четвер, листопада 11, 2010

Атомный подводный флот создавали молодые.

В СССР правительственное постановление о начале создания атомного подводного флота было принято лишь в 1953 году, когда американская «Наутилус» уже была реальностью. Причины такого отставания следует искать опять-таки в определении приоритетности новых видов вооружений, принятых еще при Сталине.
Согласно этой концепции, если можно так сказать, очередность в создании стратегических систем оружия была принята в следующем порядке – ядерная бомба (РДС-1, 1949 год), межконтинентальный бомбардировщик (Ту-95 и М-4, 1954 и 1956 годы), термоядерная бомба (РДС-6, 1953 год) и стратегическая ракетная техника (МБР Р-7, 1957 год). Атомные подводные лодки стояли в этой иерархии на последнем месте.

В 1948 году молодой физик Анатолий Александров, будущий академик, директор Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и президент Академии наук СССР, вышел на всемогущего шефа сталинской спецслужбы Лаврентия Берия с идеей создания подводных атомоходов, на что тот вполне резонно заметил, что «не следует распыляться, главное сейчас - Бомба». И он был прав. Страна, вышедшая из последней войны с огромными материальными потерями, не могла позволить себе конкурировать с Америкой в разработке всех новых видов вооружений, и вынужденно выбирала наиболее приоритетные в данный момент направления, в наибольшей степени отвечающие обеспечению ее безопасности.

Кроме того, программа создания атомных подводных лодок в советских военных кругах не была принята однозначно. Даже представители ВМФ, среди которых и был главком адмирал флота Николай Кузнецов, не понимали значения и перспектив развития атомных лодок. Но в Кремле работали люди, лучше адмиралов понимающих огромное значение для обороны страны нового вида военно-морских вооружений.

Концепция транспортного корабельного реактора была разработана группой И.В. Курчатова еще в 1950 году (этот реактор лег в основу строительства первой в мире атомной электростанции в Обнинске). 9 сентября 1952 года И.В. Сталин подписал правительственное постановление о создании двух рабочих групп по разработке атомной субмарины. Первая должна была заняться проектированием лодки, вторая – разработкой ядерного корабельного реактора. После выхода постановления о строительстве атомных лодок ответственность за создание первой советской АПЛ была возложена на инициатора программы А.П. Александрова. Проектирование лодки взяла на себя группа инженера-кораблестроителя, капитана I ранга В.Н. Перегудова. Непосредственным руководителем рабочей группы по силовой установке был назначен известный физик-ядерщик, директор НИИхиммаша (г. Горький) И.А. Доллежаль. Головным разработчиком самой атомной подводной лодки стало СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»). Строительство реактора было возложено на Горьковский машзавод. Всего в программе было задействовано 350 НИИ, КБ и заводов. Закладка головной АПЛ проекта 627 была произведена на судостроительном заводе №402 (Северное машиностроительное предприятие) в Северодвинске 24 сентября 1955 года.

В июне 1954 года в обстановке строжайшей секретности в специально отгороженном цеху СМП началась постройка опытной лодки. Одновременно в Обнинске разрабатывался ядерный реактор, который уже в 1956 году вывели на энергетический уровень мощности. Несмотря на значительные трудности в строительстве принципиального нового боевого корабля завод сумел завершить все производственные операции, начиная от закладки и кончая сдачей флоту, всего за 38 месяцев и 23 дня. 4 июля 1958 года АПЛ с тактическим номером К-3 (шифр «Кит», обозначение НАТО – Nowember («Ноябрь») начала ход на ядерной энергии. Ходовые испытания субмарины прошли успешно, и подлодка вошла в состав самого мощного советского военно-морского объединения – Северного флота, и с января 1959 года началась оптыная эксплуатация субмарины. В 1962 году ей было дано почетное наименование «Ленинский комсомол».

Следует сказать, что создание атомной подводной лодки пр. 627 преследовало в первую очередь стратегические задачи. Эта лодка должна была быть вооружена гигантскими торпедами Т-15 калибра 1550 мм и длиной около 24 м (!), оснащенными термоядерным зарядом РДС-37 мощностью до 3 Мт. АПЛ должна была этими торпедами обстрелять прибрежные города США и ее военно-морские базы. Но разработка этой торпеды не была доведена до конца, так как стало ясно, что баллистические ракеты будут значительно более эффективным средством решения стратегических задач, к тому же экспертная группа пришла к заключению о весьма большой проблематичности применения таких торпед. Ведь для того, чтобы произвести выстрел ядерной торпедой, подводной лодке требовалось подойти к берегам США на расстояние 40 км и уточнить свое место по береговым ориентирам с помощью РЛС, что, учитывая эффективность противолодочных сил США, было просто самоубийством.

Не дожидаясь окончания достройки и результатов испытаний, 22 октября 1955 года Совет Министров СССР санкционировал строительство крупной серии лодок улучшенного проекта 627А в количестве 12 единиц (К-5), не считая опытной лодки К-3. На испытаниях К-5 при мощности ЯЭУ в 80% от номинальной развила самую высокую в мире скорость подводного хода – 28 узлов. Расчеты показали, что при выходе реактора на макисимальную мощность скорость могла достичь 30 узлов. Программа строительства всей серии была завершена в 1964 году. Советский атомный подводный флот стал реальностью.

Одновременно с конкуренцией в освоении космического пространства две великие военные державы соперничали и под водой, прежде всего в освоении глубин Арктики. Здесь американцы со своим «Наутилусом» вырвались далеко вперед. Но и советское политическое руководство не планировало «подписать капитуляцию». После завершения опытной эксплуатации, отработки конструкций и механизмов в середине 1962 года К-3 начали готовить к выполнению первого в истории отечественного военного флота подводной одиссее на Северный полюс. 11 июля лодка вышла из базы и 15 июля всплыла на полынье на 84-м градусе северной широты, и на льду установили флаг СССР. 17 июля 1962 года субмарина достигла Северного полюса, но всплыть на макушке Земли не удалось – над АПЛ был лед толщиной 12 м.

Самой большой проблемой в ходе эксплуатации была недостаточная надежность парогенераторов ядерного реактора. Только в начале 60-х годов эта проблема была решена, но правительство СССР не решилось использовать АПЛ в ходе Карибского ракетного кризиса в 1962 году, хотя в то время в составе СФ было уже порядка десяти подводных атомоходов.

В создании атомной ПЛ было задействовано в общей сложности 135 предприятий и организаций всей страны, в том числе 20 КБ, 35 НИИ и около 80 заводов-поставщиков оборудования. В 1959 году 19 человек, руководивших программой создания первой советской атомной лодки, были удостоены Ленинской премии, из них пять человек из состава СКБ-143, а само конструкторское бюро награждено орденом Ленина. На базе проекта 627А была разработана и построена опытная лодка проекта 645 (К-27) с реакторами на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ). Проект большой АПЛ проекта 669 с мощным торпедным вооружением (теми же Т-15), разработанный в конце 50-х, не был реализован по причине начавшегося массированного конструирования атомоходов, оснащенных стратегическими баллистическими ракетами.
Источник "Военный паритет"

Немає коментарів: