«Россита» Гремихе в помощь
Русский Север ждет уникальное судно. От итальянцевНа прошлой неделе на верфи «Fincantieri» в итальянском городе Ла-Специя состоялась церемония освящения перед спуском на воду многофункционального судна-контейнеровоза, которое предназначено для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз российского флота. Судно получило определенно знаковое имя – «Россита». О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ и технических особенностях судна мы в свое время подробно рассказывали, как и том огромном значении, которое оно будет иметь для безопасной экологии нашего Севера. Добавим, что «Россита», хоть и будет иметь дело с «военным мусором», но не «наденет военный мундир», поскольку по весне этого года войдет во флот гражданского ведомства – Атомфлота. СМИ сообщают о стоимости судна - более 70 млн евро, а также о том, что создание его велось в рамках соглашения, заключенного в 2008 году между госкорпорацией «Росатом» и Министерством экономического развития Италии. Проект судна был разработан специалистами ОАО «Вымпел», строительство велось под надзором Российского морского регистра судоходства.Еще одна попутная экологическая новость прошлой недели - до конца следующего года из Гремихи планируется вывезти ядерный реактор атомной подводной лодки проекта 705, построенной корабелами Севмаша. Гремиха сегодня, наряду с Андреевой губой, - один из главных пунктов хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с атомных подводных лодок Северного флота. На сегодня отсюда уже вывезено 75% ОЯТ, а к началу лета 2010 года планируется вывезти оставшуюся часть. Самая восточная и единственная из баз Северного флота, где не осталось действующих подводных лодок, имеет три площадки хранения ядерных отходов, здесь находится большое количество сборок с атомных подводных лодок. Теперь этим «мусором», собственно, займется уже «Россита».
Но не только ядерными отходами российских АПЛ теперь предстоит заняться мурманчанам. В прошлый четверг на их базе Атомфлота были выгружены радиоактивные отходы из сербского института «Винча». Сюда их доставило датское судно «Puma». Это контейнеры с 8,6 килограмма высокообогащенного и 45 килограммами низкообогащенного ядерного топлива. Облученные тепловыделяющие сборки, покинув трюм датского судна, перешли под юрисдикцию России. Помещение для временного хранилища контейнеров мурманчанам построено при финансовой поддержке со стороны ряда европейских стран, и в том числе Норвегии. Кстати, именно Норвегия спонсировала постройку четырех вагонов, предназначенных для перевозки ядерного топлива по железной дороге на челябинское объединение «Маяк».
Добавим также, что ввоз ядерных отходов Европы в Россию осуществлялся под патронажем МАГАТЭ, в соответствии с правительственным соглашением между Россией и Сербией и при финансовой поддержке МАГАТЭ и еще группы стран - Сербии, США, Чехии. Ранее в Мурманск и далее транзитом в Челябинск таким же образом были отправлены ОЯТ из Польши.
Надо признать, подобные сделки по транспортировке опасного груза не находят одобрения среди экологов Европы, и в особенности норвежцев, которые уже выразили свою обеспокоенность движением судов с ОЯТ вдоль своих берегов. Однако в Мурманске, который отныне становится центром «перелопачивания» своего и зарубежного радиоактивного мусора, таких опасений, видимо, не разделяют.http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2010/12/23/84028/
Немає коментарів:
Дописати коментар