неділя, листопада 14, 2010

Как система расправилась с командиром атомной субмариной.Адмиралы прикрывали свою задницу..

"В сентябре, в небе над Камчаткой, грохнули "боинг". СССР демонстрировал нерушимость своих границ. А тут у подводников такой позорный случай... Надо было врезать виновному на полную катушку. "Если бы такая авария случилась далеко от базы, - сказал Суворову адмирал Сорокин, начальник Главного политического управления ВМФ, - все были бы награждены высокими правительственными наградами. А так уж очень близко утонули. Некрасиво".
Суворов был заложником системы, которой преданно служил всю свою жизнь. Чиновники ее дело свое знали. Все документы, проливающие свет на аварию, были заменены новыми. Журнал дифферентовки, который командир вынес на груди, покидая лодку, "потеряли". Его обвиняли во всем - те самые люди, которых он выручал, те самые начальники, которых он покрывал, подписывая бумажки задним числом". Следствие тянулось полтора года. Все открестились от командира. За это время всех, кто был замешан в истории с аварией "К-429", перевели на другие места службы.
Жена командира, Зинаида Васильевна, поехала в Москву. Думала, там-то поймут, разберутся... Пошла на прием к влиятельному родственнику самого Рекункова, Генерального прокурора СССР. Женщина все рассказала, показала необходимые документы. На Политбюро, сказал родственник, - докладывали не так...
Суд шел семь дней в казарме военного городка. Военный городок закрытый, казарма, где проживают подводники, тоже. Да и на Камчатку без пропуска не попасть. Впрочем, и попадать было практически некому.
Приехал адвокат из Москвы, которого упросила Зинаида Васильевна. Но он перед процессом попал в автомобильную аварию, поэтому, наверное, ему больше хотелось домашнего покоя.Суворов просил вызвать в суд начальников, которые послали его в море, несмотря на его рапорты, что и экипаж, и лодка к этому не готовы. Однако судьи отговаривались и для отказа находили причины: один в море, другой в командировке, третий для суда не требуется, четвертый не относится к делу. Наивный командир принес стопку грамот, подарков, которыми его награждала система за его верную службу. Не понимал, что решение уже принято, там, наверху, а здесь спектакль в назидание другим.
"Встать, суд идет! Именем Союза Советских... Суворова Николая Михайловича лишить свободы с содержанием в колонии поселения сроком на 10 лет". Кроме того командиру вменялось нанесение материального ущерба на 20 миллионов рублей и снижение боеготовности флотилии подводных лодок. Командиру БЧ-V подводной лодки "К-429", как "сообщнику" вменили 8 лет. Прямо в казарме обоих взяли под стражу.
Отсидел Суворов 2,5 года, вышел по амнистии. Помилован. 
Есть грех в этой катастрофе и самого Суворова, об этом подводники не спорят. 
Для того, чтобы отдать команду при закрытом рубочном люке: 
– По местам стоять к погружению, к проверке прочного корпуса нa герметичность, - не нужен ни командир дивизии, ни, тем более, кто-то вышестоящий из флотилии. 
И хотя действия командира ничего не меняют в главном: гибель "К-429" и 16 членов ее экипажа стало результатом насилия над командиром его прямых начальников. 
На стороне Суворова был Корабельный Устав ВМФ и множество других руководящих документов, и они это знали. Суворов получил приказание принять подводную лодку, когда уже большая часть личного состава уехала в отпуск. Решение доукомплектовывать экипаж, если в нем сменилось 30 процентов штатной численности, запрещено Курсами боевой подготовки. В таком случае экипаж выводится в резерв и начинает отработку с нуля. К тому же расследованием было установлено, что ПЛ имела неисправности, при которых она не имела права на выход в море. 
Обязанностью штаба дивизии и других специалистов было - запретить выход в море. 
Следствие сделало однозначный вывод виновно командование дивизии. Именно в таком виде дело и было первоначально направлено в суд. Но... заседание состоялось только через полтора года и за это время всякие "подводные течения" напрочь развеяли уверенность Фемиды. Козлом отпущения стал командир.

Немає коментарів: