Возле «Мигалово» разбился уже третий «Антей»
Не исключено, что тяжелый транспортник погубило обледенение
В Вооруженных силах новое ЧП. В районе поселка Красный Октябрь на границе Тульской и Орловской областей при заходе на посадку на аэродром «Мигалово» разбился тяжелый транспортный турбовинтовой самолет Ан-22 «Антей».
Все 12 членов основного и запасного экипажей, находившиеся на его борту, погибли.
Причина случившегося пока неясна. Военная прокуратура начала расследование в рамках уголовного дела, уже возбужденного по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полетов»). Между тем, второпях, по горячим следам, некоторые СМИ сообщили, будто версий, как обычно в таких случаях, три: отказ техники, ошибка пилотов и попадание птицы в двигатель. На самом деле, последнее практически исключено потому, что у Ан-22 турбовинтовые двигатели, а не реактивные. Это для реактивного страшно, если потоком воздуха посторонний предмет затягивает во внутрь и разрушает турбину. Мощным винтам Ан-22, диаметром свыше шести метров каждый, никакая птица не страшна, даже самая крупная. К тому же «Антей» - удивительно надежная и живучая машина. Известен случай, когда экипаж заходил на посадку даже тогда, когда отказали сразу три двигателя из четырех.
Словом, как обычно в таких случаях, домыслов много, а точно известно пока немногое. Как пояснили в Министерстве обороны РФ, вечером 28 декабря Ан-22 выполнял обычный рейс из Воронежа. Полет проходил на высоте 7,5 тысячи метров. С экранов радаров машина исчезла около 21.30 во вторник. Тогда же с ним пропала и радиосвязь. Немедленно начатые поиски принесли результат через пять часов. В 2.36 в среду пилоты спасательного вертолета с воздуха заметили горящие обломки «Антея» в пустынном заснеженном поле под Красным Октябрем. К месту падения срочно направили пять подразделений МЧС из Москвы, Тулы, Орла и Воронежа. Всего 47 человек и 8 единиц техники. К утру обнаружили тела всех 12 погибших летчиков и огромную воронку диаметром в 20 метров и глубиной в 4 метра.
Сейчас спасатели ведут поиск черных ящиков - приборов регистрации параметров полета, расшифровка которых позволит установить истинную причину катастрофы.
Упавший самолет был выпущен в 1974 году, и до конца его эксплуатации оставалось 10 месяцев. Последний капитальный ремонт он прошел в феврале нынешнего года.
Ан-22 «Антей» является тяжелым транспортным турбовинтовым самолетом, способным перевозить до 60 тонн грузов. С 1965 года было построено около 70 таких машин. Всего за почти полвека эксплуатации в авариях и авиакатастрофах потеряны девять таких бортов. Причем, как рассказали корреспонденту «СП» военные летчики, как минимум два «Антея» разбились именно в районе аэродрома «Мигалово».
11 ноября 1992 года Военно-Воздушные силы в тех местах потеряли «Антей» с бортовым номером 0610, выполнявший коммерческий рейс. Во время разворота при наборе высоты произошло сваливание самолета, перегруженного более чем на 20 тонн. Машина рухнула на землю вблизи «Мигалово», похоронив под обломками экипаж майора Мисютина и 33 пассажира.
А в январе 1994 года там же погиб экипаж майора Кредина. Его Ан-22 с бортовым номером 0408, не справившись на взлете с возникшим креном, пытался приземлиться, но разбился в районе деревни Антоново. Предположительно, причиной крена явилось вовремя не обнаруженное обледенение крыла.Не исключено, считают собеседники «СП», что подобная причина привела и к нынешней потере.
Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, Герой России:
«СП»: - Магомед, вам приходилось сидеть за штурвалом «Антея»?
- Нет, никогда. У нас в Летно-исследовательском институте имени Громова было 168 летающих лабораторий. Вот их я пилотировал. А Ан-22 среди них не было.
«СП»:- Но что другие летчики говорят об этой машине?
- Надежная очень. Только сейчас летает мало.
«СП»: - Почему? Топлива, вроде, в военной авиации теперь вдоволь.
- Необходимости нет. Ведь «Антей» создавался для 5-миллионной Советской Армии. Беспрерывно шли учения, надо было грузы и технику перебрасывать с аэродрома на аэродром. С одного конца страны на другой. Сейчас ничего подобного нет. Армия сами знаете какая.
«СП»: - Это понятно. А что думаете о нынешней катастрофе?
- Серьезная версия одна – обледенение. Когда в полете самолет внезапно попадает из теплого воздушного слоя в холодный, лед на крыльях и фюзеляже образуется мгновенно. Нарушается центровка машины и она валится на крыло.
«СП»: - Вы сами попадали в подобные переделки?
- Множество раз. На Ан-24, на других машинах. Выглядит это так. Допустим, на высоте 3000 метров самолет летит при забортной температуре плюс три градуса. Поднялся еще на тысячу метров – а температура воздушного потока там уже минус восемнадцать.
«СП»: - Примерно таким, между прочим, на днях и было состояние атмосферы над Москвой, когда выпал так называемый «ледяной дождь», правильно?
- Да, примерно так и было. Тут же начинается быстрое обледенение самолета. В кабине пилотов срабатывает сигнализация. Немедленно надо включать систему обогрева. Но системе нужно время, чтобы справиться со льдом. Бывает, что у летчиков этого времени в запасе не оказывается. Тогда ситуация начинает развиваться по катастрофическому сценарию. На таких гигантах, как «Антей», это особенно вероятно. Потому что площадь крыла очень большая. Соответственно, и льда на них в таких случаях много.
«СП»: - Тут, наверное, метеослужбы виноваты? Ведь они обязаны предупреждать экипаж обо всех опасных природных явлениях по маршруту полета.
- Метеослужбы против таких природных выкрутасов бессильны. Они не в состоянии определить, в каком районе и на какой высоте зимой образовался теплый воздушный слой. Никто в мире не владеет такой методикой.
«СП»: - Получается, только на Бога и уповать?
- А что остается? Единственное, что возможно для метеорологов, это опросить экипажи самолетов, которые уже пролетели по маршруту. Но такой опрос не всегда удается.
Uлавнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал-полковник Александр Зелин в связи с катастрофой самолета Ан-22 принял решение о временном прекращении полетов самолетов этой марки, а также Ту-95МС, оснащенных аналогичными двигателями. Об этом сообщил в среду РИА Новостиофициальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС Владимир Дрик.
Из досье «СП»
В Военно-Воздушных силах России остались считанные единицы «Антеев». Их не хватает даже на формирование полноценного авиаполка. Все они переведены на постоянный аэродром базирования «Мигалово». Раньше здесь стояла 12-я военно-транспортная авиационная дивизия. В процессе приведения Вооруженных сил к «новому облику» преобразована в авиабазу.
Технические характеристики Ан-22
•Экипаж: 5-6 человек
•Пассажировместимость: 29 человек, сопровождающих груз, или 290 солдат или 206 раненых или 151 парашютист-десантник
•Грузоподъёмность: 60 000 кг
•Длина: 57,31 м
•Размах крыла: 64,40 м
•Высота самолета: 12,54 м
•Максимальная взлётная масса: 250 000 кг
•Масса топлива во внутренних баках: 96 000 кг
Лётные характеристики
•Максимальная скорость: 650 км/ч
•Крейсерская скорость: 580 км/ч
•Практическая дальность: 5225 км
•Перегоночная дальность: 8500 км
•Практический потолок: 9000 м
•Длина разбега: 1460 м
•Длина пробега: 800—1040 м
Предназначен для перевозки на большие расстояния тяжелой и крупногабаритной боевой техники и войск, а также для десантирования парашютным и посадочным способами воздушных десантов.
Фото: vesti.ru, testpilot.ru, gzt.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар