Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков выглядел уставшим. Он только что вернулся из Кремля, куда был вызван вместе с Министром обороны Маршалом Советского Союза А.А.Гречко. В присутствии Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и некоторых членов Политбюро, курирующих оборонку, перед ними была поставлена задача, суть которой сводилась к следующему.
Приближаются две великих даты: столетие со дня рождения В.И.Ленина и 25-летие великой Победы над фашистской Германией. В Советском Союзе сложились традиции, в соответствии с которыми коммунистические и советские праздники принято было встречать громкими победами в народном хозяйстве или в вооруженных силах. В этой связи, начиная с первой декады марта 1970 года, принято решение провести широко масштабные маневры, учения военно-морских сил. По сути, в широком понимании, это будет демонстрация сил ВМФ на просторах Мирового океана. Требуется показать, и прежде всего, США, возможности ВМФ СССР.
Особенностью предстоящих учений являлось то, что они должны проводиться в районах гипотетических боевых действий при непосредственном соприкосновении с основными группировками флотов вероятных противников. Их насыщенность боевыми упражнениями с фактическим применением различных видов оружия и боевых систем, выполнением учебных атак и ударов позволят максимально приблизить обстановку к реальным боевым условиям.
Учитывая, что успех решения боевых задач во многом обеспечивается своевременным, скрытным развертыванием и сосредоточением мощных группировок разнородных сил на важнейших операционных направлениях, замыслом маневров предусматривалось скрытное развертывание подводных лодок, надводных кораблей и авиации, создание необходимых группировок в назначенных районах.
Всего планировалось развернуть в удаленных районах морей и океанов до 80 подводных лодок (в том числе 15 атомных), 84 надводных корабля и 45 вспомогательных судов. К участию в маневрах будут привлечены более 20 полков авиации и 2 полков морской пехоты.
Для управления этими силами планировалось впервые развернуть глобальную систему управления. С переходом на повышенную готовность, штабы флотов будут организовывать разведку и за короткое время вскрывать обстановку практически во всех своих операционных зонах.
Задача была поставлена в общих чертах. По замыслу Политбюро, учения должны проводиться в два этапа. Первый этап заключался в следующем: надводные военные корабли и подводные лодки должны, не привлекая внимания НАТО, постепенно рассредоточиться в нейтральных водах океанов и морей, в обоих полушариях. Во втором этапе они должны сгруппироваться в ударные соединения в стратегически важных районах мирового океана и провести масштабные учения по отдельному плану, приближенные к условиям военного времени. В учениях будут задействованы Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Балтийский флоты.
В течение длительного времени, они должны будут выполнять поставленные перед ними задачи в обоих полушариях, но действовать по общему замыслу в различных точках земного шара, удаленных одна от другой на тысячи километров. Когда маневры вступят в свой решающий этап, будет создана обстановка, максимально приближенная к реальному современному морскому бою.
Особое значение придавалось акватории Индийского океана. Экономическое значение бассейна Индийского океана определялось наличием богатейших источников сырьевых ресурсов в выходящих на его побережье странах и, прежде всего, уникальных месторождений нефти Ближнего и Среднего Востока. В районе Персидского залива сосредоточено более 60% запасов нефти капиталистического мира. На страны Индийского океана приходится около 70% олова, 45% хрома, 30% марганцевой руды, 20% меди, свыше 70% золота, более 85% производства натурального каучука запасов капиталистического мира. Кроме того, имеются крупные запасы урана, железной руды, каменного угля, алмазов, платины, сурьмы, бокситов и другого стратегического сырья. В Персидском заливе самый большой нефтепромысел мира, ежегодно там добывается 200 миллионов тонн нефти. Помимо стратегически важных нефтяных артерий, по Индийскому океану проходят мировые нефтяные пути, связывающие Европу и Америку с Восточной Африкой и Юго-Восточной Азией. Таким образом, в современной географии мирового хозяйства Индийский океан играет достаточно заметную роль. Привлекает он и своим военным положением, особенно после арабо-израильской войны 1967 года.
Около 80% объема перевозимых через океан грузов приходится на нефть Персидского залива. Ее перевозкой занято более 75% всего тоннажа танкерного флота капиталистических стран, направляемого в Западную Европу, на Дальний Восток и в США.
В предстоящих учениях особая роль отводилась подводным лодкам, а одна из них, относящаяся к подклассу ударных ракетных, С.Г. Горшков называл их "подводными авианосцами", должна произвести ракетные стрельбы в Индийском океане. Кроме демонстрации силы(показать США, что советские подводники реально способны уничтожать их ударные авианосные группировки не только в северных, но и в тропических широтах), необходимо произвести проверку боеготовности крылатых ракет и всего ракетного комплекса после длительного плавания в тропических условиях. Ракетные стрельбы в тропиках ВМФ СССР еще ни разу за всю историю ракетного вооружения не проводил. Поэтому на командира, экипаж и саму подводную лодку, которая будет выполнять эту задачу, будет возложена не просто ответственное задание партии и правительства, но и, своего рода, историческая миссия.
Сложность предстоящих ракетных стрельб состояла в том, что принято решение не объявлять в международном аспекте заранее время и район ракетных стрельб, как регламентируют международные соглашения.
В основе такого решения лежали три причины. Первая - исключить возможность разведки НАТО и, прежде всего, ВМС США записать на кинопленку весь процесс (поиск цели, целеуказание, предстартовая подготовка, залп, уход из точки старта). Вторая причина заключалась в следующем. Крылатыми ракетами стреляли только в северных широтах, как поведут себя механизмы, электроника, вообще весь ракетный комплекс в условиях тропиков, длительного подводного плавания, в воде с температурой от 30 и выше градусов по Цельсию, неизвестно. Третья причина - есть опасения, что если старт и будет произведен успешно, не исключалось, что ракеты могут отклониться от цели. Короче говоря, сберечь, по возможности, секреты и, в случае неудачи, не потерять "лица".
Стрельба крылатыми ракетами предполагалась на максимально короткой дистанции (малого плеча), не более 100 километров. Обуславливалось это обстоятельство вопросами безопасности мореплавания в районе стрельб, то есть требовалось максимально уменьшить их радиус.
Особо подчеркнули о строжайшей секретности при подготовке намечаемых мероприятий. Они должны проводиться максимально скрытно.
- Необходимо ошеломить потенциального врага стремительностью и боевой мощью ВМФ СССР, пора ставить их на место, а то, понимаешь, разболтались со своими авианосцами, - сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС.
- Мне докладывали о наличии в США космической разведки, - произнес Л.И. Брежнев, - вот почему необходимо максимально скрытно вести весь комплекс подготовительных работ. И продолжил:
- Сергей Георгиевич! - обратился он к С.Г. Горшкову. - Сколько у подводников будет времени?
- Они будут работать с самолетами ТУ- 95 РЦ, Леонид Ильич, которые и передадут им "картинку" цели (целеуказание), у ракетчиков есть выдвижная антенна, для этого им всплывать не требуется, затем предстартовая подготовка, дальше всплытие, три-четыре минуты на поднятие контейнеров, залп, несколько минут ракеты будут вести, в это время опускаются контейнеры и срочное погружение...
- Да! Времени у подводников очень мало. А как продвигаются работы по строительству подводной лодки, которая будет стрелять крылатыми ракетами, не всплывая, а вместо самолета спутник? - прервал его Генеральный секретарь.
Главком доложил, что в рамках правительственного постановления о разработке первой в мире крылатой ракеты с подводным стартом, которое вышло еще в апреле 1959 года, продолжается доработка подводной лодки проекта 661. Работы по созданию корабля растянулись на 11 лет, подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 года. 13 декабря 1969 года она вышла на заводские ходовые испытания. В ходе испытаний была получена максимальная подводная скорость, равная 42 узлам, что значительно превысило расчетные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями 671 проекта (33,5 узла). Прочный корпус, выполненный из титанового сплава.
Гидроакустический комплекс МГК-300 "Рубин" обеспечивал обнаружение шумящих целей, при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 метров при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника. Основное вооружение было представлено противокорабельным ракетным комплексом "Аметист" с 10 крылатыми ракетами, размещенными в наклонных контейнерах, расположенных побортно вне прочного корпуса. Максимальная дальность стрельбы составляет всего 70 километров, но старт ракеты выполняется из подводного положения с глубины 30 метров из предварительно затопленного заборной водой контейнера.
Далее адмирал Флота СССР доложил о крайне малой дальности полета этой ракеты. Реально, на ракетную атаку американского авианосца выходят только подводные лодки с надводным стартом проекта 675, одной из которых и предстоит стрелять в тропиках. Для того, что бы преодолеть противовоздушную и противоракетную оборону авианосной ударной группировки ВМС США, дальность полета ракеты на испытуемом проекте 661 должна быть увеличена минимум в пять раз, а еще лучше - в 7-8, поскольку американцы не стоят на месте в вопросах обороны АУГ. Подводная лодка представляет собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях осуществлялась отработка новых образцов оружия и вооружения.
Что касается получения целеуказания непосредственно с космического спутника, работы ведутся, разработана и успешно функционирует система "Касатка", но на 675 проект ее установить не успели.
Генеральный секретарь ЦК КПСС тут же дал соответствующее поручение по ускорению сроков разработки противокорабельной крылатой ракеты подводного старта с дальностью полета до 500 километров.
Затем были объявлены сроки разработки и представления плана учения на утверждение в Политбюро. Утвердили кодовое название мероприятий - "Океан-70". Руководителем учений назначили главнокомандующего ВМФ, адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.
"Таких масштабных учений СССР никогда не проводил",- продолжал рассуждать про себя главнокомандующий,- "опыта нет, колоссальный объем мероприятий". Надвигающаяся ответственность просто ошеломила адмирала. "В общем, требовалось показать очередную "Кузькину мать", но уже в практическом, так сказать, варианте, и на океанских просторах," - думал уставший адмирал.
Уже находясь у себя в кабинете, Горшков долго всматривался в настольный календарь, затем, пометив что-то в блокноте, нажал на кнопку. В дверях появился и встал по стойке "смирно" помощник, контр-адмирал. Не поднимая головы и продолжая что-то размашисто писать в блокноте, Горшков произнес:
- На 06.10.69 года вызвать ко мне командующих Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов. Сегодня на 17.00 подготовьте совещание. Помимо моих заместителей и начальников управлений, на нем должны присутствовать вот эти специалисты. И передал список.
-Разрешите выполнять?
-Выполняйте!
Несомненной заслугой С.Г. Горшкова являлось то, что именно при нем Советский флот стал океанским, что, в значительной степени, позволило нейтрализовать угрозу с моря и обеспечить национальную безопасность.
На протяжении нескольких десятилетий второй половины ХХ века военно-морское строительство в СССР осуществлялось под пристальным контролем бессменного главкома ВМФ. Он занимал этот пост с 1956 года и ему удалось разработать свою стратегию развития советского ВМФ, даже названную на Западе его именем.
Воплощение стратегии в жизнь привело к тому, что ВМФ СССР из фактически прибрежного стал океанским ракетно-ядерным, по своему боевому потенциалу равным, а по ряду показателей даже превосходившим, ВМС США. Вкратце, суть стратегии заключалась в следующем.
Во-первых, был определен ряд первостепенных рубежей на пути достижения более глобальной цели. На это направлялись все силы флота и военно-промышленного комплекса государства, остальное же считалось второстепенным и отодвигалось на задний план.
Во-вторых, в отличие от США, создающих авианосные ударные группировки в СССР, было решено пойти своим путем и создать в противовес им многочисленные подводные силы. В последнем советские конструкторские бюро и судостроительные заводы преуспели настолько, что в итоге десятки натовских авианосцев, ракетных крейсеров и прочих надводных кораблей в темных глубинах Мирового океана поджидали сотни советских подводных лодок, оснащенных ракетными комплексами с ядерными боеголовками. Кроме того, города и военные объекты потенциального противника находились под прицелом мегатонных баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, так же базирующихся на атомных подводных лодках. Только атомных подводных лодок всех классов было построено и передано ВМФ около 250 единиц, то есть более половины всех атомных подводных лодок, сошедших со стапелей в мире.
Главной причиной поддержки, полученной С. Г. Горшковым для реализации своих планов со стороны политического руководства, американцы традиционно считают унижение, испытанное Советским Союзом в ходе Карибского кризиса 1962 года и последовавшее устранение Н. Хрущева - убежденного противника наступательного флота. Новые свидетельства о Карибском кризисе 1962 года подтверждают мнение, что, чем больше общественность узнает о его подробностях, тем более опасным он представляется. Известные факты зачастую демонстрируют ту степень небрежности, с которой порой принимались решения высочайшего уровня в Москве.
Например, в 1962 году, в период Карибского кризиса, дизельная подводная лодка К-83 с тремя баллистическими ракетами на борту, была вооружена всем необходимым (в т.ч. тремя ядерными головками) для ведения боевых действий против США. Вышла в море с одним неработающим дизелем, с неукомплектованным личным составом, без старпома, замполита, помощника и командира БЧ-4. Приказ о возвращении в базу был получен в море, в связи с окончанием кризиса.
Государственные интересы и, прежде всего, вопросы государственной безопасности имели первостепенное значение в ЦК КПСС. Например, зона Индийского океана является одним из важнейших районов приложения сил государств - участников блока НАТО, что связано с усилением борьбы за влияние в странах "третьего мира", обострением энергетической проблемы на современном этапе, а также нарастанием борьбы развивающихся стран за свою экономическую и политическую независимость. Значение Индийского океана определяется его особыми политико-экономическими характеристиками и важным военно-стратегическим и географическим положением. На его побережье и островах расположены 34 государства, население которых составляет 1,2 млрд.человек.
В ряде районов Индийского океана сформировались крупные узлы противоречий: на Красном море, в Персидском заливе, Южной и Юго-Восточной Азии, на юге Африки. Экономическое значение бассейна Индийского океана определяется наличием богатейших источников сырьевых ресурсов в выходящих на его побережье странах и уникальных месторождений нефти Ближнего и Среднего Востока.
В 1968 году Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков совершил поездку по ряду стран бассейна Индийского океана. Соединенные Штаты расценили этот визит, как советский ответ развертыванию ПЛАРБ США в водах этого океана в 1964 году и начало новой военно-морской стратегии СССР.
Главнокомандующий ВМФ уже мысленно включился в реализацию замысла Политбюро ЦК КПСС. Многое уже было сделано. Для устройства пункта маневренного базирования с выставлением рейдового оборудования была использована банка (отмель, пригодная для якорной стоянки кораблей) Фортюн в Индийском океане. Здесь подводные лодки проходили межпоходовый ремонт (МПР), перегружали боезапас, грузили топливо, продукты и оборудование регенерации. Всего "индийский эксперимент" с подводными лодками занял 22 месяца с трехмесячным межпоходным ремонтом во Владивостоке. За это время подводные лодки прошли около 35 тысяч миль. При тяжелейших температурах, без кондиционирования (имеющиеся кондиционеры, как выяснилось, только увеличивали тепловыделение), без нормального отдыха (до 13% спальных мест почти постоянно было занято различными исследователями). Нередко, в условиях тропических циклонов, с кожей, покрытой коростами от язв, опухшие и посиневшие от угарных газов и интенсивного выделения водорода из кипящего электролита, выполняли подводники свою задачу в экваториальной зоне Индийского океана.
В итоге пункт маневренного базирования на банке Фортюн был признан пригодным в качестве пункта стратегического обеспечения наших сил в Индийском океане.
Немає коментарів:
Дописати коментар