Хочется рассказать об удивительном человеке - Александре Михайловиче Устьянцеве. Родился он в 1931 году в г.Шумиха Курганской области и детство его было трудным - репрессии, коснувшиеся его семьи, война, мать, оставшаяся одна с тремя детьми... Устьянцев - выпускник ТОВВМУ им. С.О. Макарова - окончив его в 1953 году и затем Курсы офицерского состава подводного плавания, был назначен командиром минно-торпедной группы на дизельную ПЛ 613 пр., на которой прошел путь до должности старпома.
В 1961-м году Александр Михайлович заканчивает с отличием Высшие специальные офицерские ордена Ленина классы (ВСООЛК, отделение командиров подводных лодок) и назначается на должность старпома головной атомной подводной лодки пр. 675 с крылатыми ракетами на борту, а уже в 1963 году становится командиром этой лодки. В 1970, будучи уже в звании капраза, Устьянцев оканчивает с отличием Военно-морскую академию и становится заместителем командира дивизии атомных ПЛ. А уже в 1971 году он получает назначение на должность начальника штаба бригады строящихся подводных лодок в Северодвинске, где на Северном машиностроительном предприятии создавались эти подводные крейсера. Когда в 1974-м была сформирована первая дивизия РПКСН пр.667Б, Устьянцев назначается на должность замкомдива.
14 лет своей жизни Александр Михайлович отдал Гремихе, где начинал он на должности заместителя командира дивизии по боевой подготовке, а уже в 1975-м - стал командиром дивизии РПКСН. В 1982-м мы видим Устьянцева командующим флотилией РПКСН в звании вице-адмирала. (В 1995-м году, уже после смерти Александра Михайловича, решением коллегии администрации г. Мурманск-140 (Гремиха) центральная улица города была названа его именем).
Но вернемся дальше к описанию жизненного пути Александра Михайловича. 1988 год, Устьянцев назначается председателем Постоянной комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ и переезжает в Москву, где продолжает активно и самоотверженно работать. В частности, он возглавлял Правительственную комиссию по проведению испытаний тяжелого атомного ракетного крейсера "Михаил Калинин", позднее переименованного в "Адмирал Ушаков". По окончании испытаний - госпиталь, где ему была сделана сложная операция. Но, не дождавшись окончания сроков реабилитации, Александр Михайлович отправляется руководить государственными испытаниями нового тяжелого авианесущего крейсера, позже получившего имя "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов" - "Кузя", как любовно называют его моряки.
"Адмирал Кузнецов" / Фото взято из "Яндекса"
Собственно, эпизод, о котором бы мне хотелось рассказать вам, как раз и связан с этим кораблем. 1992-й год, Севастополь - сами понимаете, какие времена на дворе и насколько напряжена обстановка. Возникла реальная угроза захвата крейсера украинскими самостийцами. А.М.Устьянцев был назначен командовать переходом отряда кораблей во главе с "Кузнецовым" на Север. Задача эта была не из легких. Помимо трудностей, возникающих из-за постоянных провокаций со стороны Украины, имелись определенные затруднения, связанные с проходом через пролив Босфор, т.к. дни прохода устанавливала Турция по российским запросам. Соответствующие разрешения были получены. Но, естественно, что о дате предстоящего перехода известно и украинской стороне, а потому глупо было бы питать иллюзии по поводу того, что они не приложат все усилия для того, чтобы сорвать переход корабля.
Тогда А.М.Устьянцев пошел на военную хитрость. По открытой связи с борта крейсера он звонит Главкому ВМФ и сообщает, что на "Кузнецове" обнаружена неисправность в машине, для устранения которой требуется несколько дней, и поэтому переход крейсера осуществлен быть не может. (Естественно, все это прослушивалось укрофлотцами). На этом связь оборвалась и больше "Кузя" не отзывался. Как вспоминает тогдашний Главком В.Н.Чернавин: "Утром на следующий день оперативный дежурный мне доложил, что ТАКР «Кузнецов» вчера вечером с наступлением темноты снялся с якоря и в настоящее время подходит к Босфору…"
Переход, ставший последним морским походом для А.М.Устьянцева, прошел благополучно. К великому сожалению, в 1993 году, Александр Михайлович скоропостижно скончался от сердечного приступа. Это был поистине уникальный, живой человек - легендарная для флота личность. Его любят и помнят сослуживцы и все, кто с ним работал, с кем ему доводилось встречаться по жизни. Мой дядя, служивший на Северном флоте, тоже знал Александра Михайловича и одно время находился с ним в близких приятельских отношениях. Слушая его рассказы, я понимаю, какой же это был Человек!
Устьянцев всегда говорил:
"Моряки делятся на две группы. В первую входят те, кто всю жизнь учит, как надо брать пеленга, а во вторую - те, кто всю жизнь их берет".
И несколько строк из комментариев, хотя интереснее прочитать их все. Заметим, статья опубликована в "странный день независимости России".
... все-таки, дело в качественной характеристике сегодняшних людей, как бы это грустно или предвзято (ну, потому что это только мнение) ни звучало - они теряют в своей "настоящности". Если оглядеться вокруг - что мы видим?
Я имею в виду, возвращаясь к изначально поднятой теме - все меньше и меньше настоящих людей остается, живых. Все больше прикрываются какой-то малозначительной мишурой, которая прячет суть. А может быть даже и растворяет в себе (суть эту).
Это все к одному - мне кажется, что чем больше навязанности и показухи - тем меньше настоящего...
Показательно, что это именно 1992 г., полнейшая дезориентация в умах относительно того, что есть Россия и как с ней быть и как в ней жить... в общем - схоже с 1917-18 гг. И вдруг находятся такие люди, которые Знают...
Наконец, второй источник - приведем только ссылку на него - Авианосец. Юрий Иванович Макаров. Автор, один из организаторов судостроительной отрасли СССР, директор Черноморского судостроительного завода, немало строк посвятил совместной работе с А.М.Устьянцевым, назначенно в 1988 году председателем Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ: "вице-адмирал Александр Михайлович Устьянцев, смелый, решительный, мужественный, опытный и мудрый человек. Успех пробного выхода корабля в 1989 году, испытаний и сдачи корабля Флоту в 1990 в решающей степени зависел от него. Он понимал, что в создании авианосца все неординарно и сам принимал неординарные решения."
Ждем высоких гостей. Устьянцев. Макаров. На полетной палубе после пробного выхода: Макаров, Устьянцев, Рогов.
Немає коментарів:
Дописати коментар