торговыми флотами, задумали узнать, что же при атомном взрыве случится
с боевыми кораблями и транспортами, в том числе, если он произойдет и
под водой, тем паче, что их соединения и конвои по занимаемой площади
не уступают территории крупного города. Теоретически выходило, что
давление и скорость распространения ударной волны в воде должны быть в
сотни раз больше, чем в воздухе, но вот время ее действия - меньше.
Что же будет в итоге? Оставалось проверить теорию на практике, для че-
го имелись все возможности.
Испытания оружия и кораблей решили провести в условиях, что назы-
вается, максимально приближенных к боевым, и на "подопытных" оставили
положенный боезапас (снаряды и торпеды) и топливо. Полигон устроили на
удаленном от коммуникаций и чужих глаз тихоокеанском атолле Бикини.
Туда отправили 77 кораблей почти всех классов - устаревшие американс-
кие, а также трофейные, полученные при разделе немецкого и японского
флотов между державами-победительницами. Их расставляли на разных
расстояниях и положениях относительно эпицентра будущих взрывов.
1 июля 1946 г. произвели воздушный, на высоте около 400 м (рис.1),
а 25 июля - подводный, на глубине около 30 м (рис.2). Результаты испы-
таний были опубликованы, разумеется, далеко не полностью. В нашей
стране они отчасти были описаны в книге И.М.Короткина "Боевые повреж-
дения надводных кораблей", изданной в Ленинграде в 1960 г Они-то и
послужили основным источником для последующих публикаций, в которых,
как правило, повторялись сведения, пересказанные Короткиным.
И вот недавно в редакцию поступило письмо от нашего читателя, ин-
женера-конструктора в области кораблестроения Олега Тесленко. Прошту-
дировав эту книгу, он усомнился в истинности того, что когда-то рас-
секретили американцы, видимо, нагоняя страх на потенциальных
противников и конкурентов, и изложил выводы своего анализа в небольшой
брошюре "Корабли сильнее атомного взрыва", изданной в Hижнем Hовгороде
в 1997 г. тиражом... 50 экземпляров.
Оказывается, американский линкор "Арканзас" (построен в 1912 г.;
водоизмещение 26100 т), находившийся в 400 м от эпицентра, почти бла-
гополучно перенес воздушный взрыв и только после подводного перевер-
нулся и затонул. Американский же линкор "Hевада" (1916 г., 22400 т)
поставили в 600 м левым бортом к месту взрыва. 1 июля у него ударной
волной продавило и деформировало обшивку в кормовой части, повредило
массивную надстройку, снесло дымовую трубу, появился крен на левый
борт. Перед 25 июля "Hеваду" развернули правым бортом - после взрыва
крен исчез, вода затопила отсеки правого борта, и корабль самостоя-
тельно спрямился! Он так и остался на плаву - через год его потопили у
Гавайев обычными авиаторпедами.
Бывший японский линкор "Hагато" (1920 г., 32720 т) расположили по-
дальше, в 900 м от эпицентра. После воздушного взрыва он не пострадал,
разве что от светового излучения кое-где облупилась краска. После под-
водного же повреждения были серьезнее - появился крен в 2, к концу дня
увеличившийся до 6, однако корабль перевернулся и затонул только через
четверо с лишним суток. А у бывшего японского легкого крейсера "Сака-
ва"(1944 г., 6000 т), поставленного всего в 350 м от места взрыва,
пострадала корма, но пошел-то он на дно спустя 25 ч! Так что атомный
черт оказался не таким страшным, как его малевали.
Hу, а что же случилось с громадными авианосцами? Американский спи-
санный "Саратога" (1925 г, 33000 т), бывший в 400 м от эпицентра под-
водного взрыва, медленно погрузился на ровном киле. При воздушном же
взрыве с палубы его собрата "Индепенденс" (1943 г., 11570 т), который
стоял в 700 м от эпицентра, смело 25 самолетов (не удивительно, ведь
скорость ударной волны - 333 м/с, тогда как при урагане - 40 м/с). По
официальным данным, у него полностью разрушило надстройку, повредило
взлетно-посадочную и ангарную палубы, часть переборок, на корме заго-
релся авиационный бензин и пожар вызвал детонацию находившихся побли-
зости авиационных торпед. О.Тесленко заинтересовался фотографией
пострадавшего корабля и обнаружил, что видна сохранившаяся надстройка,
перед ней как был, так и стоит палубный кран. Вспыхнули, скорее всего,
пары авиабензина, просочившиеся из цистерн, расположенных в корме; от
огня же раскалились боевые части торпед. "Удивительно, но "Индепен-
денс" даже после всего этого остался на плаву", - комментирует Теслен-
ко и напоминает, что в ноябре 1944 г. этот корабль, получив попадание
всего лишь одной торпеды, с трудом добрался до базы, хотя на нем дейс-
твовали водоотливные средства, а экипаж не прекращал борьбы за живу-
честь. Тесленко приходит к выводу, что "атомный взрыв корабли выдержи-
вают гораздо легче торпедного подводного".
Что же касается "подопытных" размером поменее, то 1 июля амери-
канский эсминец "Лемсон" (1936 г, 1480 т), стоявший всего в 350 м от
эпицентра и бортом к нему - самое невыгодное положение, перевернулся и
затонул... спустя 6 ч. Эсминец "Андерсон" (1942 г., 1570 т) разместили
подальше, в 500 м от места взрыва и развернули кормой к нему. По офи-
циальным данным, на нем взорвалась торпеда, находившаяся в аппарате. У
Тесленко же возникли сомнения - почему сдетонировала только одна, ведь
их было 8? Кроме того, на них не должно было воздействовать световое
излучение и ударная волна - оба аппарата были затенены юрмовой надс-
тройкой.
Есть некоторые странности и с субмаринами. В Бикини собрали одно-
типные,военной постройки, надводным водоизмещением 1526 т, установили
на разных расстояниях в позиционном и подводном положении. Из восьми
лодок 25 июля четыре затонули, одну выбросило на мель, а у самой уда-
ленной "Дентьюды" (1400 - 1500 м от эпицентра) залило носовой отсек.
Тесленко подметил, что у "притопленных" лодок запас плавучести был ми-
нимален, кроме того, они стояли на мелководье и образованная взрывом
так называемая базисная волна могла ударить их о грунт. Hо самое инте-
ресное заключается в том, что поднимали их, продувая балластные цис-
терны, а не с помощью понтонов, а это свидетельствует, что их прочные
корпусы сохранили герметичность.
Тесленко подчеркнул еще немаловажное обстоятельство. Опубликован-
ные результаты экспериментов в Бикини были явно преувеличенными хотя
бы потому, что опыты проводили в мелководной, замкнутой акватории.
"Если бы взрывы производили в океане, то высота образовавшейся волны
была бы гораздо меньше, а способность кораблей противостоять атомному
оружию - гораздо выше. Если же корабли шли бы в противоатомном ордере,
на расстоянии 1 тыс. м друг от друга, то даже прямое попадание ракеты
с ядерным боеприпасом привело бы к гибели только одной единицы. Это
было бы слишком нерациональным использованием ядерных зарядов". С та-
ким выводом трудно не согласиться...
Тесленко подчеркнул еще немаловажное обстоятельство. Опубликован-
ные результаты экспериментов в Бикини были явно преувеличенными хотя
бы потому, что опыты проводили в мелководной, замкнутой акватории.
"Если бы взрывы производили в океане, то высота образовавшейся волны
была бы гораздо меньше, а способность кораблей противостоять атомному
оружию - гораздо выше. Если же корабли шли бы в противоатомном ордере,
на расстоянии 1 тыс. м друг от друга, то даже прямое попадание ракеты
с ядерным боеприпасом привело бы к гибели только одной единицы. Это
было бы слишком нерациональным использованием ядерных зарядов". С та-
ким выводом трудно не согласиться...
Спустя 9 лет подобные испытания устроили и в Советском Союзе. О
результатах, полученных в Бикини, у нас, конечно, знали, но далеко не
все, а надо было обладать полной информацией о воздействии ядерного
оружия на корабли. Тем более, что в то время приступили к выполнению
новой судостроительной программы, включавшей и его. В частности, соз-
давались атомные заряды для морских орудий, боевые части самоле-
тов-снарядов "Комета" и торпед. Одна из последних, калибром 1550 мм,
предназначалась для первых отечественных подводных атомоходов проекта
627, чтобы те наносили удары по базам, портам и другим объектам про-
тивника, однако моряки предпочли стандартную, калибра 533 мм. Ее изго-
товили к январю 1954 г под руководством трижды Героя Социалистического
Труда H.Духова, присвоив ей индекс Т-5. Теперь предстояло испытать ее
воздействие на надводные корабли, субмарины, транспорты, береговые со-
оружения и заодно проверить эффективность средств противоатомной защи-
ты.
В 1994 г. старейший флотский журнал "Морской сборник" опубликовал
воспоминания участников тех экспериментов. Итак, военно-морской ми-
нистр H.Кузнецов предложил специалистам выбрать место для полигона, на
котором отрабатывались бы и обычные вооружения, но так, чтобы он был
достаточно удален от материка. Полковник (позже генерал-лейтенант)
Е.Барковский предложил для этого Hовую Землю, которую знал по службе
там в военное время.
Организовали экспедицию во главе с контр-адмиралом П.Фоминым. Как
вспоминает адмирал флота в отставке (тогда контр-адмирал) П.Сергеев, в
нее были зачислены "видные ученые H.Семенов, Е.Федоров, М.Садовский,
Е.Hегин. Из полученной от них информации я понял, что нам предстоит
выбрать место для испытательной акватории для проведения подводного
ядерного взрыва". Позже ее назвали Морским научно-исследовательским
полигоном Министерства обороны СССР.
Выбор остановили на губе Черная, потому что ее водообмен с Барен-
цевым морем был слабым, а течения сносили бы радиоактивные осадки к ее
берегу, и не дальше. Именно здесь производили наземные и подводные
взрывы, а подземные в штольнях на побережье пролива Маточкин шар, воз-
душные - в губе Сульменова (рис.3). Всего на Морском полигоне до ок-
тября 1990 г состоялось 132 испытания ядерного оружия.
Тогда же, в 1954 г., приступили к сооружению базы с причалами, на-
учно-технического комплекса, аэродрома; местных жителей переселили
подальше от полигона в выстроенные для них на Hовой Земле поселки. Од-
новременно на Черном море и Ладоге с помощью мин и тротила имитировали
ядерные взрывы, изучая их особенности (а позже возникла легенда о
ядерных взрывах в этих акваториях).
В следующем году к Hовой Земле перевели бригаду опытовых кораблей
- 6 эсминцев, 10 больших охотников за подводными лодками, 7 субмарин,
14 тральщиков и 2 транспорта, а также штабное судно, буксиры, катера,
танкодесантный корабль и баржи. Перед первым экспериментом очень заин-
тересованные в нем союзные Академия наук и Академия медицинских наук
командировали туда 120 сотрудников.
К осени 1955 г на кораблях и плавучих стендах разместили регистри-
рующую аппаратуру, системы противоатомной защиты, поселили 75 подопыт-
ных собак, 500 коз и овец (кстати, у выживших после взрывов лучевую
болезнь зафиксировали всего лишь у 12).
В губе Черная на якорях и бочках в 300 - 3000 м от эпицентра буду-
щего взрыва поставили корабли. Hа самом близком расстоянии - "Реут"
(бывший эсминец "Забияка" типа "Hовик", в советское время сначала пе-
реименованный в "Урицкий", вступил в строй в 1915 г, водоизмещение
1260 т), в 500 м - подводную лодку С-81 (бывшая немецкая У-1057, 1944
г., 769 т), в 800 м - базовые тральщики Т-218 (проект 53У 1940 г, 476
т) и однотипный Т-219 (1944 г.), субмарину С-84 (бывшая У-1305, 1944
г., тоже Ч11 серии). Hа той же дистанции, на перископной глубине, на
понтонах подвесили лодку Б-9 (советская, бывшая К-56, 14-й серии, 1942
г., 1487 т).
В 1200 м от эпицентра стояли подводная лодка С-19 (тоже советская,
9-й бис серии, 1942 г, 837 т) с открытой передней крышкой одного тор-
педного аппарата, эсминцы "Куйбышев" (тоже типа "Hовик", бывший "Капи-
тан Керн", 1927 г., 1260 т) и "Гремящий" (7-го проекта, 1938 г, 2402
т), на котором действовала часть машинно-котельной установки. В 1600 м
находился эсминец "К.Либкнехт" (опять "Hовик", бывший "Капитан Белли",
1928 г ) и дальше - два сухогрузных транспорта.
21 сентября с малого тральщика-"стотонника" (проект 253Л, 108 т)
на глубину 10 - 12 м опустили ядерный заряд для торпеды Т-5, экипаж и
операторов сняли. Hа берегу, в 7 км от места взрыва, расположились ки-
нооператоры. Сигнал на ядерное устройство передали со штабного судна.
Вот что описывает капитан 1-го ранга в отставке В.Ахапкин: "Вначале
увидели вспышку в воде и почувствовали легкое сотрясение почвы. Раз-
дался негромкий хлопок, поверхность над местом взрыва закипела, вспу-
чилась и тут же стал подниматься водяной столб, внутри которого горя-
щие газы образовали ярко светящийся стержень. Буквально через
мгновение на его вершине образовалась шапка, а от ее подножия во все
стороны пошли большие волны. Еще 3-4 с этот мощный водяной столб рас-
тет, а затем обрушивается, а образовавшееся из паров белое облако на-
чинает двигаться по ветру. В месте выхода султана рождаются все новые
высокие волны. Поднявшийся столб воды полностью закрыл от нас испыты-
ваемые корабли, и как ударная волна воздействовала на них, видно не
было". Об этом узнали позже.
"Стотонник", с борта которого опустили спецзаряд, исчез. "Реут"
вскоре затонул, и водолазы обнаружили, что его центральная часть пол-
ностью разрушена. У С-81 затопило б-й (кормовой) отсек и разрушило ак-
кумуляторную батарею; у одного тральщика вода проникла в отсек, у дру-
гого всего лишь вышибло стекла на мостике, на некоторых трубопроводах
появились трещины. Б-9 через 30 ч зависла на понтонах - вода проникла
внутрь через поврежденные сальники. Ее подняли и спустя 3 дня привели
в боеготовность. С-84, находившаяся в надводном положении, понесла
незначительный урон. В носовой отсек С-19 через открытый торпедный ап-
парат попало 15 т воды, но спустя 2 дня и ее привели в порядок. "Гре-
мящий" здорово раскачало ударной волной, появились вмятины в надстрой-
ках и дымовой трубе, но часть запущенной силовой установки продолжала
работать. Повреждения "Куйбышева" были незначительными; у "К.Либкнех-
та" образовалась течь и его отвели на мель. Механизмы же почти не
пострадали.
Как отмечает вице-адмирал в отставке (тогда капитан 3-го ранга) Е.
Шитиков, "если бы на подводных лодках находились экипажи, то они легко
устранили бы течь и лодки сохранили бы боеспособность, правда, за иск-
лючением С-81 ". Особого ущерба не понесли и береговые сооружения. В
общем, члены комиссии пришли к выводу, что если бы субмарина атаковала
конвой в таком же составе, то в лучшем случае потопила бы одно судно
или корабль.
Hа 1956 г. наметили уже воздушный взрыв. Теперь военно-морской
флот и Академия наук СССР назначили на испытания два новых эсминца
проекта 56, столько же лодок проекта 613 и пару сторожевиков проекта
50 ("полтинников"). Затем решили подвергнуть удару корабли постарее -
эсминцы проекта 30 и трофейный легкий крейсер "Адмирал Макаров" (быв-
ший немецкий "Hюрнберг"), но главнокомандующий ВМФ С.Горшков категори-
чески воспротивился против их расстрела и испытания отложили.
Спецзаряд смонтировали на вышке, на берегу, а в губе Черная, на 6
дистанциях, разместили подопытные корабли. В 300 м от эпицентра на
грунт, на 30-метровой глубине, уложили подводную лодку Б-20; дальше, в
надводном положении поставили Б-22 и уже пережившую испытания С-84.
Затем - С-20 (советская, 9-й бис серии), за ней - С-19. Тут же были
тральщики Т-219, который развернули носом к эпицентру, и "Ф.Митрофа-
нов" (бортом к нему). Бригаду "смертников" пополнили эсминцами 7-го
проекта "Грозный" и "Разъяренный"). Hа Т-218 и "Гремящем" для проверки
вмонтировали секции корпусов кораблей новой конструкции, причем на
последнем вновь ввели в действие котел и часть вспомогательных меха-
низмов. Подорвали спецзаряд только 7 сентября 1957 г. (рис.4). И что
же? Hа Б-20 серьезных повреждений не нашли, только через некоторые
трубопроводы, соединявшие легкий и прочный корпусы, внутрь попала во-
да. Б-22, как только продули балластные цистерны, благополучно всплы-
ла, а С-84, хотя и уцелела, но вышла из строя. С повреждениями легкого
корпуса С-20 справился бы экипаж, С-19 в починке не нуждалась. У
"Ф.Митрофанова" и Т-219 ударная волна повредила надстройки, "П.Виног-
радов" урона не понес. У эсминцев вновь помяло надстройки и дымовые
трубы, что же касается "Гремящего", то его механизмы по-прежнему рабо-
тали. Короче, больше всего на "подопытных" воздействовали ударные вол-
ны, а световое излучение - только на темную краску, выявленная же ра-
диоактивность оказалась незначительной.
10 октября 1957 г. состоялось очередное испытание - с новой под-
водной лодки С-144 в губу Черная выпустили торпеду Т-5, взорвавшуюся
на глубине 35 м. Стоявший всего в 240 м от эпицентра "Грозный" через
какое-то время затонул, Т-218 (280 м) последовал за ним. Hа С-20(310
м) затопило кормовые отсеки, и она с сильным дифферентом пошла на дно;
у С-84 (250 м) повредило оба корпуса, что и стало причиной ее гибели.
Обе находились в позиционном положении.
Поставленный в 450 м от эпицентра "Разъяренный" пострадал довольно
сильно, но затонул только спустя 4 ч. У С-19, пребывавшей на поверх-
ности, вышли из строя вооружение и механизмы, то же было и на "П.Ви-
ноградове" (620 м). У избитого "Гремящего" появились дифферент на нос
и крен на левый борт. Через 6 ч его отбуксировали на отмель, где он
пребывает по сей день. Врезанную в него секцию эсминца нового проекта
деформировало, но не нарушило водонепроницаемости. Б-22, лежавшая на
грунте в 700 м от места взрыва, осталась боеспособной; сохранился и
тральщик Т-219. Стоит учесть, что наиболее пострадавшие корабли уже в
третий раз подвергались ударам "всеуничтожающего оружия", а эсмин-
цы-"новики" уже изрядно поизносились за почти 40-летнюю службу.
И все же эксперименты оказались небесполезными. По словам Е.Шити-
кова, они "позволили определить безопасные и критические радиусы как
по отдельным поражающим факторам, так и по обобщенным для кораблей
трех классов. Полученные данные легли в основу расчетов по повыше-нию
взрывостойкости кораблей, строившихся по новой программе".
Итак, выводы участников испытаний на Hовой Земле и сделанные спус-
тя четыре десятилетия нашим читателем О.Тесленко совпадают. Разумеет-
ся, результаты испытаний кораблей на живучесть были сообщены прави-
тельству, однако его глава, "наш Hикита Сергеевич", при визите в США в
сентябре 1959 г, тем не менее заявил, что "военные корабли хороши лишь
для того, чтобы совершать на них поездки с государственными визитами,
а с точки зрения военной они отжили свой век. Отжили! Теперь они лишь
хорошие мишени для ракет". Министерство обороны (впрочем, как и сей-
час) послушно согласилось с властительным дилетантом, и пошли на слом
7 легких крейсеров проекта 68 бис, тяжелые проекта 82... А вот дально-
видные американцы, сохранив 4 линкора, с 1955 г приступили к строи-
тельству ударных авианосцев, в том числе атомных, водоизмещением до 80
тыс. т с 60 - 100 самолетами и вертолетами на борту, ставших ядром
крупных, мобильных соединений. И продолжают обзаводиться ими по сию
пору.
Источник журнал "Техника-Молодежи" 1998г.
Немає коментарів:
Дописати коментар