суботу, січня 08, 2011

Из воспоминаний капитана 2- го ранга, флагманского механика 17 дивизии в Гремихе- Виктора Широбокова.

Об атомной подводной лодке К-27

 Данные об единственной в Союзе ,да и мире лодки  на котором были установлены  ядерные реакторы  с жидкометаллическим теплоносителем можно найти теперь в любом справочнике.  О самой атомной подводной лодке,.об ядерной аварии на ней писал неоднократно ее тогдашний турбогенераторщик, участник во всех мероприятиях того, да и других случаев .  Он член экипажа, я нет. Я штабной. Но пришлось крутиться пожалуй больше, чем списочным подводникам в силу сложившихся обстоятельств. Да и стоит заметить, что мы штабные порой больше экипажа работали на этом «жедезе.» Лодок  много, у каждой свои задачи, а контроль наш. Мы набирали ходовых часов и миль больше чем кто то из конкретного экипажа.

  24 мая 1968 года К-27 пришвартовалась  к пирсу вся звенящая от радиактивного излучения.. Дана команда всем сойти на причал- разумеется кроме одного управленца на пульте. Кто как поднимался через люки, а некоторых просто выгрузили. На атомных лодках порядок таков, что нельзя выйти или войти  на лодку минуя санпропускник. Санпропускник- это такая большая будка с душем и дозприборами, с отделением чистой и рабочей одежды. Каждый выходящий проходит душ и дозконтроль. Только потом идет в отделение чистой одежды и на выход. В тот раз я был свидетелем как проверяли командира БЧ-5 Алексея Иванова(командир БЧ-5 ) ( мы выходили вместе). Его терли в душе уже не первый раз, а приборы зашкаливали. Уже точками по телу выступали капельки крови, а люди СП его отправляли снова мыться. Капитан 2 ранга, спокойный и в общем то сильный человек уже кричал- Да это у меня внутри. А его снова отправляли мыться. Матрос выполнял инструкцию. Только с приходом начальника СП дали команду пропустить. В СП работали матросы срочной службы. Но это были азиаты, - как мы их называли тогда. Эти азиаты были специально подобраны, здоровые ребята, которые инструкцию  нарушить не могли из- за своих каких то восточных принципов. Тут будь ты адмирал или матрос- все в робе- тут ты обязан подчиняться им. Конечно мы штабные, да иногда и экипаж находили лазейки, но если ты им попался в это время- то будь здоров их требование выполни. Об этом я скажу ниже, как это было со мной. Так вот экипаж вертолетами и пароходом был доставлен в Североморск и далее в Питер, в медакадемию.Четверо переоблученных ( скончавшихся там вскоре) лежали в отдельных палатах. И вот исключение из правил- м-н Воевода и м-н Лагунов, штурманский электрик и ст. к-ды спецтрюмных, с момента аварии и до подхода к причалу клюкнули спирта. Причем Воевода не стал злоупотреблять, он надеялся еще сбегать и поверить какие то свои приборы в лаборатории, а Логунов принял хорошо. Оба были переоблучены до нескольких летальных доз. Причем они сделали это в гирокомпасной выгородке, за перебокой, в другом отсеке, в трюме ЦП, а Логунов еще исполнял обязанности в аварийном своем отсеке, на своем БП. Он как раз был старшина спецтрюмных. Воевода вскоре умер, а Логунов держался еще несколько лет. Этот случай описан уже в медицинской литературе. Лечивший Логунова Николая профессор позволял  ему все. Профессор принеси к обеду 50 гр. спирта - просил пациент и профессор приносил. Потом у Логунова начали выходить через ноги- это чаще всего бывает- осколки всяких радикалов из организма и ему отрезали ноги по частям, как колбаску. Но он жил, ему при академии дали квартиру, постоянно с ним была его жена. Он умер много позже тех  четырех, кто облучен был гораздо меньше. .Интересен и тот факт, что Логунов чувствовал когда кто то умирал, а он лежал совершенно один в палате и ни какой связи с другими не имел. Профессор, сегодня Виктор умер? Тот конечно отрицал. Но эти факты подтвердились- да именно сегодня умер Виктор. Была у него какая то интуиция.
           С эвакуацией л.с. началось обследование помещений на лодке. В 4-м отсеке обнаружили луч вторичного гамма излучения интенсивностью за 2000 рентген и более, большие поля быстрых и промежуточных нейтронов, большое количество золей . Все это рождало радиоактивные газы и золи в огромных количествах. По другим отсекам обстановка была тоже с превышением норм военного времени в порядки раз. Существовало такое понятие- Нормы военного времени- это означало, что уровень радиации мог превышать допустимый в несколько раз и командир имел право послать туда человека. Правильная пожалуй постановка вопроса, иначе спасая свою жизнь, человек способен угробить многих. Но это должна быть привилегия командира с соответствующими характеристиками характера и долга. Этим могут воспользоваться подлецы и трусы.
(продолжение следует)


Немає коментарів: