Заложена 28.12.1963, спущена 14.12.1968 (Северодвинск), сдана флоту 31.12.1969.
5197/7000 т; 106,92 х 11,5 (по стабилизаторам 16,7) х 8,1 м; 9 отсеков; предельная глубина погружения 400 м; два реактора В-5Р; два ТЗА-618 по 40.000 л.с.; 2 гребных вала; скорость 19/42 узла; 10 ПКР П-70 «Аметист»; 4—533-мм носовых ТА (боекомплект 12 торпед, глубина пуска до 200 м); гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин», радиолокаторы РЛК-101 и МТП-10; экипаж 80 человек; автономность 70 суток.
Подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами стратегического назначения должны были, в случае всеобщей ядерной войны (в другой войне работы им не находилось), нанести ракетно-ядерные удары по целям на территории США и их союзников. В полной боевой готовности они патрулировала в Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом и в Индийском океанах.
Но еще одной важной задачей советского флота считалась борьба с авианосными ударными соединениями США и Великобритании. Высшее советское военно-политическое руководство решило сделать главную ставку в этой борьбе на скоростные атомные подводные лодки, вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами. В 1958 году оно одобрило предложение группы военных специалистов о создании такой лодки. «Изюминка» идеи заключалась в том, чтобы обеспечить качественный скачок в развитии советского подводного флота. С этой целью предполагалось проектировать и строить новые лодки на основе самых современных технологий, новейших технических средств, оборудования, материалов. Например, прочный корпус впервые в истории мирового судостроения решили сделать из титана.
Проект разрабатывало ЦКБ-16 при участи ЦНИИ № 45 (ныне ЦНИИ имени А.Н. Крылова). Главным конструктором являлся Н.Н. Исанин, потом его сменил Н.Ф. Шульженко. Тактико-техническое задание было сформулировано следующим образом: атомная лодка, вооруженная крылатыми ракетами П-70 «Аметист», с титановым корпусом, большой рабочей глубиной погружения, высокой подводной скоростью и маневренностью.
Теоретически, по своим характеристикам эта лодка должна была превзойти не только все имевшиеся в наличии, но и перспективные зарубежные подводные атомоходы. Однако впечатляюще выглядевший на бумаге амбициозный план столкнулся с суровой реальностью, т.е. с возможностями советского военно-промышленного комплекса.
Схема размещения ракетного комплекса «Аметист» на лодке пр. 661
На разработку и корректирование эскизного и технического проектов «супер-лодки» ушло более трех с половиной лет. Оно началось в сентябре 1958, завершилось в начале 1962. Но когда лодку заложили на стапеле в Северодвинске, первые же испытания элементов титановых корпусных конструкций завершились неудачей. Потребовались дополнительные опытные работы, занявшие еще полтора года. Наконец, 28 декабря 1963 состоялась повторная закладка субмарины. Затем последовало бесконечное затягивание сроков строительства. Частично из-за недопоставок титана, но преимущественно из-за того, что на этой лодке использовалось очень много новых систем, которые «смежники» сдавали с большим опозданием. Не помогали ни постановления правительства, ни грозные приказы министров судостроительной промышленности и обороны — постройка заняла ровно 6 лет. Только 31 декабря 1969 года был, наконец, подписан акт о приемке К-162 в состав флота. Завершилась 11-летняя эпопея создания подводного «экспресса».
Лодка имела оригинальную конструкцию. Носовая часть ее прочного корпуса в сечении напоминала «восьмерку», она состояла из двух цилиндров диаметром 5,5 метров каждый, расположенных один над другим. В районе 4-го отсека они стыковались с основным корпусом цилиндрической формы диаметром 9 метров. Легкий корпус в поперечном сечении имел круговую форму. В носовой части, между прочным и легким корпусами, находились десять контейнеров с крылатыми ракетами П-70, по пять с каждой стороны верхнего цилиндра.
Для кормовой части проектировщики выбрали форму типа «раздвоенная корма», с 5-метровым расстоянием между гребными валами 8-лопастных винтов. Подобные новаторские решения, по мысли конструкторов, должны были обеспечить лодке высокие маневренные и скоростные качества.
Для того, чтобы резко повысить вероятность уничтожения авианосцев противника и надежно обеспечить отрыв от преследующих противолодочных сил, конструкторам приказали обеспечить подводную скорость хода в 38 узлов. Они постарались и не только выполнили требование заказчика (что вообще-то случается редко), но даже перевыполнили. В декабре 1971 года на ходовых испытаниях К-162 развила подводную скорость 44,7 узла (82,78 км/час!), что по сей день остается мировым рекордом.
Члены наблюдательной комиссии тут же послали телеграмму генсеку Политбюро ЦК КПСС Л.И. Брежневу, рапортуя о замечательном подарке к 65-летию вождя прогрессивного человечества, неустанно боровшегося за мир во всем мире путем осуществления небывалой в истории гонки вооружений.
Даже при 80-процентной мощности энергетической установки К-162 развивала под водой скорость 42 узла. Казалось бы, вот он, триумф советской науки и техники! Наконец-то советский флот получил подводный рейдер, способный догнать любой крупный надводный корабль противника, атаковать его и уйти от преследования.
Но вскоре выявился крайне неприятный факт: на скоростях свыше 35 узлов колоссально возрастал уровень шума, производимого лодкой (более чем на 100 децибел!), гидроакустики надводных и подводных кораблей слышали его за 50—70 миль (92— 130 км), а сама лодка становилась при этом абсолютно глухой. Не случайно американцы дали ей ироническое прозвище «Ревущая корова».
В такой ситуации шансов успешной атаки авианосного соединения оставалось мало. Лодке, уже обнаруженной противником, надо было приблизиться к авианосцу, прикрываемому многочисленными надводными и воздушными силами ПЛО минимум на 60 км, чтобы произвести пуск ракет.
К тому же, для использования всех десяти ракет «Аметист» требовалось произвести двараздельных залпа (все варианты атаки авианосных соединений предусматривали только массированное применение ракетного оружия) с интервалом в три минуты, что еще больше снижало вероятность успеха.
Итак,
во-первых, сверхскоростная субмарина не соответствовала требованиям акустической скрытности.
Во-вторых, ракеты «Аметист» обладали множеством недостатков (главные среди них — реальная дальность полета не более 60 км; неустойчивость к помехам, создаваемым средствами РЭБ; ненадежность двигателей).
В-третьих, основные механизмы и оборудование субмарины имели недостаточный ресурс.
В-четвертых, титановый корпус стоил в несколько раз дороже, чем стальной. К тому же титана в стране не хватало. В итоге, от строительства 10 серийных подводных лодок проекта 661 пришлось воздержаться.
Но о том факте, что боевая ценность подводной лодки оказалась неудовлетворительной, начальство велело забыть. Публично всегда подчеркивалось и подчеркивается до сих пор совсем иное:
«По своим ходовым и маневренным качествам корабль не имел аналогов ни в нашем, ни зарубежном подводном кораблестроении... Использование этой АПЛ в качестве опытного корабля (между тем, К-162 числилась в боевом составе Северного флота и официально опытной не считалась — Авт.) обеспечило проведение в натурных условиях испытаний новых типов боевых и технических средств с учетом перспектив развития АПЛ следующих поколений»...
Лодка числилась в строю 17 лет (до 1988), затем ее списали. В 2002 она еще стояла на приколе.
Немає коментарів:
Дописати коментар