмирала А.В. Колчака, сказав ему, что «судить Колчака будем после войны». Господину В.В. Путину гораздо легче управлять Главкомом с «комплексом вины». Таким Президентам и их окружению нужен не Главком, а сытый адьютор ( пособник! ). Другой вывод сегодня трудно сделать.
     Следует заметить, с какой бесцеремонностью Ельцинско – Путинские пособники любыми способами избавляются от лучших адмиралов. Они избавились от таких адмиралов, как Р.А. Голосов, В.И. Калабин, О.М. Фалеев, В.Г. Доброскоченко, П.Г. Святашов и др. Многие ведь и не знают, что бывший Начальник Штаба Черноморского 
флота вице-адмирал П.Г. Святашов с неимоверным трудом и на грани риска спас архив Черноморского флота и сумел доставить его в Гатчину. Это поступок настоящего русского адмирала! Хотя бы за это скажите  П.Г. Святашову спасибо, господа адьюторы! 
     Флот России – это история самой России за последние 300 лет. Офицер флота – это идеальный образец патриота, государственника и защитника Отечества, потому что становление любого офицера всегда шло под знаменем его героических предшественников. Офицера флота пытались уничтожить и унизить, уравнять со свинопасом и дояркой, но оказалось, что без флотского офицера нет флота, а без флота нет России. В настоящее время флот предан целым рядом государственных деятелей России, престиж флотской службы – нулевой! Наше великое поколение  морских офицеров, стоявшее на равных в океане в период «Холодной войны», наблюдает похороны Великого детища Петра. Смею утверждать, что на смену дворянской элиты в 
советское время пришла флотская элита. В флотской среде, как ни в какой, в советское время сохранились понятия о Чести и Совести. Смею утверждать, что флот никогда не возродится, пока морской офицер не займёт своё достойное место в обществе, какое он занимал во все века. В настоящее время офицер унижен бытом, убогим прозябанием по флотским дырам и нищенским существованием. Заметны попытки новой проворовавшейся элиты стереть генетическую память морского офицера. Военно-морские заведения влачат жалкое существование на фоне размашистых офисов различных прикормленных структур, наметились попытки «выселить» флотского офицера на периферию, подальше от сокровищниц мировой культуры в г. Санкт-Петербурге, превратить морского офицера в рядового исполнителя воли примитивных военачальников и Президентов. В среде самих морских офицеров появились «прикормленные деятели» нынешней властью. Они готовы ради своего собственного телячьего благополучия откреститься от  Великого Флотского Братства, промолчать и поддакнуть, спрятать властные  Иудины серебряники в свой карман и сожрать свой Иудин кусок. Но я верю, что таких засранцев – меньшинство! 
     Я горд, что был непосредственно причастен к Великому времени и к Великому Флоту. Я горд тем, что моими наставниками и командирами были достойные адмиралы и офицеры. Я горд тем, что всю офицерскую службу был на флоте, а не «рядом с флотом». Я горд тем, что мои однокашники честно исполнили Долг перед Отечеством. Я горд тем, что судьба меня свела с цветом нации – морскими офицерами флота. А своё повествование хотел бы закончить словами Морского Министра Адмирала И.К. Григоровича, сказанные им в 1929 году по случаю Храмового праздника Морского Корпуса: «Будьте нераздельно дружны между собой, пусть ваша морская семья будет примером, как это было всегда раньше во флоте и как это должно быть. Храни вас всех Господь!»               
                                                   

Немає коментарів: