середу, грудня 29, 2010

Забытый подвиг советских подводников




В Северодвинск (Архангельская область) прибыл министр обороны РФ Сергей Иванов. Предполагаю, что он будет говорить о дальнейшем развитии нашего подводного флота. Но нелишне, на мой взгляд, в эти июльские дни вспомнить и тех, кто 44 года назад, 17 июля 1962 года, на атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол" впервые всплыл в районе Северного полюса.
Перебираю письма, документы, фотографии подводников атомохода "Ленинский комсомол". Со многими был знаком лично, получал письма, которые после ухода из жизни этих людей стали единственными свидетелями событий сорокачетырехлетней давности.
Почему именно этому кораблю было доверено открыть арктическое подледное плавание? Полный ответ на этот вопрос дал адмирал флота В. Чернавин (капитан 2 ранга В. Чернавин командовал лодкой - дублером, которую готовили к походу на Северный полюс на случай непредвиденных обстоятельств): "Сама судьба этого корабля определила его первопроходчество. Ведь "Ленинский комсомол" - первая атомная подводная лодка. Ее экипаж был первым советским экипажем подводников-атомников. И, естественно, этому атомоходу многое приходилось делать впервые в истории отечественного флота.
За успешное освоение новой техники первый командир "Ленинского комсомола" глубоко уважаемый подводниками всех поколений в то время капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Его старпом капитан 2 ранга Лев Жильцов и первый инженер-механик атомохода инженер-капитан 2 ранга Борис Акулов были награждены орденами Ленина. Несколько человек были удостоены орденов Красного Знамени, а все моряки срочной службы - медалей Ушакова. И по наградам и по трудам не было в то время экипажа, равного экипажу "Ленинского комсомола"...
Нам дорог и вид твой - суровый и милый, 
Ты лучше других кораблей. 
Для нас ты – кусочек Отчизны любимой 
В бескрайних просторах морей...
Эту песню написали коллективно моряки экипажа Жильцова. И не раз она звучала в отсеках во время того сорокачетырехлетней давности похода.
- А поход был связан с опасностью и риском, - скажет после Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Александр Иванович Петелин, - ведь Арктика сурова. Она не прощает ни малейшей оплошности...
За время четырнадцатилетней службы на Северном флоте я неоднократно бывал на борту "Ленинского комсомола", встречался с участниками исторического похода, переписывался с теми, кто в силу различного рода причин покинул Северный флот. Первопроходцев всегда ожидают сюрпризы, требующие мобилизовать все силы и выдержку на их преодоление. Поэтому экипаж тщательно готовился к походу. Эту подготовку океан проверил в первые же дни: стал резко нагреваться подшипник одной из систем. Опытные старшины Метельников, Воробьев, матросы Вьюхин, Ильинов под руководством инженер капитан-лейтенанта Шурыгина быстро его заменили.
- В экстремальных условиях мы впервые испытали атомную энергетическую установку - сердце корабля, - вспоминал Герой Советского Союза Рюрик Александрович Тимофеев, бывший командир электромеханической боевой части "Ленинского комсомола". - Результаты превзошли ожидания и конструкторов и личного состава. Были доказаны практически неограниченные возможности атомных лодок, их способность проходить без всплытий десятки тысяч миль...
Николай Петрович Ботин, во время исторического плавания старшина команды машинистов-турбинистов, в одном из писем писал мне: "Самая дорогая реликвия у меня от службы - это фотография и грамота, врученные мне на Северном полюсе командиром Львом Михайловичем Жильцовым.. И главная заслуга в успешном выполнении подледного похода к полюсу - это грамотные, отважные и решительные действия нашего командира Л.М. Жильцова, нашего механика Р. А. Тимофеева, старшего на борту командира базы А.И. Петелина, а также всех офицеров дивизионов и служб. Личный состав к плаванию тоже был подобран особо, среди нас маменькиных сынков не было Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления...
Однако каждый из нас, моряков, на своем посту старался выполнять четко и неукоснительно все операции. Конечно, сегодня уже забываются фамилии участников похода и сослуживцев. Как бы хотелось встретиться, поговорить друг с другом, посмотреть...
Не знаю, как кому, но мне еще запомнился на всю жизнь волнующий момент вручения награды Никитой Сергеевичем Хрущевым. У меня, человека, не знавшего и не ощущавшего материнской ласки, отцовского твердого плеча (отец погиб в сорок первом) после слов и по-отечески доброго взгляда Хрущева появились слезы на глазах".
А это строки из письма Александра Яковлевича Штурманова, политработника корабля во время похода к полюсу:
"К июлю 1962 года не было достаточно информации о толщине паковых льдов, об осадках айсбергов, о статистике полыней, разводов, водных каналах во льдах, пригодных для всплытия, о распространении звука подо льдами, о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т. д. Не применялись в то время спутниковые системы навигации. У первого нашего атомохода, коим и была лодка К-3, надежность приборов и систем была значительно ниже, чем у современных атомных субмарин. Поэтому командованию корабля, специалистам, всему экипажу необходима была особая бдительность в сочетании с высокими моральными качествами, отличная техническая и специальная выучка, четкое соблюдение режима несения вахт. Об этом в ходе плавания неоднократно напоминали командующий объединением контр-адмирал А.И. Петелин, командир корабля.

Немає коментарів: