понеділок, грудня 27, 2010

И снова 675 проект.

Подводные лодки проекта 675 вошли в историю мирового подводного флота как самые шумные, из-за высокой виброактивности механизмов атомной энергоустановки (АЭУ). К "пению" турбин, особенно "свиста" редуктора главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА), и шипящему свисту двух гребных винтов, добавлялись гидродинамические шумы, образующиеся в районе газоотбойников ракетных пусковых установок.
Восемь таких углублений в корпусе, где на высокой скорости образовывались завихрения водного потока, издавали звуки, похожие на рев. Морская разведка США дала этим подводным лодкам два прозвища: "убийца авианосцев", которым гордились советские подводники и второе, обидное, "ревущие коровы", которого они стыдились.
   И то, и другое было правдой, как было правдой и то, что подводники ВМС США, следившие за субмаринами этого проекта (по публикациям мемуаров и рассекреченных документов), поражались профессионализму и тому величайшему искусству, с каким командиры этих советских субмарин и их экипажи уходили от слежения за ними. Мало того, они сами успешно вели слежку за малошумными подводными лодками США, а выход на ракетную атаку на авианосные ударные соединения, в составе которых был самый мощный и совершенный в те времена атомный авианосец "Энтерпрайз", стало для подводников нормой. Были случаи, когда подлодка несколько часов кряду шла незамеченной под авианосцем "Энтерпрайз", а затем ушла незамеченной для боевого охранения. Правда, этому способствовало несколько удачных внешних факторов, в том числе сильнейший шторм, но факт остается фактом.
  
   Атомный авианосец "Энтерпрайз", по сути, плавающий аэродром. Он имеет длину 341,3 метра, ширину 40,5 метра, а ширина полетной палубы составляет 78,3 метра, среднее углубление 11,3 метра. На борту "Энтерпрайз" размещалось до 100 самолетов, в т.ч. несущих ядерные заряды.
   Оснащен он двумя пусковыми установками зенитных управляемых ракет "Си Спарроу" с восемью направляющими, размещенными на кормовых спонсонах. В дальнейшем, на нем установили три шестиствольные 20 мм. артустановки системы "Вулкан-Фаланкс". Ядерная энергетическая установка корабля состоит из четырех главных турбозубчатых агрегатов и восьми ядерных водо-водяных реакторов, соединенных с тридцатью двумя парогенераторами. Водоизмещение этого чудища составляет 91500 тонн, скорость хода свыше 30 узлов. Невероятно, но штатный экипаж составляет 6300 человек.
   Авианосец охраняют тяжелые крейсеры, линкоры, эсминцы, противолодочные корабли, подводные лодки и другие виды транспорта. Глубина противовоздушной и противоракетной обороны авианосной ударной группировки в 70-е годы составляла до 250-300 километров.
   Насколько успешно несли свою боевую службу советские подводники, говорит следующий факт. В 1968 году Пентагон с одобрения президента США и Конгресса разрешил командирам авианосно-ударных групп (АУГ) уничтожать в мирное время советские подводные лодки, обнаруженные в радиусе ста миль от авианесущих ударных группировок. Видимо, решили взять на испуг, но насколько были "перепуганы" советские подводники, образно выразился старпом Харитонова: "Напугали бабу мудями!" Однако, ни одна советская подводная лодка не была уничтожена. Дело в том, чтобы уничтожить подлодку, ее сначала нужно обнаружить!
   Невероятно, но в то время советские подводники восприняли это как признание ВМС США их профессионализма. Это их не остановило, и они продолжали отрабатывать свое мастерство, выходя на условные торпедные и ракетные атаки на АУГ.
   К счастью, позже обе противоборствующие страны сумели договориться на уровне дипломатических миссий, и опасное для мирного сосуществования решение Пентагона было отменено, иначе это безумство могло привести к термоядерной войне.
   Боевая служба атомных ракетных подводных лодок в тот период противостояния между СССР и США достигала такой напряженности, что практически не отличалась от боевых действий в военный период. Командиры и экипажи этих субмарин совершали настоящие подвиги. К сожалению, подвиги многих экипажей подводных лодок, командиров, отдельных подводников, не были оценены по достоинству, остались незамеченными, а потом, с известными событиями, и вовсе забылись. Происходило это по разным причинам. К сожалению, история знает случаи сведения счетов, элементарной зависти, и проявлений других низменных качеств военных чиновников, сидевших в штабах и политуправлениях Флота.
Поскольку подводные лодки проекта 675 являлись реальной угрозой для авианосных ударных группировок, для их нейтрализации ВМС США организовали постоянное слежение за советскими подлодками этого проекта. При получении специального распоряжения из Вашингтона преследующая американская субмарина должна была выйти на торпедную атаку и уничтожить советскую подлодку еще до того, как она успеет выпустить ракеты по АУГ. Но для этого американская подлодка должна была постоянно находиться на связи с Вашингтоном, который требовал посылать отчёты о ситуации, чтобы они смогли определить степень угрозы для американских авиационных ударных группировок.
   Радиопередачи с американских субмарин, преследующих советские подлодки, передавались на высокой частоте и мощности, поэтому советская противолодочная оборона фиксировала своей электронной системой перехват, и, таким образом, местоположение американской подводной лодки становилось известно. Предпринимались соответствующие меры, наводились противолодочные корабли и противолодочная авиация. Тогда же американцами был принят новый метод связи. Самолёт Р-В3 "Орион" делал несколько секретных вылетов к месту предполагаемого нахождения субмарины ВМС США и получал короткие донесения на УВЧ радиоволнах с подводной лодки, находящейся на перископной глубине, либо с помощью небольших выпускаемых буёв, которые имели передатчики с автономным электропитанием. Передатчики программировались на передачу небольшого сообщения и выпускались через эжектор для сигнальных патронов, в то время как субмарина оставалась на глубине преследования.
   Для ВМФ СССР ситуация усугублялась тем, что подводные лодки ВМС США по шумности были на порядок ниже советских подводных лодок. Например, американские подводные лодки по классу Permit, которые, в основном, следили за лодками 675 проекта, превосходили их по шумности (в Паскалях) в 6 раз.  Командирам этих советских субмарин приходилось проявлять высочайшее мастерство, искусство, профессионализм, чтобы обнаружить американскую подлодку и уйти от ее преследования.
   Звук в морской воде распространяется по своим законам, гидроакустики могут услышать подводную лодку в одном море на 100 кабельтов, в другом и на 20 не слышат. Кроме того, услышанный шум винтов или других приборов нужно ещё классифицировать, определить, кому принадлежит этот шум: подводной лодке, надводному кораблю или морским биологическим обитателям. Гидроакустиков старались подбирать на подводные лодки с хорошим "музыкальным" слухом, а затем систематически тренировали в прослушивании эталонных записей шумов. Гидроакустики высокой квалификации определяют, что это за шум на слух, не обращаясь к эталонным записям. Всё это достаточно сложно и индивидуально. На американских же подводных лодках уже тогда стояли специализированные электронно-вычислительные машины, которые анализировали подводные шумы, сравнивали с эталонными записями и выдавали классификацию. Использовались специальные средства, которые имитировали различные подводные шумы, что позволяло американским командирам подводных лодок маскировать свои действия и вводить советских командиров в различные заблуждения.
  
  Атомные подводные лодки ВМС США постоянно вели разведку на подходах к советским военно-морским базам и записывали гидроакустические шумовые "портреты" советских атомных подводных лодок по плану операции "Хоулистоун". Это было сложное и опасное подводное мореплавание, за которое командирам и экипажам подводных лодок, участвующих в таких операциях, морская разведка ВМС США хорошо платила, а правительство Соединенных Штатов Америки щедро их награждало. В то же время, командирам советских подводных лодок, участникам подводных столкновений, как правило, в лучшем случае объявлялись выговоры.
   Как правило, американские атомные подводные лодки находились в мертвой зоне (зоне тени) гидроакустических средств наблюдения советских атомных подводных лодок, поэтому не могли наблюдаться последними. При выполнении маневров, связанных с изменением курса или глубины погружения, советским подводным лодкам, даже при кратковременном взаимном гидроакустическом контакте, столкновения избежать не удавалось, прежде всего, из-за дефицита времени, и особенно - информации о пространственной ориентации их относительно друг друга.

Немає коментарів: