четвер, листопада 04, 2010

Спуск на воду ядерной подводной лодки «Устрашающая». Выступление Президента Французской Республики


Неофициальный перевод
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Спуск на воду ядерной подводной лодки «Устрашающая»
Шербур – пятница 21 марта 2008 года
Дамы и Господа! Господин Президент, благодарю за блестящую работу! Господин Министр, уважаемый Эрве МОРЕН! Господин Министр, уважаемый Жан-Мари БОКЕЛЬ! Дамы и Господа, уважаемые парламентарии! Господин Мэр! Господин Генерал! Дамы и Господа!

Быть в Шербуре среди вас и приветствовать всех, кто участвовал в строительстве «Устрашающей», четвертой подводной лодки нового поколения наших стратегических сил большая честь для меня. В 1967 году здесь же генерал де Голль приветствовал ваших коллег, построивших «Грозящий». Как и ваши ветераны, вы можете гордиться созданной вами подводной лодкой, символизирующей высокие технологии и стремление Франции сохранить возможность распоряжаться своей судьбой. Немногие страны мира могут позволить себе такие промышленные и технологические прорывы. Нужны были десятилетия практики, чтобы овладеть этими технологиями и для некоторых наших партнеров было сложно восстановить упущенное время. Сегодня я хочу сказать, что Франция гордится вами. Я прибыл, чтобы от имени Франции отдать должное вашему труду и вашим знаниям.
Ядерные подводные лодки, оснащенные ракетами, являются основной составляющей сил нашего ядерного устрашения. Мы выражаем благодарность рабочим, инженерно-техническому составу, военным и гражданским научным работникам. Я прибыл, чтобы сказать вам, что поддержка профессиональных знаний на самом высоком уровне, необходимых для ядерного устрашения, является основной целью нашей безопасности.
Я вспоминаю тех 11 французов, которые погибли в покушении в Карачи 8 мая 2002 года, ваших коллег, друзей, мужей, отцов. Я знаю, что их близкие находятся среди нас, я сказал им, что встречусь с ними совместно с Министром Обороны в течение ближайших двух недель в Елисейском дворце и расскажу о ходе расследования. Я хотел бы выразить им свое соболезнование. Франция не забыла и никогда не забудет их.
Я знаю, сколько преданности и мужества требуется тем, кто сталкивается с опасностью для обеспечения нашей безопасности и мира в Европе и во всем мире. От имени всех французов я хотел бы передать им свою поддержку и благодарность. Франция гордится своими солдатами, Франция доверяет им.
Почести, которые Франция воздала в прошлый понедельник ветеранам Первой Мировой войны, напомнили нам, если это было необходимо, что прошлое Европы представляло из себя поле битвы, скажем честно, разрушений. Основные конфликты происходили именно между европейскими странами. Благодаря европейскому строительству и Северо-Атлантическому Альянсу мы сохранили мир в Европе. И никогда еще наша национальная безопасность не была так тесно связана с безопасностью наших европейских союзников и партнеров. Наш общее будущее – это будущее Европейского Союза, а за его пределами, всех народов, которые разделяют наши ценности : мир, свобода, братство, защиту равенства и незыблемого достоинства человека, вне зависимости от национальности, вероисповедания и цвета кожи.
Однако мир не достигнут. Размах широкомасштабного терроризма нам это показал. В настоящий момент мы сталкиваемся с утверждением новых держав, новых устремлений, новых угроз и нового противоборства. К этому следует прибавить риски, связанные с конкуренцией за доступ к сырью и энергии, поворотом к разработке технологий агрессивной направленности и, конечно, климатические изменения. В этом взаимозависимом мире наши интересы не имеют границ, даже если они определены географически.
Мир изменился с момента принятия Белой книги 1994 года, в которой содержались выводы эпохи окончания холодной войны и войны в Персидском заливе. Мир изменился, стал менее стабильным, более изменчивым, более сложным. Это не обязательно означает, что он стал более опасным, это означает, что он стал менее предсказуемым. У нас появились другие уязвимые места и наша стратегия должна быть пересмотрена в соответствии с этим. Я не хочу и не имею права на то, чтобы Франция, как часто бывало в прошлом, готовилась к прошедшей войне или была застигнута врасплох неожиданным стратегическим поворотом событий.
На мне лежит ответственность за обеспечение того, чтобы наши вооруженные силы были всегда способны отразить угрозы, с которыми сталкивается Франция. Я хочу проводить оборонительную политику, в которой Франция нуждается сегодня, а не старую оборонительную политику, базирующуюся на прошлых убеждениях и привычках. Именно поэтому я обратился с просьбой о подготовке новой «Белой книги по обороне и национальной безопасности», а не только по обороне. Потому что отныне безопасность французов зависит и от происходящего вдали от наших границ, и внутри страны.
По этой же причине я хочу, чтобы мы рассматривали проблемы лицом к лицу. Я должен обеспечить прозрачность, сказать правду нашей армии, я должен сказать правду всем французам.
Правдивость заключается в следующем : после моего избрания Президентом финансовая ситуация в стране была более, чем сложной : чтобы достичь армии 2015 года, нужно было бы, по прогнозам Министерства Обороны, ежегодно увеличивать ее бюджет на 6 миллиардов евро, то есть обеспечить 40% прирост. Можно ли считать эту цель реалистичной?
Эти финансовые перспективы ведут в тупик, они несовместимы с теми обязательствами, которые я взял перед французами и нашими европейскими партнерами по обеспечению оздоровления французских финансов, в которых уже более 25 лет существует бюджетный дефицит.
Я не хочу следовать методам прошлого, которые привели к нынешней ситуации, в которой все проигрывают : национальное сообщество, у которого есть законное требование обеспечения обороны и безопасности на должном уровне ; глава государства, правительство, Парламент стоят перед необходимостью болезненных переориентаций, это касается, прежде всего, армий, которые должны постоянно сожалеть об отставании главных программ вооружения со всеми вытекающими последствиями : устаревание оборудования и рост затрат на его обслуживание. Я отказываюсь быть поставленным перед фактом, не имя возможность действовать. В задачу любой администрации и военной, и гражданской входит приложение всех усилий для обеспечения свободы действия Президента и правительства. Долг любого ответственного политического деятеля – это создание поля деятельности для обеспечения наиболее полного осуществления его способности решения.
Я принял решение строить будущее, имея несколько простых ориентиров :наша стратегия, наши амбиции, наши союзы , европейские цели. И простой принцип : абсолютно исключаю возможность потери контроля. Оборонный бюджет является вторым по значимости в государстве. Он останется без уменьшений, я уже взял на себя эти обязательства, я их торжественно повторяю. Но я бы предложил выбор, слишком давно отставляемый в сторону, выбор, который смог бы сочетать защиту французов, независимость страны и ее финансовый суверенитет.
Для ориентации усилий Франции в военной области я бы не опирался на старые аналитические исследования, сделанные пятнадцать лет назад. Я попросил создать Белую книгу начала XXI века, в которой будет изложена глобальная концепция обороны и национальной безопасности нашей страны и ее интересы на пятнадцатилетнюю перспективу. Опираясь на крупные задачи, которые стоят перед нашими вооруженными силами, Комиссия должна четко сформулировать направления деятельности, которые предоставят возможность нам с Министром Обороны сделать стратегический и политический выбор.
Комиссия, занимающаяся разработкой Белой книги, признала модель армии 2015 устаревшей. Более того, все знают, что она нереальна, но французам об этом никто не сказал, так вот я говорю об этом. Я отказываюсь опираться на эту модель армии, это простая констатация отказов. Беспрерывное продолжение недостижимых моделей – это напрасный труд. Напрасны и надежды построения подходящей модели, ограничиваясь констатацией деградации устаревших моделей. Впрочем, существует ли незыблемая модель обороны нашей страны? Угрозы меняются, наша стратегия изменяется, не должны ли наши усилия в военной области тоже обновляться ?
Для обеспечения защиты французов, необходимо, чтобы оборонительные инструменты были самыми оперативными, самыми эффективными. Я сделаю из этого самые реалистичные выводы.
Мы будем заниматься реформами. Эти полномочия мне дали французы. Процесс реформирования и показательной рационализации, который уже начат Эрве Мореном, принесет пользу и самой обороне и тем, кто ей служит.
Для того, чтобы мы могли конструктивно и открыто подготовить этот процесс, я сделал выбор в пользу дискуссии.
Комиссия, которая занимается подготовкой Белой книги под председательством Жан-Клода Малле, включает в себя специалистов совершенно разных специальностей. С самого начала деятельности на каждом этапе рассмотрения проекта она работает в тесном сотрудничестве с Парламентом. Пройдут консультации сенатской и парламентской комиссий по подготовке Белой книги. Белая книга будет представлена Премьер Министром Парламенту. Мне хотелось самому это сделать, как верховному главнокомандующему, но на данном этапе Конституция запрещает это. Мне бы хотелось, чтобы в ходе следующего пересмотра Конституции, было исправлено то, что стало ненормальным, чтобы были расширены полномочия Парламента, в частности, в отношении всего, что касается наших оборонных усилий. Дискуссия должна продолжаться, пока это необходимо. Парламент выскажет свое мнение по поводу выбора, сделанного мной совместно с Премьер Министром и Министрами, потому что новый закон, касающийся военного планирования, будет представлен Парламенту.
По мере необходимости я выскажу свои соображения и дам разъяснения французам. Вы можете быть уверены, что я возьму всю ответственность руководителя, потому что больше беспокоит именно отсутствие решения, а не перспектива выбора. Выбор будет сделан в пользу более прагматичной, более подходящей оборонной политики, которая отвечает высоким устремлениям Франции а Европы.
Моим наиважнейшим долгом, в качестве главы государства и главнокомандующего армии, является обеспечение безопасности Франции, ее территории, ее народа, ее республиканских институтов в любых обстоятельствах. Чтобы в любых обстоятельствах наша национальная независимость и независимость принятия решения были сохранены.
Ядерное устрашение является наивысшей гарантией. Осознание этой реальности – это то бремя ответствености, которое лежит на каждом Президенте Французской Республики. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами размышлениями по этому поводу.
Конечно, рассматривая пятнадцатилетнюю перспективу Белой книги, я не вижу для Франции риска вторжения. Но есть другие угрозы нашей безопасности. Продолжается наращивание некоторых ядерных арсеналов. Продолжается распространение ядерного, биологического и химического оружия и ракет среднего и дальнего радиуса действия.
Сегодня каждый должен отдавать себе отчет о том, что баллистические ракеты держав, даже находящихся далеко, могут достичь Европы менее чем за полчаса. Сегодня только крупные державы располагают такими средствами, Но другие станы в Азии или на Среднем Востоке усиленными темпами развивают возможности баллистических ракет.
Я имею в виду, в частности, Иран. Иран увеличивает дальность своих ракет, в то время как его ядерная программа вызывает серьезные подозреиия. На кон поставлена безопасность Европы.
Перед лицом ядерного распространения международное сообщество должно быть сплоченным и решительным. Поскольку мы хотим мира, мы не должны проявлять слабость перед теми, кто нарушает международные нормы. Но все те, кто их соблюдает, имеют право справедливого доступа в ядерной энергии в мирных целях.
Но мы должны быть готовы и к другим рискам помимо распространения. Наши потенциальные агрессоры имеют безграничное воображение, чтобы воспользоваться уязвимостью западного общества. А завтра технологический прогресс может создать новые угрозы.
Именно поэтому мы привержены нашему ядерному устрашению. Оно предназначено только для обороны. Использование ядерного оружия, естественно, могло бы быть применено только в крайних обстоятельствах законной обороны, право на которую закреплено в Хартии ООН.
Наше ядерное устрашение защищает нас от любой агрессии, направленной против наших жизненных интересов со стороны других государств, откуда бы она ни исходила и какую бы форму ни принимала. Наши интересы включают, конечно, составляющие элементы нашей идентичности и нашего существования как национального государства, а также свободное осуществление нашего суверенитета. Моя ответственность как главы государства заключается в том, чтобы оценить в любой момент его границы, потому что в изменяющемся мире он не может оставаться неизменным.
Все те, кто решил бы угрожать нашим жизненным интересам получил бы достойный отпор со стороны Франции, который привел бы к недопустимым для них потерям, несопоставимым с их целями. В этом случае целью в первую очередь стали бы центры политической, экономической и военной власти.
Мы не можем исключить, что противник будет иметь ложное представление о наших жизненных интересах или о нашей решимости их отстаивать. В этом аспекте ядерного устрашения, вероятно, будет возможно организовать ядерное предупреждение, которое определит нашу решимость. Оно могло бы быть предназначено для восстановления ядерного устрашения.
Для того, чтобы ядерное устрашение было эффективным, глава государства должен располагать целой гаммой решений перед лицом угроз. Наши ядерные силы были приведены в соответствие. Они и сейчас продолжают быть таковыми. Межконтинентальная ракета М 51, которой будет оснащена подводная лодка «Устрашающая» после ее внедрения в 2010 году и ракета ASMPA, которая будет установлена на «Рафаль» с этого года, соответствуют тем аналитическим исследованиям рисков Белой книги.
Я убежден, что необходимо сохранять две ядерные составляющие – океанскую и авиационную. Действительно, их соответственные характеристики, в частности, по дальности и точности, делают их взаимодополняемыми. Чтобы противостоять любым неожиданностям, глава государства должен иметь возможность постоянно рассчитывать на них.
Для сохранения свободы действия оборонные возможности противоракетной обороны при противодействии ограниченному удару могла бы быть полезным дополнением ядерного устрашения, конечно, не заменяя его. Мы не должны упускать из вида то, что противоракетная оборона никогда не будет достаточно эффективной в деле защиты наших жизненных интересов. По этому вопросу Франция сделала выбор в пользу прагматического решения. В этом ключе мы принимаем участие в совместной деятельности в рамках Северо-Атлантического Альянса, уважаемый Эрвэ Морен. У нас есть серьезные технические знания в этой области, они могут использованы в нужный момент
Обеспечение безопасности нации стоит дорого. Ежегодно, ядерное устрашение обходится французам в половину бюджета, предназначенного на юстицию или на транспорт. Безусловно, эти расходы должны быть управляамыми, насколько возможно, в контексте всего сказанного мною ранее. Но я готов нести эти расходы. Дело не в престиже или табеле о рангах, это связано с жизнеобеспечением нации.
Наше ядерное устрашение учитывает изменения, происходящие в мире, в наших альянсах и в европейском строительстве.
Совместно с Великобританией мы приняли очень важное решение, мы констатировали, что ситуация, когда будут затронуты жизненные интересы одной страны и не затронуты другой невозможна.
Что касается Северо-Атлантического Альянса, его безопасность тоже базируется на ядерном устрашении. Ядерные силы Великобритании и Франции способствуют этому. Это является составной частью стратегической концепции Северо-Атлантического Альянса с 1974 года и до сих пор остается актуально. Я заявляю всем нашим союзникам : Франция была и будет верна своим обязательствам, изложенным в V параграфе Северо-Атлантического договора.
Для Европы реальностью является наличие французских ядерных сил, это важнейший элемент европейской безопасности. Агрессор, который захочет напасть на Европу, должен иметь это в виду.
Давайте вместе сделаем логические выводы: я предлагаю нашим европейским партнерам, которые этого захотят, провести открытый диалог о роли ядерного устрашения и его вкладе в нашу общую безопасность.
Наша заинтересованность в безопасности наших европейских партнеров является естественным выражением нашего тесного единства. В этом смысле Лиссабонское соглашение представляет собой исторический шаг вперед.
Теперь я хотел бы поговорить о разоружении, Это та тема, о которую я хочу говорить с реалистических и здравых позиций. Когда международная безопасность улучшается, Франция принимает это к сведению. Так она сделала по окончании холодной войны.
Вместо того, чтобы произносить речи и давать обещания, ничего не делая конкретно, Франция действует. Она соблюдает свои международные обязательства, в частности, Договор о ядерном нераспространении. Сегодня она имеет показательный, единственный в мире результат по ядерному разоружению. Франция является первым государством совместно с Великобританией, подписавшим и ратифицировавшим договор о полном запрещении ядерных испытаний; Франция является первым государством, решившим закрыть и демонтировать свои установки по производству расщепляющихся материалов для взрывных устройств; Франция - единственное государство, открыто демонтировавшее свою площадку для ядерных испытаний, находящуюся в Тихом океане; Франция - единственное государство, демонтировавшее свои ядерные ракеты класса земля-земля; Франция - единственное государство, добровольно сократившее на треть количество своих атомных подлодок, способных запускать ракеты.
Франция никогда не участвовала в гонке вооружений. Франция никогда не разрабатывала все типы вооружений, которые ей могли бы позволить ее технологические возможности. Франция применяет принцип строгой достаточности: она поддерживает свой арсенал на самом низком возможном уровне, соответствующем стратегическому контексту. Этого принципа я придерживаюсь. Сразу после вступления в должность, я потребовал, чтобы эта строгая достаточность была подвергнута переоценке.
Это привело меня к тому, чтобы принять решение о новой степени разоружения: что касается авианесущей составляющей, количество ядерных вооружений, ракет и самолетов будет сокращено на треть.
Я также решил, что Франция может и должна быть прозрачной, что касается ее ядерного арсенала, как никто другой в мире еще не поступал.
После этого сокращения наш арсенал будет иметь менее 300 ядерных боеголовок. Это половина от максимального количества боеголовок, которое мы имели во время холодной войны.
Обнародуя эту информацию, Франция полностью прозрачна, потому что у нее нет никакого другого оружия помимо своих оперативных запасов. Более того, я подтверждаю, что наше оружие не направлено против кого-либо.
Наконец, я решил пригласить международных экспертов, чтобы они засвидетельствовали демонтаж наших установок по производству расщепляющихся материалов в военных целях в Пьерлатте и в Маркуле.
Но не будем наивными, основой коллективной безопасности и разоружения является обоюдность.
Сегодня в мире восемь государств заявили о том, что они проводили ядерные испытания. Я предлагаю международному сообществу план действий, к которому я призываю решительно присоединиться ядерные державы до начала конференции по Договору о ядерном нераспространении в 2010г.
Я приглашаю также все страны ратифицировать Договор о полном запрещении ядерных испытаний, начиная с Китая и США, подписавших его в 1996г. Пришло время его ратифицировать.
Я призываю все ядерные державы демонтировать свои площадки для ядерных испытаний открыто и прозрачно для мирового сообщества; Я предлагаю безотлагательно начать переговоры по договору о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия; и установить немедленный мораторий на производство этих материалов; Я приглашаю пять ядерных держав, признанных Договором о ядерном нерапространении, договориться о мерах прозрачности; Я предлагаю начать переговоры по договору о запрещении ракет класса земля-земля малой и средней дальности; Я призываю всех присоединиться и реализовать Гаагский Кодекс действия против распространения баллистических ракет, как это сделала Франция.
Параллельно, международное сообщество должно мобилизоваться во всех остальных областях разоружения. И здесь тоже Франция внесет свой вклад.
Дамы и Господа,
Я пришел, чтобы передать Нации простое послание: ее безопасность будет обеспечена перед лицом мировых угроз и Франция в полной мере сыграет свою роль для защиты мира и своих ценностей. Я хочу, чтобы Франция имела амбиции достойные ее истории.
Это заставляет быть прозорливыми в отношении реальностей и стратегического выбора. Это заставляет иметь мужество принимать необходимые решения. Вы можете рассчитывать на меня – я это сделаю.
Помимо всего прочего это заставляет быть ясным и твердым в отношении главного. А главное - это защита жизненных интересов Франции.
Здесь, в Шербурге, я объявляю себя их гарантом. Франция не отступит.

Немає коментарів: