В составе российского флота имеется некое "соединения атомных глубоководных станций", которое формально входит в состав Северного флота, но по факту напрямую подчиняется Главному разведывательному управлению.
Что такое эти "глубоководные станции"? Это, оказывается, сверхсекретные атомные подводные лодки, имеющие совершенно уникальные технические характеристики, интересную схему применения и не совсем понятное назначение. В состав соединения атомных глубоководных станций входят устаревшие стратегические атомные подводные лодки (например АПЛ "Оренбург"), переоборудованные в носители сверхмалых подводных лодок (В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки.), сами сверхмалые подводные лодки и, как раз те самые глубоководные станции. Последнее - это как раз то, ради чего все это соединение и задумано, по всей видимости.
В 80ых годах в Совестком Союе начали появляться странные атомные подводные лодки, которые были заявлены как экспериментальные "для исследования новых типов атомных реакторов", подводные лодки были лишены какого либо вооружения, но отличались тем, что могли работать на глубинах около 1000 метров (по некоторым данным больше). Кроме того, видимо, подлодки снабжены водолазными шлюзовыми камерами. Судя по всему, данные подлодки предназначены для продолжительного залегания на грунте, их функционирование обеспечивается носителями сверхмалых подлодок, которые, используя свои аппараты, осуществляют переправку грузов (людей? информации?) между лежащей на грунте глубоководной станцией и носителем.
Самой известной такой станцией является первая из них - АС-13 тип "1910 Кашалот", это единственная из этой серии лодка, фотографии которой я смог найти в интернете
О ней есть более-менее подробная информация
Цитата |
Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта "1910 Кашалот". Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов. «Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицируется АПЛ проекта "1910 Кашалот" в ВМФ).
АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10 000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта.
Вплоть до 1986 года АПЛ тип "1910 Кашалот" не числились в составе Военно-морского флота, в то время как вовсю покоряли глубины морского океана. Подлодки числились за отдельным подразделением Генерального штаба, которое работало в интересах Главного разведуправления. В 1986 году корабли вошли в состав ВМФ лишь косвенно. На флот возлагались лишь отдельные вопросы обеспечения, управление же по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. |
По некоторым данным, в носовой части Кашалота расположены манипуляторы для каких то тонких работ. Кроме того, в соединение были включены АС-15 "Рысь" (тот же проект 1910) и АС-21, АС-23 и АС-35 нового проекта 1851. По некоторым данным, АС-15 работали на катастрофе "Курска", имеется фото
Почему в случае с Курском такие супер аппараты не смогли ничего сделать и пригласили иностранцев? В интернете высказывается циничное мнение, что после осмотра было принято решение не светить секретные технологии, т.к. было ясно, что никого уже не спасти.
Теперь самое интересное.
Цитата |
Подводные лодки проекта 210 («Лошарик») были разработаны конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Проект 210 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Строительство подводной лодки проекта 210 велось с 1988 года, а в 1990-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения оно было законсервировано и в начале 2000-х годов было продолжено.
Разработка и строительство ПЛ велись в условиях высокой секретности. Число занятых в процессе строительства ПЛ рабочих и инженеров жёстко регламентировалось в продолжение 15 лет, ушедших на строительство этой подводной лодки.
Подводная лодка 13 августа 2003 года была выведена со стапеля № 42 завода «Севмашпредприятие». На торжественной церемонии вывода ПЛ со стапеля присутствовал Главком ВМФ Владимир Иванович Куроедов и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду |
По некоторым данным, аппарат данного проекта способен работать на глубинах до 6000 метров! Кроме того, предположительно "210" - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Считается что лодка на определенной скорости становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану."
Это все, что можно найти про эти лодки в открытом доступе. Никаких картинок, ничего.
То, что лодки по заказу ГРУ продолжают строится, да еще и в такой обстановке секретности, свидетельствует о том, что их кто то использует. Кроме того «по некоторым данным, более десяти офицеров соединения атомных глубоководных станций, включая командира, были удостоены звания Героя России», а значит аппараты активно используются.
А вот как все это добро используется, лично мне не совсем понятно. Цепляться к подводным кабелям, забрасывать пловцов в тыл врага - это очевидные варианты, которыми врядли исчерпывается функционал стой дорогостоящей и сложной системы вооружения. Видел предположения, что такие лодки могут собирать обломки с мест испытания секретных вражеских ракет - сомневаюсь, уж очень сложно эти обломки обнаружить в замусоренном океане. Видимо есть еще что то, что на ум не приходит, для чего нужны глубины погружения 6000 метров и манипуляторы в носовой части, перехватывать информацию с подводных кабелей можно и более дешевыми методами. То, что на эти системы деньги выделялись даже в 90ые годы, свидетельствует об их крайней важности.
По ссылкам еще немного информации
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%...D0%BA%D1%82_210
http://www.aprk-omsk.ru/novoe/gru-kontroli...glubinyi-3.html
http://shipbuilding.ru/rus/articles/losharik/
http://ship.bsu.by/ship.aspx?guid=102179
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/31840/
Немає коментарів:
Дописати коментар