пʼятниця, листопада 05, 2010

Из глубины пришла домой

Во Владивостоке в Военно-историческом музее ТОФ есть внешне не примечательный, но очень интересный экспонат – закладная доска подводной лодки К-45, первой атомной российской субмарины на Дальнем Востоке, с которой началось становление и развитие Тихоокеанского атомного ракетно-ядерного подводного флота. 18 сентября 2010 года исполняется 50 лет с того дня, как подлодка К-45 сошла со стапелей завода в Комсомольске-на-Амуре.

Накануне Дня моряка-подводника, который отмечается 19 марта, корреспондент «В» встретился с вице-адмиралом Александром Коневым, командиром К-45 с 1981 по 1984 год.

«Восьмой» командир

Закладка подлодки К-45, заводской номер 140, состоялась 20 декабря 1958 года в доке № 3 эллинга «А» на заводе «Звезда». А уже 12 мая 1960 года К-45 была благополучно выведена из дока для швартовых испытаний. 18 сентября 1960 над подлодкой был поднят флаг ВМФ и началась ее «боевая» биография. 


За всю историю К-45 у нее было одиннадцать командиров, Александр Конев стал восьмым. Он служил на ней дважды. Впервые пришел в 1975 году с подлодки К-184, где три года был штурманом. А на К-45 ему предложили должность помощника командира.

– Она тогда готовилась к выходу на боевую службу после ремонта. У нее в перспективе были походы, и я с удовольствием согласился. Тем более что моя подлодка уходила в ремонт и мне, как штурману, делать там было нечего, – рассказывает Александр Васильевич.


Фото:

Потом была служба на К-151, где Конев ходил помощником командира до 1980 года. Второй раз он пришел на К-45 в 1981 году уже ее командиром и прослужил до 1984 года.
По его словам, служба на атомной субмарине была более сложной, более почетной и более опасной, чем на дизельной.
– Мы понимали, что будущее за атомным флотом. И мои товарищи-подводники стремились попасть именно на атомные подлодки. Хотя первое поколение атомных лодок не очень отличалось от дизельных. Они были более просторными, но их начинка недалеко ушла от дизельного флота. Это на атомных лодках последующих поколений было многое продумано для размещения экипажей. Более того, наши современные подлодки в бытовом отношении гораздо комфортнее американских, – говорит вице-адмирал.

Субмарина берегла экипаж



Начав службу в бухте Павловского, К-45 с экипажем на борту последовательно базировалась на Камчатке, в Советской Гавани, несла боевую службу в Тихом и Индийских океанах. И в тоже время, она ни разу и не вышла за пределы операционной зоны Тихоокеанского флота. К-45 первой из подводных атомоходов осваивала базы Приморья, Советской Гавани.
Подлодка К-45 была везучей. За 35 лет ее службы в результате аварийных происшествий и нестандартных ситуаций не погиб ни один подводник. Субмарина берегла свой экипаж. Хотя ЧП на К-45 иногда случались.

Фото:

– 20 марта 1985 года после выхода из Камрани (Республика Вьетнам) в подводном положении произошло возгорание в 7-ом отсеке, – рассказывает вице-адмирал Александр Конев. – В районе кормового якоря турбогенератора правого борта теплоизоляция паропровода была пропитана турбинным маслом. От высокой температуры теплоизоляция начала тлеть и вспыхнула. Возгорание было ликвидировано подачей фреона системы «ЛОХ» в отсек. Причем фреон давали дважды. После этого лодка всплыла, ее провентилировали и продолжили переход на базу. Командиром К-45 тогда был капитан II ранга Валерий Хаперский.

Однажды в Филиппинском море, кода К-45 находилась в подводном положении, у нее лопнула тяга вертикального руля. В море подобный ремонт невозможен. Можно было вернуться в Камрань на базу, но боевая задача не будет выполнена... И тогда командир подлодки капитан II ранга Валерий Хаперский решил продолжить плавание, управляя субмариной с помощью турбин и моторов, изменяя и удерживая намеченный курс. Две недели К-45 выполняла поставленную задачу в таком состоянии.
Но проблемы на этом не закончились... За десять суток до окончания плавания из-за неисправности пришлось отключить один реактор. К-45 так и пришла в Камрань в конце декабря без вертикального руля и одного реактора.

Фото:

Последний поход



В апреле 1985 года К-45 поставили в 30-й СРЗ ВМФ в бухту Чажма для очередного ремонта, как оказалось последнего. 10 августа 1985 года произошел тепловой взрыв реактора на К-431. Радиоактивное облако накрыло стоящие рядом подлодки, в том числе и К-45.

– Тогда все поняли, насколько опасна для жизни ядерная мощь, сконцентрированная и удерживаемая в стальном чреве реактора, – вспоминает Александр Конев.
В конце августа 1985 года корпус К-45 отмыли и вновь перегнали на базу в бухту Павловского, так и не завершив ремонт. Но в 1986-м ее вновь перебазировали в бухту Чажма, где по всем документам на подлодке продолжался ремонт, но никакого ремонта не было. Потому что не было финансирования. Это было «революционное» время перестройки и гласности. Завод «Звезда» тогда стоял.

Судьба подлодки К-45 решилась летом 1988 года: флотская комиссия произвела ее обследование, и было принято решение исключить корабль из состава ВМФ. 1 июня 1994 года К-45 поставили в очередь на утилизацию в завод «Звезда». В свой последний поход, из бухты Чажма до разделочного цеха К-45 вышла под командованием капитана I ранга Валерия Еременко. Через год ее разделали, превратив ее в трехотсечный блок.


15 июня 1995 года утилизацию закончили и трехотсечный блок отбуксировали в бухту Чажма. Так, тихо, без шума, прекратила свое существование К-45, первая атомная подлодка ТОФ.

За годы службы она прошла 197 894 морских мили. Отслужив верой и правдой 35 лет, она встала на «вечную стоянку» в бухте Чажма. По словам вице-адмирала Александра Конева, превращение первой атомной субмарины в музей, наподобие подлодки С-56 или корабля «Красный вымпел» не планировалось. 

Немає коментарів: