«У вас не было Чернобыля? Тогда мы плывем к вам. Ваша ПАЭС».
13 апреля 2007 г. Москва-Северодвинск. Накануне официального начала строительства плавучей АЭС, которое должно состояться 15 апреля в Северодвинске, Гринпис публикует список известных аварий и инцидентов, связанных с плавучими реакторами. Об опасности «плавучих реакторов» и их невыгодности общественные организации говорили много и всегда, но статистика красочнее и показательнее опровергает голословные утверждения атомщиков о безопасной эксплуатации ядерных реакторов в море.
Почти вся история аварий и инцидентов на судовых атомных реакторах скрыта под грифом «секретно», поэтому список составлен лишь на основе доступных общественности источников - информации далеко не исчерпывающей. За все время существования плавучих реакторов известно как минимум 100 произошедших на них аварий - от протечек до расплавления активных зон и взрывов, в том числе четыре известные аварии в Северодвинске с выбросом радиоактивных частиц.
Одна из самых значительных аварий – взрыв реактора подводной лодки в Бухте Чажма на Дальнем Востоке в 1985 году. Но о многих авариях до сих пор ничего не известно или имеются лишь отрывочные сведения. Так, до сих пор неизвестны детали ядерной аварии на ледоколе «Ленин» в конце 60-х годов, когда расплавился реактор и погибли, по разным данным, около 30 человек, а остальные получили сильное облучение, приведшее к лучевой болезни.
Стоит отметить, что статистика аварий на атомных реакторных установках российских ледоколов очевидно свидетельствует о том, что аварийность не падает с годами: так, только в течение 2000 года на российских ледоколах произошло 3 срабатывания аварийной защиты и 10 происшествий.
«С самого начала эксплуатации судовые реакторы показали, насколько они сложны и капризны в эксплуатации, - сказал Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России. - Ни одна страна в мире не строит плавучих АЭС, в свое время от подобных проектов отказались и в США».
Против строительства плавучих АЭС выступают также и жители Архангельской области. Местная общественная экологическая организация ЭТАС, при поддержке городского общественного экологического совета г. Северодвинска провела здесь пикет против начала строительства плавучей атомной стации под лозунгами: “Мы за чистую энергию”, “Мы не подопытные кролики”. Гринпис требует от правительства отказаться от безумных планов строительства плавучих реакторов.
• 14 июня 1960 г. На АПЛ ВМС США, стоявшей в доке Перл-Харбора, Гавайи, произошел взрыв и возгорание. Пожар разгорелся в результате разгерметизации трубопровода высокого давления, по которому на борт подавался кислород. Через несколько мгновений раздался взрыв. После того, как противопожарного оборудования дока и катера оказалось недостаточно, чтобы справиться с огнем, офицерский состав отвел лодку от дока и затопил ее, открыв торпедные люки.
• 13 октября 1960 г. Баренцево море. Радиационная авария на советской АПЛ «Ноябрь» (К-8), проект 627. Выброс радиоактивных продуктов в результате взрыва парогенератора. Переоблучилось 13 человек.
• 28 ноября 1960 г. Во время выполнения штатных работ на борту АПЛ ВМС США Nautilus (SSN-571), стоящей на военно-морской верфи Портсмут, шесть человек пострадали в результате разгерметизации охлаждающего контура реактора. Разгерметизация произошла в результате случайного открытия клапана. Одежда пострадавших и дозиметры были выброшены.
• 10 апреля 1963 г. Северная Атлантика. Авария реактора на АПЛ класса «Отель-2» (К-19), проект 658. Гибель 8 человек.
• 20 декабря 1963 г. Возгорание в реакторном отсеке на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС, которая стояла на верфи, Барроу-ин-Фернесс.
• Февраль 1965 г. Мурманск. Атомный ледокол «Ленин» Во время ремонтных работ авария реактора №2 с повреждением большей части активной зоны. Переоблучение экипажа.
• 12 февраля 1965 г. Северодвинск. Ядерная авария на советской АПЛ «Ноябрь», (К-11), проект 627. Несанкционированный выход реактора на мощность, выброс радиоактивных продуктов. Переоблучение экипажа.
• 15 сентября 1966 г. Обнаружение трещин в стальном корпусе АПЛ HMS Resolution королевских ВМС с баллистическими ракетами на борту.
• 1966 г. Северный Ледовитый океан. По данным ЦРУ, “обнаружена утечка в защите реактора одной из советских атомных подлодок, базирующихся в Полярном, на Кольском полуострове. Часть команды была направлена в специальный медицинский центр, расположенный на острове недалеко от Мурманска, где моряки проходят лечение от лучевой болезни… Команда, направленная на остров, на судно уже не вернулась”.
• 1966-1968 гг. Северный Ледовитый океан. По данным ЦРУ, в 1966-68 гг. близ северного полюса загорелась советская атомная многоцелевая подлодка класса “Ноябрь” - “Комсомолец”. “В результате аварии погибли члены команды загоревшегося кормового отсека, заблокированного от остальной лодки с двух сторон. Причиной возгорания послужил взрыв кислорода, силовая установка не затронута”.
• 1967 г. Мурманск. Атомный ледокол «Ленин». Выброс радиоактивных продуктов из-за течи 3-го контура.
• 24 ноября 1967 г. Атлантический океан. На атомном грузовом судне Savannah, США, произошла утечка в системе охлаждения реактора.
• 27 мая 1968 г. Атлантический океан. АПЛ ВМС США Scorpion (SSN-589) затонула в 400 милях к юго-западу от Азорских остров. Погибла вся команда, состоящая из 99 человек.
• 24 мая 1968 г. Баренцево море. АПЛ «Ноябрь», (К-27), проект 645. Ядерная авария в результате выхода из строя автоматического регулятора мощности. Выброс радиоактивного газа из газовой системы. Переоблучение всего экипажа - 147 человек, из них погибли 44 человека.
• 14 июня 1960 г. 27 августа 1968 г. Северодвинск. АПЛ «Янки», (К-140), проект 667а. Ядерная авария. Несанкционированный выход реактора на мощность. Переоблучение всего экипажа.
• 10 января 1970 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС Dreadnought, стоящей в доке в г. Розит, Шотландия, обнаружены серьезные проблемы во время перегрузки топлива в ядерном реакторе.
• 19 января 1970 г. г. Горький, завод «Красное Сормово». АПЛ «Чарли», (К-320), проект 670. Ядерная авария. Несанкционированный пуск реактора. Гибель четырех, переоблучение нескольких сотен человек, радиационное загрязнение завода.
• 25 июля 1970 г. Слесарь-сборщик военно-морской верфи Чатем, Великобритания, выполняя работы на атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Valiant, получил дозу радиации в тот момент, когда он случайно вдохнул радиоактивный материал.
• 29 декабря 1971 г. АПЛ ВМС США Dace (SSN-607) сбросила в Темзу, Нью-Лондон (New London), Коонектикут, 500 галлонов воды, используемой для охлаждения атомного реактора.
• 1 сентября 1974 г. Тихий океан. На первом и единственном японском атомном торговом судне Mutsu, во время выполнения первого испытательного плавания в Тихом океане, обнаружена утечка из реактора. Очевидно, утечка возникла в результате несовершенной конструкции защитного экрана реактора, что привело к выбросу радиации.
• 2 мая 1976 г. На атомной многоцелевой подводной лодке королевских ВМС HMS Warspite произошло возгорание в дизельном отсеке. Трое пострадавших. В этот момент лодка находилась в доке королевских морских сил, Кросби на Мерси, Великобритания.
• 31 декабря 1977 г. Атлантический океан. В 1976-77 годах на одной из атомных подводных лодок королевских ВМС HMS Repulse с баллистическими ракетами на борту возник пожар.
• 23 мая 1978 г. Во время ремонта трубопровода на борту АПЛ ВМС США Puffer (SSN-652) на военно-морской верфи Puget Sound, Бремертон, Вашингтон, радиоактивная вода вылилась на палубу. Представитель ВМС заявил, что “менее 5 галлонов” практически нерадиоактивной воды вылилось во время выполнения плановых работ. Согласно сообщениям ВМС, рабочие не пострадали. Работники верфи оспаривают высказывания военных, заявляя, что вылилось около 100 галлонов воды. Многие рабочие получили ожоги кожных покровов. Эти данные невозможно перепроверить. Зараженный участок сухого дока, размером 15х20 футов, удален, герметично запечатан, и отправлен в ядерный могильник в Ханфорде, Вашингтон.
• 17 января 1979 г. Атлантический океан. Выброс пара после взрыва в машинном отделении на борту атомной подводной лодки королевских ВМС HMS Revenge.
• 12 августа 1980 г. Атлантический океан. Атомная многоцелевая подводная лодка королевских ВМС HMS Sovereign вышла из строя во время выполнения плановых испытаний в Плимуте, Великобритания. Согласно заявлениям королевских ВМС, крушение было вызвано “незначительными механическими повреждениями”.
• 15 мая 1981 г. Атлантический океан. В охлаждающей системе атомной многоцелевой подводной лодки королевских ВМС HMS Valiant, после возвращения субмарины в Девонпорт, Великобритания, обнаружена трещина.
• 28 сентября 1982 г. По заявлениям ВМС США, на АПЛС ВМС США Sam Houston (SSN-609) произошла утечка менее 50 галлонов низкорадиоактивной жидкости во время проведения плановых испытаний на военно-морской верфи Puget Sound, Бремертон, Вашингтон. Во время происшествия в отсеке находились два человека.
• 1 июня 1983 г. Тихий океан. В июне 1983 г. советская атомная подводная лодка класса “Чарльз” с крылатыми ракетами на борту затонула восточнее военно-морской базы в Петропавловске, недалеко от южного побережья Камчатки. Согласно отчетам США, от 90 до 100% команды погибло. Причина несчастного случая не установлена.
• Апрель 1984 г. АПЛ «Чарли», (К-508), проект 670М. Радиационная авария. Течь парогенератора.
• 1 октября 1987 г. На атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Renown с баллистическими ракетами на борту обнаружена утечка хладагента реактора во время проведения испытаний в реакторном отсеке.
• 26 января 1988 г. На атомной подводной лодке королевских ВМС HMS Resolution с баллистическими ракетами на борту, стоящей в доке Фаслейн, Шотландия, произошло короткое замыкание. Журналисты “Обозревателя” сообщили, что во время замыкания отключились насосы первого контура, что чуть не привело к расплавлению активной зоны реактора.
• 1 ноября 1988 г. В соответствии с заявлениями советской прессы, в ноябре на атомном ледоколе “Россия”, находившемся в тот момент в Мурманске, после внезапной утечки охлаждающей жидкости практически расплавилась активная зона реактора.
• 7 апреля 1989 г. Северный Ледовитый океан. Советская атомная подводная лодка класса “Майк” с крылатыми ракетами на борту затонула в 270 милях к северу от побережья Норвегии, после того, как команда не смогла справиться с пожаром. Сорок два члена экипажа погибли.
• 25 января 1993 г. Карское море. Атомный ледокол «Арктика». Разгерметизация крышки реактора. Выброс радиоактивных веществ (общей активностью не менее 1,5 Ки) на протяжении нескольких суток. Переоблучение экипажа.
• 22 февраля 1996 г. Мурманск. Атомный ледокол «Арктика». Течь 1 контура (до 70 л./час).
• 2 августа 2000 г. Баренцево море. АПЛ «Оскар-II», К-148 («Курск»). Гибель корабля. Погибло 116 человек.
***
Это всего лишь небольшое количество из всех случившихся аварий.
Среди других проблем плавучих АЭС:
- нерешенность проблемы радиоактивных отходов;
- проблемы с утилизацией (яркий пример – проблема утилизации подводных лодок);
- экономические просчеты (не учитывается, например, физическая защита при эксплуатации и транспортировке плавучих АЭС);
- уязвимость для терактов (ПАЭС предполагается эксплуатировать в Индонезии, известной пиратством и распространенностью террористических групп);
- уязвимость для цунами (ПАЭС будут стоять у берегов Камчатки, Индии, где с системной периодичностью происходят цунами);
- привлекательность для террористов, желающих получить материал для ядерного оружия или «грязной» бомбы (то, что проект опасен, подтверждает тот факт, что буквально 2 месяца назад Росатом после длительной кампании неправительственных организаций решил не использовать в качестве топлива уран оружейного качества).
По материалам Гринписа.
Немає коментарів:
Дописати коментар