четвер, листопада 11, 2010

АВТОНОМНОЕ ПЛАВАНИЕ

 Только подводники знают, что воздух Земли имеет запах, вкус и множество оттенков. Подняться из темной мертвой глубины, отдраить крышку верхнего люка, сделать первый глоток воздуха. Это как стакан водки натощак - говорят одни.
Сильнейший кайф, возможно, это и есть счастье - говорят другие. Самое же тяжелое, по единодушному мнению всех подводников, это полная оторванность от внешнего мира. В автономном плавании лодка идет в режиме радиомолчания. И есть всего пять причин, по которым оно может быть нарушено. Разумеется, причины эти исключительно государственной важности. И горько узнавать, возвращаясь из плавания, что кого-то из родных и близких не стало еще несколько месяцев назад. А ты был так далеко...


"Акулы" грустят на берегу

По сути, подводная лодка - это вызов природе, наглая и смелая попытка человека совместить несовместимое: водную среду, металл и огромное количество электроэнергии, вырабатываемой двумя реакторами. Аварии и ЧП, которые происходили и будут происходить на борту - своего рода цена за нарушение правил. А дисциплиной, которую подводники проходят с особой тщательностью была и будет "борьба за живучесть". Предмет этот учит выживать в любых, самых безнадежных, условиях. Спокойно и без паники(!) продолжать работу, когда вода уже плещет о потолок, и воздуха в измученных легких осталось на секунды, или, когда вокруг бушует пламя. Этих "или" может быть великое множество. И главное тут - наперекор древнейшему инстинкту самосохранения, который требует бросить все к чертовой матери и бежать от опасности подальше - задраить за собой люк, собственноручно перекрыть все пути к спасению и потом уже бороться за жизнь до последнего. Этот момент экипажем не обсуждается, но каждый сделает именно так. Должен сделать.
Когда-то подводный наш флот был одним из лучших в мире, вызывал хорошую профессиональную зависть и уважение у лидирующих в этой области Америки, Германии и Англии. Это значительно повышало авторитет: страны, способствовало укреплению дружеских отношений и создавалоло некоторое равновесие сил в мире. Не успели, например, американцы в 1985 году разместить свои "першинги" в Западной Европе, как наша субмарина уже залегла у берегов Кубы с ответным визитом. Подлетное время ракет с той и другой стороны - семь минут. Как выяснилось, в такой обстановке мир сохраняется гораздо лучше. Потенциальные наши неприятели были отлично осведомлены о состоянии каждой подлодки русской флотилии, включая и личные качества их командиров. Так же ударно работала и наша разведка. Сегодня аргументы нашей мощи звучат не так убедительно.
Если в СССР ежегодно на разных заводах выпускалось три - четыре лодки, то последние три года в воду не спущено ни одной. Начавшееся было строительство очередной лодки заморожено. То, что уже успели сделать, разрезали на куски металла, а экипаж, который прошел двухгодичное обучение в Центре - остался не у дел.
Более того, благополучно уничтожается то, что есть. Дивизия мощных ракетных крейсеров стратегического значения имеет шесть уникальных подводных лодок класса "акула". Аналогов подобным лодкам в мире нет и не будет. Начиненная баллистическими ракетами неограниченной дальности полета "акула" бесшумна, недосягаема для противника и может, не всплывая, продержаться под водой пять лет. Сегодня из шести "акул" в полной боевой готовности находится лишь одна. Остальные стоят с выработанным топливом и ржавеют. А, между тем, затраты на лодку подобного класса можно приравнять к стоимости небольшого города. Приблизительно такого, как Обнинск, города, где все начиналось...

Обнинск - колыбель Российских субмарин!

В 1952 году Берия доложил Сталину, что в Америке построена и скоро будет спущена на воду первая атомная лодка "Наутилус". Сталин дал команду: догнать и перегнать супостата. Пока лучшие ученые страны в Москве разрабатывали ядерный реактор для подводной лодки, в подмосковном городе Обнинске в 1954 году была пущена первая в мире атомная электростанция. Рядом с ней появился крупнейший институт ядерной энергетики. Очень скоро он стал базовым для всего Союза нерушимых и для многих стран мира.
Именно здесь и был обучен первый экипаж для первой подводной лодки К-1. Потом появились другие экипажи и другие лодки, а в Обнинске начал работать единственный в стране Центр обучения и переподготовки подводников. За 43 года здесь было обучено более четырехсот экипажей на различные виды подводных лодок. Каждый лодка - это что-то особенное, новое, и сначала к нему готовятся сами преподаватели. В шестидесятых годах в центре обучались сразу по 10-12 экипажей, сегодня не больше трех. Чаще всего обучение велось одновременно со строительством новой подлодки. В море выходил уже сплоченный, притертый экипаж, досконально изучивший свое будущее место службы. Над совместимостью членов команды, психологическим состоянием каждого работают специалисты лучшей в вооруженных силах психофизиологической лаборатории Центра.
Здесь изучается состояние человека в экстремальных ситуациях, поведение группы людей в условиях замкнутого пространства. Создана своя особая система тестирования, которую проходят все экипажи. На основе тестов выдаются различные рекомендации. Кто-то нуждается в отдыхе, кто-то в дополнительных тренировках, а кто-то и в срочной смене профессии... Самым уязвимым звеном в слаженной схеме подводной лодки оказался сам человек. Он смог придумать установки для переработки углекислого газа в кислород, соленой воды в пресную. Но не сумел защитить хрупкое свое и ломкое созна-ние. Предел относительно безвредного существования человека в замкнутом пространстве, в одном коллективе не превышает 90 суток. Дальше начинаются процессы, неконтролируемые, разруши-тельные для любой, самой крепкой психики:
раздражение, агрессивность, напряженный поиск смысла жизни, самобичевание по самым разным причинам и, наконец, сильное желание выйти, вырваться наружу. Пока рекордное время, которое выдержал человек под водой - 120 суток.
Недавно приезжали в Центр генералы из Звездного городка. Сказали, что ничего подобного еще не видели, и по оснащению тренажерного оборудования подводники ничуть не уступают кос-монавтам. Знали бы генералы, что денег на переоборудование уже давно не поступало, а в случае ремонта персонал использует все подручные средства. То же самое и с зарплатой преподавателей, среди которых адмиралы, бывшие командиры подводных лодок, капитаны первого ранга. Все они в мирное наше время успели повоевать, имеют богатейший боевой опыт и уже два месяца сидят без зарплаты. Чтобы прокормить семьи герои- подводники выкручиваются, как могут: таксуют, разгружают вагоны, сдают кровь.
- По сути, здесь так же, как и во всем подводном флоте, работают фанаты. И заложники, потому что деться им с подводной лодки некуда, - говорит заместитель начальника учебного Центра капитан первого ранга Владимир Светлаков, несколько лет отслуживший на знаменитой "акуле". - Как бы там ни было, именно на подводниках держится весь российский флот. Профессионализм наших моряков по-прежнему высоко ценится в мире, а традиции свято берегутся старыми офицерами и передаются новичкам. По-прежнему в подводники посвящают только после того, как горемыка-новичок выпьет полный плафон (скрученный с лампочки) соленой воды. Почему именно плафон никто не знает, но традицию блюдут. Труднее стало с другим милым обычаем - вернувшийся с боевого задания экипаж встречать на берегу с оркестром, пирогом и жареным поросенком. На сегодняшнюю зарплату подводников (офицеры - полторы тысячи, командир лодки - четыре) поросятами не разживешься. Но неизменно одно - выход в море для наших моряков по-прежнему событие, праздник. Им не платят достойной зарплаты, не дают пайковых, обходят с квартирами, а они просят лишь об одном - дайте возможность выйти в море. Люди хотят работать, честно делать то, чему их учили. И не всегда имеют такую возможность. Вот ситуация, над которой любая разведка сломала бы голову.

Последняя ласточка подводного флота?

Сейчас в Центре проходит обучение экипаж одного из самых современных атомных подводных крейсеров Тихоокеанского флота "Томск". Это последняя подводная лодка, изготовленная в нашей стране.
-Пока последняя, - поправляет капитан 3-го ранга, командир третьего дивизиона боевой части крейсера Сергей Гридин, - мы верим, что скоро положение изменится, иначе и быть не может.
В экипаже "Томска" сто человек, почти все офицеры: на лодке полно компьютерной техники, требующей высшего образования. В июле 1996 года лодка вышла в док и была опущена на воду. При моменте рождения по традиции присутствовал весь экипаж. Это очень сильное впечатление и для старых морских волков, и для желторотых матросов. Первую бутылку шампанского бьет о винты механик. Вторую - командир ракетной боевой части бросает в середину, туда где располагаются ракетные контейнеры, третью - командир лодки о носовую часть...
Из развлечений на крейсере - книги, видик, сауна, спортзал и зона отдыха с птичками, рыбками (выращенными в специальной лаборатории) и сменными картинками на стене. Тут тебе и поле, и лес, и Красная площадь, конечно. Есть на "Томске" еще и неуставная кошка Машка, которая хоть и не из спецлаборатории, но к жизни под водой адаптировалась прекрасно.
Обязательными для подводников остаются 150 граммов сухого вина и шоколад. В пору горбачевской борьбы за трезвый образ жизни нашлись умники, которые потребовали вино на борту запретить. Специалисты провели серьезные исследования и сказали однозначно - лучшего мотора для желудка человека, ведущего малоподвижный образ жизни, чем вино, нет. Борьбу за трезвость на подлодках отменили.
Тема номер один в автономном плавании - девушки. По девушкам начинают скучать сразу, как только лодка отходит от пирса. И здесь не помогают ни фильмы, ни книги, ни зоны отдыха.
Наши ребята здорово завидуют американцам, которым при каждой возможности доставляют на "Боингах" друзей, близких и любимых. Американцы справедливо полагают, что это значительно повышает боевой дух членов экипажа. Видимо, боевой дух русского подводника должна поднимать исключительно любовь к Родине.
-Под водой сегодня легче, чем на земле, - сказали на прощание ребята с "Томска", последней пока выпущенной в России лодки. Не надо думать о деньгах, бытовых проблемах. Надо только стараться, "чтобы усталая подлодка из глубины пришла домой..." Обязательно пришла.
http://submarine.id.ru/cp/z93.shtml

Немає коментарів: