вівторок, листопада 09, 2010

На перехват американских атомных субмарин

 


В 1960-е годы на Тихоокеанском флоте только дизельные подлодки могли эффективно противодействовать военно-морским силам США
Дизельная подводная лодка проекта 613.

Когда в отечественных СМИ заходит речь о подплаве советского ВМФ 1960-х – конца 1980-х годов, почти исключительно говорится об атомных кораблях. Однако в тот период, на который, кстати, пришелся пик холодной войны, интенсивно действовали и дизельные подводные лодки. В том числе, разумеется, Тихоокеанского флота.



Так, когда в 1962 году разразился кубинский кризис, он, конечно, непосредственно затронул наши «европейские» флоты – Северный, Балтийский, Черноморский. Однако ТОФ также находился в повышенной боевой готовности (между прочим, даже проводилась запись добровольцев для помощи Кубе). Его дизельные подлодки (атомные еще не поступили), например, были развернуты в назначенных районах для выполнения поставленных задач.



ПОДГОТОВКА К БОЕВОЙ СЛУЖБЕВ чем они заключались? Дело в том, что по мере повышения активности ВМС США на театре все более актуальной становилась проблема противодействия усиливающейся угрозе стране с океанских направлений. Однако возможности ТОФа в этом плане были весьма ограниченны. Поэтому основная нагрузка легла на дизельные подлодки, и прежде всего на средние ПЛ проекта 613. Они были должны выявлять зоны боевого патрулирования американских атомных подводных ракетоносцев и других иностранных субмарин, обнаруживать и осуществлять слежение за авианосцами. Попутно проводилась отработка тактики одиночных и групповых действий ПЛ, осваивались новые районы плавания.

Эффективность выполнения этих задач соответствовала боевым возможностям, заложенным в проекты подлодок, но не могла в полной мере удовлетворять потребностям флота. Вместе с тем следует отметить, что действия этих ПЛ, с одной стороны, позволяли преодолевать неуверенность и даже кое у кого страх перед океаном и непосредственным контактом с силами противника, а также развивали у командования, штабов бригад, командиров и экипажей субмарин океаническое мышление, с другой – не позволяли противнику бесконтрольно господствовать в глубинах Тихоокеанского театра.



Вначале походы дизельных ПЛ на полную автономность (30 суток) назывались «автономками». Термин «боевая служба» появился позднее. В такие походы назначались подлодки, отработавшие полный курс боевой подготовки, технически исправные, со сроками проведения всех регламентных и ремонтных работ, не истекавшими до окончания «автономки». ПЛ, отправлявшаяся в поход, тщательно готовилась в пункте базирования: доукомплектовывался экипаж, пополнялись до полных норм боекомплект торпед, запасы топлива, пресной воды, ЗИП, продовольствия и др.



В боекомплект торпедного оружия подлодки входили 22 торпеды, в том числе две со специальными боевыми частями (сегодня это уже не представляет секрета). С учетом таких торпед ПЛ, хоть и дизельные, представляли грозную силу.



На продовольствии и вещевом имуществе остановлюсь несколько подробнее – это, полагаю, будет интересно читателям, особенно незнакомым со спецификой службы подводников. На дизельных ПЛ имелись небольшие холодильные камеры, объемы которых позволяли загружать свежие продукты (мясо, овощи, фрукты и др.) всего на трое суток. В течение остальных двадцати семи экипажи питались в основном консервами. Вместо хлеба выдавались черные и белые сухари. Можно только удивляться способностям наших коков, умудрявшихся из такого «набора» готовить разнообразные и вполне приемлемые по вкусовым качествам блюда. Много позднее появились консервированный сырой картофель в банках, белые батоны и буханки черного хлеба, запаянные в целлофан. В проекте ПЛ не было предусмотрено мест для хранения продовольственных запасов на полную автономность, поэтому все более или менее пригодные для этого пространства помещений корабля за магистралями, трубопроводами, приборами буквально забивались коробками, банками, мешками.



Специального обмундирования для автономных походов тоже не было. В качестве такового использовалось поначалу обычное солдатское белье. Сейчас как в дурном сне (и не без смеха) вспоминаются матросы и офицеры ПЛ в белых кальсонах, неровно обрезанных ножницами наподобие шорт, и с кусками обрезков от этих же кальсон на шее в качестве полотенец для вытирания пота. Понятно, во что превращалась такая «экипировка» через несколько суток у мотористов и трюмных машинистов. Длительные походы в южных широтах показали, что одежда подводников не подходит для плавания в жарком климате. Поэтому во второй половине 60-х годов на ПЛ стало поступать разовое белье (не подлежащие стирке майки и трусы) и тропическая форма, что существенно улучшило бытовые условия пребывания на боевой службе.



Несколько слов о комплектовании экипажей подводных лодок. Существовало жесткое требование: на ПЛ отбирать призывников с образованием не ниже среднего. Только в рулевые-сигнальщики разрешалось набирать матросов с семью классами школы. Ни о каких неуставных взаимоотношениях в экипажах лодок мы понятия не имели. И никаких случаев национального унижения или этнической групповщины на ПЛ в то время никогда не было и быть просто не могло (насколько мне известно, не отмечалось ничего подобного и в последующем, нет и сегодня на атомных субмаринах). Воспитание и подготовка матросов наряду с офицерами возлагались на старшин команд, которые, как правило, были сверхсрочниками с богатейшим опытом службы на ПЛ. От подъема и до отбоя они находились (по графику очередности и смены) со своими подчиненными.



После доклада командира о готовности к походу совершался контрольный выход лодки в море под руководством командира или начальника штаба бригады с участием офицеров штаба. На этом выходе проверялась готовность ПЛ и ее экипажа к решению предстоящих задач. По возвращении устранялись выявленные замечания, загружались свежие продукты и докладывалось в штаб эскадры о готовности корабля к походу. Учитывая отсутствие должного опыта первых походов и важность выполнения поставленных задач, ПЛ обязательно проверялись еще и штабом флота. Для этого лодка переходила во Владивосток, где и проводились окончательная проверка готовности к походу, инструктаж командира и офицеров специалистами штаба ТОФа, вручались пакет с заданием на поход, разведывательная карта с данными об обстановке на театре и по маршруту. Затем ПЛ выходила в залив Петра Великого, где ей назначалась точка погружения, откуда начиналось выполнение боевой задачи. Если командир отправлялся в «автономку» первый раз, то на ПЛ командировывался комбриг или начальник штаба, которые были старшими на походе и наравне с командиром несли командирскую вахту.



ЧЕРЕЗ ДВА МОРЯ – В ТРЕТЬЕМаршрут похода проходил из Японского моря через Корейский пролив в Восточно-Китайское море. ПЛ днем следовала в подводном положении, ночью – в надводном с подзарядкой аккумуляторной батареи. К Корейскому проливу подходили с началом темного времени суток и форсировали его в надводном положении по более глубоководному западному проходу, где несли дозорную службу сторожевые корабли и катера ВМС Южной Кореи. Однако в районе пролива постоянно находилось множество рыболовецких судов, что позволяло ПЛ маскироваться под гражданское судно.



Темного времени было достаточно для форсирования пролива и выхода в Восточно-Китайское море, где большие глубины давали возможность ПЛ погрузиться. Далее маршрут пролегал через один из проходов между островами Рюкю в Филиппинское море. Именно там, в северной и центральной его частях, назначались районы для поиска ПЛАРБ США. В районе действий «нарезались» подрайоны поиска и зарядки аккумуляторной батареи. Режим поиска был трехсуточным: трое суток патрулирование в подводном положении в назначенном подрайоне, затем всплытие в темное время суток, зарядка аккумуляторной батареи, с рассветом погружение и скрытный переход в следующие подрайоны поиска. Уровень шумности дизельных ПЛ был существенно ниже, чем у американских подводных ракетоносцев, что повышало вероятность обнаружения последних. Кроме этого, на каждую ПЛ, выходившую в автономный поход, прикомандировывалась группа отряда специального назначения (ОСНАЗ), которая осуществляла прослушивание сетей боевого управления ВМС США и других стран, перехват и расшифровку радиосигналов и радиопереговоров.



Одной из важнейших составляющих успеха деятельности ПЛ являлась ее скрытность, которой уделялось важнейшее внимание как на этапе подготовки, так при переходе и на патрулировании. Основную опасность для подлодок, находящихся в надводном положении, представляла базовая противолодочная авиация ВМС США, от которой не спасало и темное время суток, так как самолеты вели поиск с помощью РЛС. Станции обнаружения работы РЛС на субмаринах позволяли определять носитель (самолет или корабль), приблизительное направление на работающий радиолокатор и по мощности сигнала оценивать дальность до носителя. Эта, хотя и скудная, информация при грамотном ее использовании часто спасала от обнаружения ПЛ срочным погружением.

Немає коментарів: