вівторок, грудня 21, 2010

И снова история подводного флота США-Tullibee (SSN-597

Заложена 26.05.1958, спущена 27.04.1960, в строю с 9.11.1960. Верфь «Electric Boat».

2316/2607 т; 83,2 х 7,3 х 5,8 м; рабочая глубина погружения 300 м (предельная 350); реактор типа S2C; э.м. 1 х 2500 л.с.; 1 гребной вал; 12/15 узлов; 4—533-мм ТА (в средней части корпуса); ГАС BQS-2 (позже добавлена ГАС BQG-4); экипаж 56 человек.


Наряду с лодками типов «Skate» и «Rubis», одна из самых маленьких атомных подводных лодок в мире. Проектировалась в качестве противолодочной лодки-истребителя (hunter-killer). Она должна была патрулировать возле баз советских атомных подводных лодок или же находиться в засаде в каком-нибудь узком проливе. По плану, предполагалась постройка серии в 6 единиц. Однако после испытаний головной субмарины вопрос о строительстве остальных был закрыт.

Корпус своей формой напоминал гигантскую торпеду. Лодка отличалась высокой маневренностью. Она первой в американском флоте получила ГАС типа BQS-2, с дальностью обнаружения целей в активном режиме до 15 миль, а в пассивном — до 120 миль. Сферическая антенна этой ГАС заняла всю носовую часть корпуса, вытеснив оттуда торпедные аппараты.

Их пришлось разместить в средней части корпуса, под углом 10 градусов к диаметральной плоскости, после чего такое размещение стало в США нормой для последующих ударных лодок. Небольшое число торпедных аппаратов не отразилось на боевой эффективности субмарины благодаря созданию автоматизированной системы их перезарядки и применению самонаводящихся скоростных торпед.

Внутреннее расположение было достаточно оригинальным. В носовом отсеке размещалось все гидроакустическое оборудование и электронная аппаратура, обрабатывавшая данные, получаемые от ГАС. Казенники торпедных аппаратов входили в носовую часть второго отсека, а передние секции их труб выходили через носовую балластную цистерну в специальные бортовые ниши, закрываемые волнорезными щитами. Во втором отсеке располагался центральный пост, все жилые и основные служебные помещения, а также пост дистанционного управления энергетической установкой. В третьем отсеке находились главные и вспомогательные механизмы. Благодаря такой компоновке лодка имела малочисленный экипаж.

Силовая установка работала по турбоэлектрической схеме, что весьма существенно снизило уровень шума. Однако малые габариты реактора обусловили небольшую мощность силовой установки и, соответственно, низкую скорость хода. Кроме того, малые размеры обусловили отсутствие резервов пространства внутри прочного корпуса для размещения при модернизации новейшей электронной аппаратуры. Фактически, лодка получилась на 160 см длиннее, чем «Scate» и на 414 тонн легче, но скорость ее подводного хода упала на 5 узлов. Понятно, что охотиться за советскими атомными лодками даже первых проектов, развивавшими под водой скорость порядка 25—27 узлов, ей было бы весьма затруднительно.

Поэтому конструкторы разработали проект новой лодки «Thresher», в котором удалось совместить достоинства «Tullibee» (малая шумность, хорошая маневренность) и «Skipjack» (высокая скорость).

Несмотря на все недостатки, «Tullibee» несла боевую службу почти 28 лет. Она большей частью плавала у берегов США, осуществляя разнообразные исследования и тренируя американские силы ПЛО.

Списана 26.06.1988, сдана на слом в 1989.

А. Е. Тарас «Атомный подводный флот»


Немає коментарів: