Вот уже лет десять-пятнадцать витают у нас всевозможные прожекты по поводу увековечивания заслуг северодвинских корабелов: то предлагали рубку атомохода водрузить на постамент в присутственном месте, то гребной винт от «Золотой рыбки» установить, как памятник... Еще, помнится, едва ли не всерьез обсуждали идею целиком вытащить на берег корпус АПЛ «Ленинский комсомол»... А голландцы тихо, без обильных словопрений, столь присущих нам, купили нашу лодку, прибуксировали к себе и переоборудовали под музей мореплавания, где помимо прочего, есть и экспозиция, рассказывающая о советском военно-морском флоте.
Чуть больше четырех лет строили северодвинцы большие дизель-электрические торпедные лодки 611 проекта, а в истории Севмашпредприятия эти «государственные заказы» как-то «потерялись». Удивительно, но эту серию кораблей ветераны завода вспоминают не часто. А вспомнить и рассказать, конечно, есть о чем, тем более, со временем стали открываться удивительные подробности службы этих подлодок.
Место службы - океан
В самой предыстории проекта 611 тоже есть несколько особых моментов. Вкратце о них. Подводники всегда мечтали о лодках, которые бы могли длительное время крейсировать вдали от своих баз. С годами со стапелей сходили все более совершенные лодки, а вот автономность их увеличивалась медленнее других показателей. В канун Великой Отечественной на советском флоте появились, наконец, подводные лодки, главным предназначением которых, становились действия на дальних коммуникациях. Они так и назывались - «крейсерские» (серия «К»). Однако эти корабли, имевшие ряд преимуществ над всеми предшественниками, в целом не вполне оправдали ожидания моряков. К тому же промышленность сумела передать ВМФ небольшое количество подводных крейсеров. Вскоре началась война, которая наглядно продемонстрировала преимущества немецкого аналога - их лодок ХХI (21-й) серии. В 1943-м погибло наибольшее количество советских лодок серии «К». Было ли это случайным совпадением, но решение о начале работ над проектом новой крейсерской подлодки было принято тогда же, в 1943-м.
Окончательное решение по созданию проекта 611 датируется январем 1949-го. В определенном смысле им открывался новый этап в истории наших подводных сил. Если брать основные показатели, не было у нас еще таких крупных лодок. Впечатляли также мощность, скорость подводного хода, дальность плавания (22 тысячи миль), глубина погружения, и конечно автономность - до 75 суток.
Строительство первой лодки поручили ленинградцам. Оно шло трудно, даже драматично. Ветераны «Адмиралтейских верфей» вспоминают: дела складывались так скверно, что у военных даже возникло опасение: не «заваливает» ли предприятие головной заказ, хотели было передать его Таллинскому заводу № 890. В конце концов, из Ленинграда в Таллин лодка все же пришла своим ходом, но достраивалась, а также испытывалась уже здесь.
Однако неприятности продолжались. Во время ходовых испытаний, когда лодка находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Естественно, затем потребовался ремонт и отчаянные попытки корабелов «нагнать время». Приемный акт Б-61 (такой тактический номер присвоили новейшей крейсерской лодке) подписали в последний день 1953 года. Символично, что председателем Госкомиссии по ее приемке назначили Героя Советского Союза Н.А.Лунина, бывшего командира К-21 - единственной из крейсерских подлодок, уцелевших на Северном флоте во время войны.
А северодвинцы как бы подхватили эстафету у ленинградцев. Закладка первой лодки 611 проекта состоялась 14 мая 1954 года. Ответственным сдатчиком назначили А.А.Овчинникова. В 1956-м году флоту были переданы 8 кораблей, на следующий год 9. К слову, ни до, ни после такого количества лодок за год северодвинцы не сдавали. Приемный акт последней подписали в 1958-м.
Всего отечественный Судострой передал военным морякам 26 подлодок проекта 611 и его ракетного варианта АВ-611. Восемнадцать из них были построены в Северодвинске. Хотя образно, можно сказать, «семнадцать с половиной», поскольку Б-67, входящая в это число, изначально строилась в Ленинграде, а затем уже достраивалась по проекту В-611 и сдавалась у нас.
Олег ХИМАНЫЧ
Немає коментарів:
Дописати коментар