Игорь СМАГА
В 1971 году в Украине, на густонаселенной Харьковщине, с личного одобрения Косыгина и Брежнева устроили открытый ядерный взрыв.
Он должен был заткнуть извержение газа – но лишь разнес по местности радиоактивную дрянь.
До чернобыльской трагедии в Украине было два ядерных взрыва, и оба санкционировало советское руководство. 28 сентября «Газета…» писала об одной из катастроф: в 1979 году в Енакиево сдвигали взрывом пласты пород, чтобы выпустить из шахты метан. Но он никуда не делся, а остатки заряда до сих пор угрожают заражением грунтовых вод. Эксперимент, о котором мы пишем сегодня, тоже провалился: и колоссальную утечку газа ликвидировать не сумели, и Харьковщину радиоактивными изотопами загадили. Населению, обреченному на онкозаболевания, даже не сказали, что происходит. Это случилось 9 июля 1971 года.
«Проверенный способ перекрыть утечку почему-то не использовали»
В 1970 году в Харьковской области было найдено месторождение газа, входящее в пятерку крупнейших в Европе. Только на скважинах возле села Крестище Красноградского района разведанные запасы примерно оценивались в 300 миллиардов кубометров.
– Тогда главное было – план, – рассказывает Василий Градюк, бывший начальник Харьковского месторождения. – Добывать 10% от разведанного объема в год. Буровики сделали 17 скважин в том районе. В одной из них – возле села Крестищи – случился выброс газа, поскольку он встретился на глубине 2 600 м, а не 3 км, как ожидали. К тому же там было сильнейшее давление – около 500 атмосфер. Трубы вылетали, как макаронины. Погиб буровик.
– Чтобы вы поняли, что такое давление в 500 атмосфер, представьте, что если сунуть голову в трубу – оторвет, – говорит академик Роман Макар, в то время замдиректора «Укргазпрома». – Пришлось зажечь факел, чтобы газ не скапливался в низменностях в районе скважины.
Газовый факел высотой в десятки метров горел почти год. Образовался обугленный кратер. В сутки он «сжирал» около 5 млн кубометров газа – этого количества хватит на весь Киев, включая промышленные предприятия. Вообще-то газовщики не церемонятся с любым ЧП, подключая даже военную артиллерию и тяжелую бронетехнику. Танки и пушки расстреливают конструкции над скважиной, мешающие работать, и в нее заливают цементирующий раствор. Но в Крестищах не получилось – сумасшедшее подземное давление вышвыривало раствор фонтаном. Хотя разломилась труба у самой поверхности, на глубине 20 м, газовики об этом не знали.
– Существует старый, проверенный метод раскапывания, – продолжает академик Макар. – Но почему-то его проигнорировали.
Никто точно не знал, что делать. Бесплодные попытки заткнуть пасть подземного дракона унесли жизни еще двоих человек.
Надеясь перекрыть скважину сдвинутым грунтом, не учли его рыхлость
Как вспоминает Василий Градюк, в Крестищи со всего Союза присылали массу инженерных проектов ликвидации выброса. Например, десятками тракторов натянуть огромную железобетонную плиту. Но газ при таком давлении все равно найдет выход на краях плиты – может, например, появиться в колодцах, подвалах жилых домов. Так что все же искали способ закачать в скважину раствор.
– И тогда в Москве решили взрывать, – говорит Роман Макар. – «Добро» получали на высшем уровне – за подписью Косыгина и Брежнева. Приехала делегация из столицы, из Министерства средней промышленности. Их сопровождали военные генералы и, конечно, работники КГБ. Весьма неглупые, кстати, генералы – хорошо разбирающиеся в физике… Их идея была в том, что атомный взрыв подвинет почву, которая перекроет скважину. Сбоку под основную скважину под углом пробурили ход глубиной почти 2 км. Не учли только, что почва рыхлая – солевые пласты.
Опыт «ядерного» тушения газовых пожаров уже был – и в Узбекистане, и на севере России. Впрочем, Роман Макар называет все те попытки неудачными. А Харьковщина – это вам не Якутия и не Узбекистан: в районе взрыва – пять сел с общим количеством населения около 1500 человек и ближайшее село Крестищи всего в 2 км от эпицентра. И хоть специалисты режимного города Челябинск-75 создали заряд с очень коротким периодом полураспада радиоактивных элементов – всего в несколько недель, чтобы избежать радиоактивного заражения местности – ударить по здоровью людей радиация успела.
«Всю атомную гадость выбросило в воздух»
Продолжение следует..
Немає коментарів:
Дописати коментар