Уже прошло три недели, как мы покинули базу - затерянную среди бесконечных сопок Кольского полуострова бухту Нерпечья. Субмарина на глубине нескольких десятков метров. Над нами сплошной лед, толщина которого, судя по приборам, не меньше трех-четырех метров. Под нами - бездна. Километры воды.
«До географической точки Северного полюса осталась миля», - командир штурманской боевой части капитан 3 ранга Владимир Прусаков еле сдерживает в голосе волнение.
«Учебная тревога. Тревога объявлена для прохода географической точки Северного полюса!» - раздается по корабельной трансляции. Сообщения следуют одно за другим: «Курс 180 градусов, скорость 3 узла. До полюса 3 кабельтовых, 2, 1...»
Командирское кресло бесцеремонно занял царь всех морей и океанов, роль которого сыграл техник-оператор радиотехнической группы мичман Сергей Костюхин. Подбадриваемый старшим лейтенантом Олегом Николаенко - заместителем командира электромеханической боевой части по воспитательной работе, переодетым в русалку, он поздравил всех присутствующих в ЦП, дал «добро» командиру атомохода капитану 1 ранга Александру Богачеву «волю выполнить страны» и отправился со «свитой» по отсекам к остальным подводникам.
Первая часть задачи, поставленной перед экипажем АПЛ, выполнена на «отлично». Теперь нам остается самая «малость» - выйти на радиосвязь с Главным штабом ВМФ. Для этого во льдах надо найти полынью и всплыть.
Сделать это не так-то просто. Толстый слой векового льда сильнее любой субмарины. Корпусом лодка пробить его не сможет - получит повреждения. Ракетами, которыми напичкан наш атомоход, тоже нельзя. Взрывная волна раздавит субмарину, как яичную скорлупу. И никакой SOS не спасет. Из морских глубин его никто не услышит.
Наши поиски осложнены выходом из строя дотоле исправно работавшей телеустановки. Прошло еще без малого пять часов... И вот на экране эхоледомера вырисовываются очертания свободного ото льда пространства.
- Стоп! Малый назад! По местам стоять, к всплытию!
Постепенно, не торопясь, наша субмарина начинает подниматься. Проходит еще некоторое время, и по черной палубе поползли осколки льда, с шумом падая в прозрачную голубую воду. Над бело-синим полем вырастает стальной гигант.
Пожалуй, только в Арктике белый цвет имеет такое разнообразие оттенков, каждый из которых причудлив, ярок и неповторим. Сотни созвучий, образующих единую волшебную мелодию, заставляют людей, впервые увидевших эту красоту, влюбиться в нее на всю жизнь.
Это белое безмолвие всегда притягивало к себе путешественников и первооткрывателей. А с приручением атома, с появлением подводных субмарин и баллистических ракет оказалось, что макушка планеты интересна не только исследователям и ученым. Отсюда, с полюса, можно держать под прицелом едва ли не всю Землю. И тот, кто более прочно обживается в глубинах под этим белым безмолвием, будет по праву сильного диктовать свои условия.
В США командира атомного ракетоносца на должность назначает лично президент. А ведь и у нас когда-то служба на подводных лодках была почетной и привлекательной. Контр-адмирал Макеев в беседе со мной вспоминал: «Когда я поступал в училище подводного плавания, а было это в середине 1960-х, наша профессия по своей популярности не уступала профессии космонавта». В июле 1962 года, после того как впервые в истории советского ВМФ атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила подледное плавание и всплыла в районе Северного полюса, на золотых медалях руководителя похода контр-адмирала А. Петелина, командира подлодки капитана 2 ранга Л. Жильцова и командира электромеханической боевой части капитана 2 ранга Р. Тимофеева, удостоенных звания Героя Советского Союза, были отчеканены номера «11121», «11122» и «11123». В почетном списке Героев подводники-североморцы оказались рядом с летчиками-космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем.
То были звезды первопроходцев. И в нынешние времена, когда подобные походы выполняются с не меньшим напряжением сил, чем самый первый, но в более сложных экономических условиях, каждое покорение полюса - подвиг. Жизнь покорителей глубин и макушки планеты во время таких походов проходит в железных объятиях лодочного чрева. Разве что в каюте, похожей на купе поезда дальнего следования, есть отдушина, напоминающая о доме, с полочкой для книг да рамочками с фотографиями родных, ждущих подводника на берегу. Потому каждое всплытие, которых на пути к Арктике было всего два, воспринималось как праздник. Не всем довелось подняться на командирский мостик, но радовала сама мысль о том, что лодка, долгое время находившаяся в плену у глубины, вырвалась на свободу. И выходившие подышать свежим воздухом с упоением потом рассказывали о небе, на которое в нормальной жизни никто не смотрит, и о бакланах, сопровождавших субмарину в ее коротком плавании в надводном положении.
Служба на лодке учит ценить жизнь. В прочном корпусе приходится жить неделями, порой месяцами. Оптимистов на лодке гораздо больше, и лица веселые встречаются гораздо чаще, чем мрачные и тоскливые. Особенно... в сауне, где подводники любят посидеть после вахты. Небольшой бассейн наполняется чистейшей забортной водой. И подводники таким образом купаются в Северном Ледовитом океане, снимают накапливающуюся день ото дня психологическую усталость.
Узнать целебные свойства сауны довелось и мне. Правда, сначала пришлось попробовать вкус соленой воды Баренцева моря. В первый же день похода на глубине 60 метров, куда бесшумно опустилась наша субмарина, в центральном посту состоялось мое торжественное посвящение в подводники. Предстояло опорожнить наполненный до краев забортной морской водой стакан. И с поставленной задачей я справился успешно, за что из рук командира подлодки капитана 1 ранга Богачева получил соответствующее свидетельство.
Этот ритуал появился, наверное, еще тогда, когда морскую глубину покорила первая подводная лодка. Проходит его каждый, кто впервые в жизни опускается на субмарине под воду. Это своеобразный пропуск, по которому начинающий подводник имеет право стать полноправным членом единого, сплоченного коллектива — экипажа лодки.
...В память о пребывании во льдах мы закопали капсулу с посланием тем, кто будет здесь после нас, установили два флага, на которых расписались все члены экипажа - трехцветный государственный и военно-морской Андреевский, оставили белым медведям несколько килограммов сгущенки и тушенки. И отправились домой. Так же бесшумно, как и всплывали, мы ушли на глубину, подо льды, взяв курс на Северодвинск. Родной берег встретил нас через две недели.
Впервые Андреевский флаг на южной оконечности Африканского континента взвился в далеком 1826 г. Сначала капитан-лейтенант Коцебу на шлюпе «Предприятие», а затем экспедиция под командованием Литке обогнули мыс Доброй Надежды. В марте 1853 г. фрегат «Паллада», на борту которого находился писатель Иван Гончаров, и винтовая шхуна «Восток» совершили переход к мысу Доброй Надежды. Спустя еще несколько месяцев после 88-дневного плавания Капскую колонию посетил русский транспорт «Двина». В 1865 г. в Южной Африке побывал фрегат «Дмитрий Донской», а в 1904-м — госпитальное судно «Орел». Затем наступил долгий перерыв — почти целый век. И вот к мысу Доброй Надежды снова пришли корабли под Андреевским флагом.
Была у российских моряков и возможность познакомиться с жизнью и бытом моряков южноафриканских ВМС. Мы посетили главную военно-морскую базу ЮАР в небольшом городке Саймонстаун. По техническому оснащению она вряд ли уступит базам ведущих морских держав. Традиции ВМС ЮАР берут начало от британского флота. Как и на английских кораблях, там подчеркивают отличия различных категорий моряков в социальном, служебном, материальном положении. Матрос, к примеру, не имеет права без разрешения появляться в обществе старших по званию. На прием к вышестоящему начальству, как правило, приглашаются моряки только одной категории. На таких мероприятиях не увидишь одновременно старшин и офицеров. Элитарность последних проявляется даже внешне. Считается недопустимым суетливость, быстрая ходьба в присутствии подчиненных.
Морякам постоянно напоминают: служба на флоте престижна. На это «работают» выпускаемые большими тиражами книги, брошюры, аудиокассеты, плакаты и регулярные масштабные театрализованные представления. Не редкость и дни открытых дверей, когда на корабли и в учебные центры приглашают членов семей военнослужащих, местное население, показывают технику, вооружение, знакомят с условиями службы, быта и досугом моряков. Перед гостями выступают представители командования. Воспитанию патриотизма способствует приглашение ветеранов флота. Они присутствуют на церемониях ввода в боевой состав кораблей, посещают подразделения в дни годовщин исторических событий.
Кроме посещения Южной Африки во время похода было немало других интересных встреч, событий. К примеру, как только корабли покинули территориальные воды России, к ним стали присматриваться наблюдатели из разных стран. Над нашим отрядом летали самолеты и вертолеты Дании, Франции, Великобритании, Нидерландов, Испании, Германии. Сразу после прохода Гибралтара к эсминцу «пристроился» отряд кораблей ВМС Италии, а спустя несколько дней вышедший на связь с «Настойчивым» на международном канале экипаж самолета «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США передал сообщение: «Командующий 6-м флотом вице-адмирал Аббот приветствует вас в Средиземном море». В Абу-Даби «Настойчивый» принимал участие в международной выставке вооружений. Кроме России свои самые современные корабли прислали туда другие ведущие морские державы. Великобританию, к примеру, представляли легкий вертолетоносец «Илластриес» и фрегат «Ричмонд», США — эсминец «Гамильтон», Германию — фрегат «Мекленбург-Форпомерн», искатель мин «Бад Бавенсе» и тральщик «Энсдорф», Францию — фрегат «Лафайет», Нидерланды — фрегат «Ван Галей» и универсальный транспорт снабжения «Амстердам». Наш эсминец составил им достойную конкуренцию.
У балтийцев была возможность не только побывать на иностранных кораблях, общаться с зарубежными коллегами, но и познакомиться с Абу-Даби — одним из центров мировой торговли. Это не только определение из энциклопедии. Это стиль жизни. С ввозимых в страну товаров не взимают пошлины, поэтому цены там по сравнению с московскими гораздо ниже, что и привлекает в оазис среди пустыни торговцев со всего мира, в том числе и российских.
Побольше бы «волков» отечественному флоту!
На снимках: Первый заместитель командующего флотилией атомных подводных лодок контр-адмирал Владимир МАКЕЕВ.
Участники похода на полюс: командир субмарины капитан 1 ранга Александр БОГАЧЕВ и командир дивизии атомных подлодок капитан 1 ранга Владимир ДОМНИН.
«Тайфун» возвращается из похода.
Лодка «вспарывает» льды.
Праздник Нептуна во время пересечения экватора.
Порт захода - южноафриканский Кейптаун.
Старшина котельной группы «Настойчивого» старший мичман Василий ЯРЫНЫЧ.
Эскадренный миноносец «Настойчивый».
Источник "Красная Звезда"
http://www.redstar.ru/2007/01/10_01/2_08.html
http://www.redstar.ru/2007/01/10_01/2_08.html
Немає коментарів:
Дописати коментар