K-43 (2.08.1966)
К-87 (с 01.1978 — K-212) (20.03.1968)
К-25 (31.08.1968)
К-143 (позже К-121) (29.04.1969)
К-313 (16.07.1969)
К-308 (12.02.1970)
К-302 (11.07.1970)
К-320 (27.03.1971)
К-325 (4.06.1971)
К-429 (22.04.1972)
К-201 (26.08.1972)
Головная К-43 была заложена 9.05.1964, вошла в строй 6.11.1967. Последняя (К-201) была заложена 16.11.1971, вступила в строй 31.01.1973. Все были построены в Горьком, на заводе «Красное Сормово». Проект разработало СКБ-112 (с 1974 — «Лазурит») при этом заводе. Главный конструктор проекта — В.П. Воробьев.
После спуска на воду лодки в специальном доке доставляли по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск, где производилась достройка и сдача заказчику.
3624/5000 т; 95,6 х 9,6 х 6,88 м; 7 отсеков; рабочая глубина погружения 240 м (предельная 300); один реактор ВМ-4, T3A-631 — 15.000 л.с.; 1 гребной вал; скорость 10/26 узлов; автономные турбогенераторы (ТМВВ-2) 2 х 2000 кВт, 1 дизель-генератор 500 кВт; 8 ПКР П-40 «Аметист»; 4—533-мм носовых ТА (боекомплект 12 торпед 53—65 и СЭТ-65), 2—400-мм носовых ТА (боекомплект 4 торпеды СЭТ-40 либо МГТ-2), вместо торпед лодка могла брать 26 мин; ГАК «Керчь»; экипаж 86 человек; автономность 60 суток.
Советскому флоту настоятельно требовались подводные лодки для борьбы с американскими авианосцами. Проект 661 оказался неудачным, поэтому решили строить лодки с корпусами из стали вместо дорогого титана и с меньшей скоростью подводного хода, зато менее шумные. Поскольку верфи Северодвинска и Комсомольска были в то время загружены строительством атомных стратегических ракетоносцев, «убийц авианосцев» второго поколения решили строить на Волге, в Горьком.
Все наружные поверхности легкого корпуса, внешняя поверхность прочного корпуса, надстройка и ограждение выдвижных устройств были обшиты резиновым покрытием. Применялась звукоизолирующая амортизация механизмов и фундаментов, облицовка переборок и палуб вибродемпфирующими покрытиями. За счет этого, а также благодаря одновальной однотурбинной силовой установке, лодки пр. 670 имели весьма низкий для того времени уровень шумности. Среди всех советских атомоходов 2-го поколения они считались самыми «тихими».
Управление боевыми средствами осуществлялось с помощью БИУС «Брест». Имелся инерциальный навигационный комплекс «Сигма».
Весь личный состав обеспечивался индивидуальными койками, офицеры размещались в каютах (1—2 места), имелись две кают-компании (для офицеров, для старшин и матросов).
Контейнерные пусковые установки находились в передней части корабля, вне прочного корпуса, по 4 с каждого борта, под углом 32 градуса к горизонту.
В типовой боекомплект входили 2 ракеты с ядерной боевой частью и 6 — с обычными фугасными зарядами. Пуск ракет мог производиться двумя залпами (по 4 ракеты) с глубины до 30 метров, на скорости не более 5,5 узлов, при волнении моря до 5 баллов.
Однако врожденные недостатки ракет «Аметист» — недостаточная защищенность от радиоэлектронных помех, низкая избирательность целей, малая скорость и дальность — серьезно ограничивали боевые возможности лодок. Более того, ракеты требовалось запускать чуть ли не в упор, поскольку гидроакустический комплекс «Керчь» мог обнаружить вражеский авианосец не далее, чем за 20-25 км!
Командир К-429 капитан 1-го ранга А. Копьев, оценивая сильные и слабые стороны субмарин проекта 670, позже отметил:
«Главная задача этих лодок — борьба с авианосцами из состава АМГ. Конечно, подводный старт КР «Аметист» с эффективной дальностью стрельбы до 56 км и несколько меньшая шумность (по сравнению с АПЛ пр. 675 — основного носителя КР с надводным стартом) намного увеличили потенциал АПЛ пр. 670 по уничтожению оружием с СБЧ (специальной боевой частью) главной цели — авианосца. Но именно с ядерным боеприпасом, а не в обычном снаряжении.
Помимо авианосца, в состав АМГ входят 7—10 кораблей охранения плюс многоцелевая АПЛ, имеющая над советскими лодками превосходство по главному параметру, характеризующему скрытность, — шумности, и как следствие — преимущество в дальности обнаружения противника, т. е. АПЛ пр. 670.
Понятно, что при таких условиях решение задачи уничтожения авианосца становится проблематичным. Даже если тебе повезет и, прорвав глубоко эшелонированную ПЛО, ты выйдешь на гидроакустический контакт с авианосцем, запущенные КР встретят корабли охранения, имеющие на вооружении ЗРК, способные поражать одновременно несколько высоколетящих и низкоскоростных целей, какими являются КР «Аметист»
(Альманах «Тайфун», 2001, N° 4, с. 33.).
Субмарина К-429 затонула 24.06.1983 в бухте Саранная (Камчатка), на глубине 39 метров, в результате ошибочных действий экипажа. При этом погибли 16 человек. Была поднята и отремонтирована. Однако 13.09.1985, через несколько дней после приемки, вновь затонула прямо у стенки судоремонтного завода в Большом Камне.
В 1987 была превращена в УТС-130, используемую по сей день.
Самый необычный эпизод в истории атомоходов пр. 670 — передача К-43 в январе 1988 в аренду на 3 года ВМФ Индии, где она получила имя «Chakra». За три года службы почти год она провела в походах.
Когда срок аренды истек, правительство Индии пыталось продлить его и даже хотело взять в аренду вторую такую же лодку. Но Москва под нажимом Вашингтона ответила отказом.
Списаны в 1990 (К-87), 1991 (К-25, 325), 1992 (К-43, 308, 313), 1993 (К-143,302), 1994 (К-201, 320).
А. Е. Тарас «Атомный подводный флот»
Немає коментарів:
Дописати коментар