пʼятницю, грудня 24, 2010

Атомные субмарины Китая- типа «Наn»

  102 м); рабочая глубина погружения 300 м; один реактор (48 мВт); паровые турбины 2 х 12000 л.с.; один гребной вал; 12/25 узлов; 6—533-мм ТА (нос.); боекомплект 20 торпед и ПКР типа YJ8-2; РЛС «Snoop Тгау», ГАС «DUUX-5»; экипаж 75 человек.

Многоцелевые атомные подводные лодки типа «Хань» стали гордостью китайского флота. Но строительство серии растянулось на 25 лет, так что к моменту вступления в строй пятой лодки проект морально давно устарел.


В середине 1950-х годов, несмотря на значительные трудности с экономикой, китайцы начали реализацию своей национальной ядерной программы. Как заявил Чэнь И, тогдашний министр иностранных дел КНР, «Китай останется без штанов, но будет иметь свою атомную бомбу». Эта же программа предусматривала строительство атомных подводных лодок.

Головную лодку серии (№ 401) заложили на верфи в Хулудао (200 км на северо-восток от Пекина) в 1967 году (там же были построены и остальные четыре). Она сошла на воду в 1970 году, верфь сдала ее флоту 1 августа 1974 года. Однако тут же выявились многочисленные производственные дефекты, в том числе серьезные неполадки в первом контуре охлаждения ядерного реактора. В результате длительной доработки на свое первое боевое патрулирование лодка вышла лишь через шесть лет — в 1980 году. Вторую лодку спустили в 1977 году, третью — в 1983, четвертую — в 1987, пятую — в 1990. Они вошли в строй в 1980 (№ 402), 1984 (№ 403), 1988 (№ 404) и 1991 (№ 405) гг.

Впрочем, разработка в Китае проекта подводного атомохода и, тем более, строительство целой серии оказались возможны лишь благодаря тому, что страны Запада, разыгрывая «китайскую карту» против СССР, начали поставлять китайским коммунистам отдельные образцы военной техники, оборудования и приборов. В частности, большой вклад в создание субмарин типа «Хань» внесли многие фирмы Франции и Германии.

Это не только первые китайские субмарины с ядерной ЭУ, но также первые в Китае с укороченным утолщенным корпусом типа «Albacore», и первые с одним гребным валом вместо двух. Лодки типа «Хань» не являются точной копией какой-либо иностранной конструкции, хотя в архитектурно-конструктивном плане они близки французским субмаринам типа «Rubis». Но китайские лодки значительно крупнее: длиннее (на 24 м) и шире (на 2,4 м); водоизмещение больше на 2100 т.

Ограждение шахт выдвижных устройств размещено со значительным сдвигом к носовой оконечности. Кроме шахт выдвижных устройств, в нем размещена также ходовая рубка. На ограждении смонтированы рубочные горизонтальные рули.

Ядерная ЭУ размещена в средней части корпуса. Как и у «Rubis», на лодке реализован принцип электродвижения: пар от паропроизводящей установки подается на два главных турбогенератора переменного тока, которые, в свою очередь, приводят в действие гребной электродвигатель. Для питания гребного электродвигателя можно также использовать резервный дизель-генератор переменного тока. Движитель — малошумный гребной винт большого диаметра.

Первые две лодки имели чисто торпедное вооружение: в носовой оконечности 6—533-мм ТА для самонаводящихся торпед типа Yu-З (китайский аналог советской торпеды СЭТ-65Э) либо Yu-1 (аналог торпед «53—51»). Вместо торпед лодка может брать до 36 мин. В боекомплекте следующих трех лодок появились противокорабельные ракеты типа YI-2. Это потребовало увеличить длину корпуса на 4 м, зато существенно расширило боевые возможности лодки. Впрочем, для пуска этих ракет лодка должна всплывать на поверхность, что повышает риск ее обнаружения и уничтожения.

В середине 1990-х годов первые две лодки серии прошли модернизацию, позволившую довести их до технического уровня трех следующих лодок. Во время модернизации вместо гидроакустического комплекса советского типа они получили более современный французский ГАК DUUX-5, который входит в состав радиоэлектронного вооружения и лодок второй подсерии (№№ 403—405). Он может одновременно определять местоположение трех целей. Дальность действия — до 30 км.

Для освещения воздушной обстановки и обнаружения надводных целей имеется РЛС, а для РЭБ и разведки — комплекс CEIEC mod 921-А.

В свое время мировые СМИ широко освещали инцидент с лодкой типа «Хань», которая в октябре 1994 в течение нескольких дней преследовала в Желтом море боевую группу авианосца ВМФ США «Kitty Hawk». Патрульный самолет ВМФ США S3 «Viking» засек лодку, когда она находилась в 450 милях от авианосца и шла в его сторону на перископной глубине. Субмарина приблизилась на 20 миль к «Kitty Hawk», прежде чем лечь на другой курс. Было ясно, что ее капитан сознательно позволил себя обнаружить с тем, чтобы показать, что доминированию ВМФ США в этом регионе брошен вызов.

А. Е. Тарас «Атомный подводный флот»


Немає коментарів: